Конспект занятия по альтернативной коммуникации «Домашние птицы»
КОНСПЕКТ УРОКА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» ПО ПРЕДМЕТУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ».
Шляхтина Наталья Борисовна
ГБОУ АО «СКОШ №5»
АННОТАЦИЯ.
В работе представлена технологическая карта подгруппового занятия с умственно отсталыми обучающимися 3 класса по развитию речи, формированию навыков альтернативной коммуникации. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов, работающих по ФГОС О УО (2вариант).
Технологии: игровая, информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая, развивающего обучения
Цель: формирование навыков альтернативной коммуникации (глобальное чтение, визуальная поддержка) и развитие лексико-грамматических компонентов речи по теме «Домашние птицы».
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и закрепить знания по теме «Домашние птицы»
- формировать обобщающее понятия «Домашние птицы»
- запоминать и различать слова «утка», «индюк», «курица»
- уточнять и совершенствовать произношение звука «Ы» изолированно и в слогах.
Коррекционно-развивающие:
- расширять, уточнять и закреплять лексику по теме;
- закреплять употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа, через игры «Тень кого?»; «Вижу кого?»
- практиковать в употреблении существительных множественного числа, посредством упражнения «Найди парочку»;
- развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;
- развивать фонематическое восприятие и навык воспроизведения слоговых рядов в игре с мячом «Повторяй-ка».
-развивать мыслительные процессы через игру «Третий лишний», «Чья тень?».
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, через использование игровых приемов на уроке.
Методы и приемы:
Личностные БУД
-Осознание себя как «Я»
-Социально-эмоциональное участие в процессе общения и деятельности
Коммуникативные БУД
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации
-Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, слова)
Регулятивные БУД
-Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов
-Формирование умения выполнять действие по образцу
Познавательные БУД
-Понимание слов, обозначающих названия домашних птиц
-Учить классифицировать птиц на домашних и диких.
Оборудование: интерактивный стол Logo 25, презентация, карточки PECS, предметные картинки, настольные зеркала, мяч.
Этап урока | Содержание педагогической деятельности | Планируемые результаты | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Достаточный уровень | Минимальный уровень | Индивидуальная работа | Базовые УД Предметные результаты | |||
Организационный момент | (звенит колокольчик) -В колокольчик я звоню – поздороваться хочу. (Учитель приветствует каждого учащегося) | Дети рассаживаются перед интерактивным столом Дети словом и жестом здороваются с педагогом. | Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации | |||
-Ребята, сегодня на нашем занятии будет гость цыпленок Цыпа. Давайте поздороваемся с ним. (Слова приветствия: здравствуйте, привет, добрый день.) -Цыпленок потерялся и ищет маму. А вы знаете маму цыпленка? Кто она? (Курица). Чтобы ее найти нужно цыпленку пройти всю дорожку с заданиями (визуальное расписание). | Жестом и словом | Жестом | Тимофей обращается по имени отчеству. | Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов | ||
Сообщение темы урока. | -Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних птицах. | | | | | |
| -А где живет курица? Курица живет в курятнике у бабушки и дедушки. Давайте послушаем сказку про них и выполним артикуляционную гимнастику. | Отвечают по возможности | | | | |
Артикуляционная гимнастика | Жили - были дедушка и бабушка. К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). | Выполняют артикуляционную гимнастику с использованием индивидуальных зеркал. После выполнения переставляют цыпленка на визуальном расписании. | Применение педагогом индивидуальных стерильных зондозаменителей при выполнении детьми сложных артикуляционных поз (подъём языка к верхней губе, расслабление языка и др.) | | -Формирование умения выполнять действие по образцу | |
Актуализация знаний о зимних забавах. | -А какие ещё птицы могут жить у бабушки и дедушки? -Правильно, молодцы! -Давайте просмотрим презентацию. -Это домашние птицы Птицы делятся на домашних и диких. За домашними птицами ухаживает человек, а дикие птицы сами добывают себе пищу. -Как называются птицы, за которыми ухаживает человек? -Как называются птицы, которые сами добывают себе пищу? Давайте сейчас вы поможете мне разделить птиц на две группы. В курятник перемещаем домашних птиц, в лес – диких. | Гусь, утка, индюк, петух (Дети просматривают презентацию и называют птиц) (дети повторяют обобщающее понятие). Домашние Дикие Самостоятельно перемещают картинку. | Петух, гусь С подсказкой С подсказкой | Приёмом «Рука в руке» | -Понимание слов, обозначающих названия домашних птиц -Учить классифицировать птиц на домашних и диких. -Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, слова) | |
Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. | -Вы правильно распределили всех птиц. Предлагаю вам сесть за парты. -Ребята, на доске птицы. Но одна из них лишняя, какая? (Иллюстрации на доске: сова, петух, курица). Какая птица лишняя и почему? (Иллюстрации меняются несколько раз: курица, индюк, воробей; сова, воробей, петух) -Ребята, сейчас нам и Цыпе предлагается поиграть в игру «Один-много». На магнитной доске изображения птиц, вам нужно подобрать им парочку. -Смотрите, Цыплёнок Цыпа спускается всё ниже по нашему расписанию. -А теперь поработаем на листочках. Посмотрите внимательно глазками на тени и назовите, это тень кого? Соедините тень и птицу линией. | Обучающиеся пересаживаются за парты. | | | ||
Дети по очереди выходят к доске. Самостоятельно делают выбор, поясняют свой ответ. Сова –это дикая птица. Дети по очереди находят картинки и называют птиц в множественном числе. Утка-утки, гусь-гуси, курица-курицы, индюк-индюки, петух-петухи. После выполнения переставляют цыпленка на визуальном расписании. Простым карандашом дети проводят линии от птицы к её тени. По очереди отвечают: -Это тень петуха. -Это тень курицы (гуся, индюка, утки) | Педагог применяет наводящие вопросы, подводя ребенка к ответу. Ребенок повторяет слова вслед за логопедом. Педагог демонстрирует пример ответа | Педагог просит показать где петухи, где петух, где утка, где утки? Исправляется совместно с учителем задание, если это требуется. | -Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов -Формирование умения выполнять действие по образцу | | ||
Динамическая пауза | -Давайте поиграем с нашим Мишей. Выходите из-за парт и вставайте в круг. Миша любит песенку: Ы-Ы. Когда Миша высоко – пойте песенку громко (встают на носочки), если низко – тихо (приседают). -А теперь поиграем в мяч. «Мяч –лови и мяч – кидай, за мной слоги повторяй». Игра в мяч «Повторяй-ка» | Дети повторяют слоговые цепочки: пы-мы, мы-ты, ны-вы, фы-кы, пы-кы, гы-ды, мы-фы. | Слоговая цепочка озвучивается несколько раз. | Произнесение по одному слогу. | | |
| -Давайте вернемся на свои места. У вас есть карточки с птицами. Разложите их перед собой. И посмотрим внимательно, кто спрятался в траве. Давайте составим фразу, используя карточки. Упражнение «Вижу кого» (схема). | Дети составляют свои ответы сначала при помощи карточек, затем устно, правильно ставя существительные в В.п. Я вижу петуха (индюка, утку и т.д.) | Педагог оказывает организующую помощь. | Возможен ответ только при помощи карточек. | -Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов -Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, слова) | |
Пальчиковая гимнастика. | «Положи блинок в ладошку». Положи блинок в ладошку (прочертить пальцем круг на ладошке). Угости мурлыку-кошку, (Загибаем пальчики по очереди) Угости щенка Трезорку, Потом мальчика Егорку, Дай блиночек мамочке, Дай блиночек папочке | Выполняют упражнение вслед за педагогом. | Педагог в случае затруднений у ребенка подходит и оказывает помощь. | | -Формирование умения выполнять действие по образцу | |
Работа в тетради. | -Наш Цыпа спускает всё ниже. (Педагог делает акцент на визуальном расписании). А теперь выполним упражнение «Волшебный карандаш». Обведи слова так, чтобы они были яркие и красивые. -Отлично получилось. Давайте теперь эти карточки подарим птицам, их изображения на доске. Изображение птиц на доске подписаны. | Дети обводят слова «Курица», «Индюк», «Утка». Дети выходят к доске и «дарят» вывешивают слова рядом с соответствующей птицей. | Применяется приём «рука в руке». Учитель подсказывает, указывает на слова-подсказки. | | -Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов | |
Подведение итогов. | -Наш Цыпа нашёл свою маму. Он говорит вам – СПАСИБО! Педагог выставляет на визуальное расписание изображение мамы курицы. -Наше путешествие подошло к концу. -О каких птицах мы с вами говорили сегодня? -Как можно назвать их одним словом? Педагог звенит в колокольчик. -В колокольчик я звоню, попрощаться я хочу» | Перечисляют птиц. Домашние. Дети вспоминают слова прощания. | | | -Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации | |