Конспект занятия по альтернативной коммуникации «Домашние птицы»

3
0
Материал опубликован 12 September 2022

КОНСПЕКТ УРОКА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» ПО ПРЕДМЕТУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ».

Шляхтина Наталья Борисовна

ГБОУ АО «СКОШ №5»

АННОТАЦИЯ.

В работе представлена технологическая карта подгруппового занятия с умственно отсталыми обучающимися 3 класса по развитию речи, формированию навыков альтернативной коммуникации. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов, работающих по ФГОС О УО (2вариант).


Технологии: игровая, информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая, развивающего обучения

Цель: формирование навыков альтернативной коммуникации (глобальное чтение, визуальная поддержка) и развитие лексико-грамматических компонентов речи по теме «Домашние птицы».

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и закрепить знания по теме «Домашние птицы»

- формировать обобщающее понятия «Домашние птицы»

- запоминать и различать слова «утка», «индюк», «курица»

- уточнять и совершенствовать произношение звука «Ы» изолированно и в слогах.

Коррекционно-развивающие:

- расширять, уточнять и закреплять лексику по теме;

- закреплять употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа, через игры «Тень кого?»; «Вижу кого?»

- практиковать в употреблении существительных множественного числа, посредством упражнения «Найди парочку»;

- развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;

- развивать фонематическое восприятие и навык воспроизведения слоговых рядов в игре с мячом «Повторяй-ка».

-развивать мыслительные процессы через игру «Третий лишний», «Чья тень?».

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям, через использование игровых приемов на уроке.

Методы и приемы:

Личностные БУД

-Осознание себя как «Я»

-Социально-эмоциональное участие в процессе общения и деятельности

Коммуникативные БУД

-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации

-Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, слова)

Регулятивные БУД

-Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов

-Формирование умения выполнять действие по образцу

Познавательные БУД

-Понимание слов, обозначающих названия домашних птиц

-Учить классифицировать птиц на домашних и диких.


Оборудование: интерактивный стол Logo 25, презентация, карточки PECS, предметные картинки, настольные зеркала, мяч.



























Этап урока

Содержание педагогической деятельности

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Индивидуальная работа

Базовые УД

Предметные результаты

Организационный момент

(звенит колокольчик)

-В колокольчик я звоню – поздороваться хочу. (Учитель приветствует каждого учащегося)

Дети рассаживаются перед интерактивным столом

Дети словом и жестом здороваются с педагогом.


Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации



-Ребята, сегодня на нашем занятии будет гость цыпленок Цыпа. Давайте поздороваемся с ним.

(Слова приветствия: здравствуйте, привет, добрый день.)

-Цыпленок потерялся и ищет маму. А вы знаете маму цыпленка? Кто она? (Курица). Чтобы ее найти нужно цыпленку пройти всю дорожку с заданиями (визуальное расписание).


t1662992267aa.jpg

Жестом и словом

Жестом

Тимофей обращается по имени отчеству.

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов



Сообщение темы урока.

-Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних птицах.






-А где живет курица? Курица живет в курятнике у бабушки и дедушки. Давайте послушаем сказку про них и выполним артикуляционную гимнастику.

Отвечают по возможности




Артикуляционная гимнастика

Жили - были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),


ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)


ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).


ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),


И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).


ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).


БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),


БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).


ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),


НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).


ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Выполняют артикуляционную гимнастику с использованием индивидуальных зеркал.







После выполнения переставляют цыпленка на визуальном расписании.

Применение педагогом индивидуальных стерильных зондозаменителей при выполнении детьми сложных артикуляционных поз (подъём языка к верхней губе, расслабление языка и др.)


-Формирование умения выполнять действие по образцу

Актуализация знаний о зимних забавах.

-А какие ещё птицы могут жить у бабушки и дедушки?

-Правильно, молодцы!


-Давайте просмотрим презентацию.


t1662992267ab.jpg

-Это домашние птицы

Птицы делятся на домашних и диких. За домашними птицами ухаживает человек, а дикие птицы сами добывают себе пищу.

-Как называются птицы, за которыми ухаживает человек?

-Как называются птицы, которые сами добывают себе пищу?


Давайте сейчас вы поможете мне разделить птиц на две группы. В курятник перемещаем домашних птиц, в лес – диких.


t1662992267ac.jpg

Гусь, утка, индюк, петух


(Дети просматривают презентацию и называют птиц)












(дети повторяют обобщающее понятие).


Домашние


Дикие



Самостоятельно перемещают картинку.

Петух, гусь






















С подсказкой





С подсказкой























Приёмом «Рука в руке»

-Понимание слов, обозначающих названия домашних птиц

-Учить классифицировать птиц на домашних и диких.

-Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, слова)






Закрепление полученных знаний.

























Работа в тетради.

-Вы правильно распределили всех птиц. Предлагаю вам сесть за парты.

-Ребята, на доске птицы. Но одна из них лишняя, какая? (Иллюстрации на доске: сова, петух, курица).

Какая птица лишняя и почему?

(Иллюстрации меняются несколько раз: курица, индюк, воробей; сова, воробей, петух)






-Ребята, сейчас нам и Цыпе предлагается поиграть в игру «Один-много». На магнитной доске изображения птиц, вам нужно подобрать им парочку.

-Смотрите, Цыплёнок Цыпа спускается всё ниже по нашему расписанию.









-А теперь поработаем на листочках. Посмотрите внимательно глазками на тени и назовите, это тень кого? Соедините тень и птицу линией.

t1662992267ad.gif

Обучающиеся пересаживаются за парты.





Дети по очереди выходят к доске.

Самостоятельно делают выбор, поясняют свой ответ.

Сова –это дикая птица.



Дети по очереди находят картинки и называют птиц в множественном числе.

Утка-утки, гусь-гуси, курица-курицы, индюк-индюки, петух-петухи.

После выполнения переставляют цыпленка на визуальном расписании.



Простым карандашом дети проводят линии от птицы к её тени. По очереди отвечают:

-Это тень петуха.

-Это тень курицы (гуся, индюка, утки)




Педагог применяет наводящие вопросы, подводя ребенка к ответу.




Ребенок повторяет слова вслед за логопедом.





















Педагог демонстрирует пример ответа













Педагог просит показать где петухи, где петух, где утка, где утки?

















Исправляется совместно с учителем задание, если это требуется.

-Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов

-Формирование умения выполнять действие по образцу


Динамическая пауза

-Давайте поиграем с нашим Мишей. Выходите из-за парт и вставайте в круг. Миша любит песенку: Ы-Ы. Когда Миша высоко – пойте песенку громко (встают на носочки), если низко – тихо (приседают).


-А теперь поиграем в мяч. «Мяч –лови и мяч – кидай, за мной слоги повторяй».

Игра в мяч «Повторяй-ка»






Дети повторяют слоговые цепочки: пы-мы, мы-ты, ны-вы, фы-кы, пы-кы, гы-ды, мы-фы.






Слоговая цепочка озвучивается несколько раз.






Произнесение по одному слогу.




-Давайте вернемся на свои места. У вас есть карточки с птицами. Разложите их перед собой. И посмотрим внимательно, кто спрятался в траве. Давайте составим фразу, используя карточки. Упражнение «Вижу кого» (схема).


t1662992267ae.jpg


t1662992267af.gif

Дети составляют свои ответы сначала при помощи карточек, затем устно, правильно ставя существительные в В.п.


Я вижу петуха (индюка, утку и т.д.)

Педагог оказывает организующую помощь.

Возможен ответ только при помощи карточек.

-Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов


-Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения (жесты, слова)


Пальчиковая гимнастика.

«Положи блинок в ладошку».

Положи блинок в ладошку

(прочертить пальцем круг на ладошке).

Угости мурлыку-кошку,

(Загибаем пальчики по очереди)

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке

Выполняют упражнение вслед за педагогом.

Педагог в случае затруднений у ребенка подходит и оказывает помощь.


-Формирование умения выполнять действие по образцу


Работа в тетради.

-Наш Цыпа спускает всё ниже. (Педагог делает акцент на визуальном расписании). А теперь выполним упражнение «Волшебный карандаш». Обведи слова так, чтобы они были яркие и красивые.


-Отлично получилось. Давайте теперь эти карточки подарим птицам, их изображения на доске.

Изображение птиц на доске подписаны.

Дети обводят слова «Курица», «Индюк», «Утка».



Дети выходят к доске и «дарят» вывешивают слова рядом с соответствующей птицей.

Применяется приём «рука в руке».




Учитель подсказывает, указывает на слова-подсказки.


-Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на задание, на взрослого, на отвечающего одноклассника), желание выполнять инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов


Подведение итогов.

-Наш Цыпа нашёл свою маму. Он говорит вам – СПАСИБО!

Педагог выставляет на визуальное расписание изображение мамы курицы.

t1662992267ag.jpg


-Наше путешествие подошло к концу.

-О каких птицах мы с вами говорили сегодня?

-Как можно назвать их одним словом?

Педагог звенит в колокольчик.

-В колокольчик я звоню, попрощаться я хочу»















Перечисляют птиц.


Домашние.

Дети вспоминают слова прощания.



-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя альтернативные средства коммуникации




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.