Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Речь и альтернативная коммуникация
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка с умственной отсталостью и ТМНР значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения происходит на занятиях по речи и альтернативной коммуникации.
Целью обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает разделы: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Темы уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация.» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Ручной труд», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
Определение силы звука в игре «Колокол-колокольчик». Прослушивание потешек. Чтение сказок. Работа с пиктограммами. |
|
3 |
Моё имя. |
1 |
Изучение нового материала, комбинированный |
Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Настя?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Настя?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Рассматриваем графическое изображение имени. |
4 |
Звукоподражание. Слоговые песенки. |
1 |
Комбинированный |
Прослушивание слоговых песенок. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи слов «да» и «нет». Ученик пробует повторить слова. Прослушивание детских песенок – ученик пробует подпевать. |
5 |
Моя семья |
1 |
Комбинированный |
Просматривание видеороликов с записями «посланий» от членов семьи. Просматривание фотографий с изображениями членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и фотографию. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. |
6 |
Выражение жестом приветствия и прощания. |
1 |
Комбинированный |
Закрепление навыков жестового приветствия и прощания. Прослушивание детских стихотворений и выполнение действий |
7 |
Звукоподражание. Слоговые песенки. |
1 |
Комбинированный |
Прослушивание слоговых песенок. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи слов «да» и «нет». Ученик пробует повторить слова. Прослушивание детских песенок – ученик пробует подпевать. |
8 |
Резервный урок |
1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Выражение согласия звуком и жестом |
1 |
Изучение нового материала |
Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». |
2 |
Выражение несогласия звуком и жестом |
1 |
Изучение нового материала |
Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми левый кулачок». Ученик пробует отрицательно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием левого кулачка. Работа с пиктограммой «нет». |
3 |
Выражение согласия-несогласия звуком и жестом |
1 |
Обобщающий |
Ученик пробует при помощи учителя выбирать утвердительный или отрицательный ответ на заданный вопрос, озвучивать его звуком и показывать жестом – сжатием кулачка. Работа с пиктограммой «да», «нет». |
4 |
Посуда: бутылочка для питья, кружка |
1 |
Комбинированный |
Обследование пальцами рук с помощью учителя бутылочки для питья и кружки. Работа с пиктограммой бутылочки для питья и кружки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это бутылочка для питья?». Ученик выбирает пиктограмму кружки или бутылочки для питья, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или бутылочку для питья (в зависимости от выбранной учеником пиктограммы). Ролевые игры с кружкой. |
5 |
Посуда: тарелка, ложка |
1 |
Комбинированный |
Исследование пальцами рук с помощью учителя тарелки и ложки. Работа с пиктограммами тарелки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это тарелка?», «Это ложка?». Ученик выбирает пиктограмму тарелки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя тарелку или ложку (в зависимости от выбранного учеником пиктограммы). |
6,7 |
Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с понятиями радость и грусть. Прослушивание музыкальных композиций, отражающих радость и грусть. Работа с пиктограммами радостного и грустного лица. Ученик слушает композицию и с помощью учителя выбирает соответствующее пиктограмму. |
8 |
Резервный урок |
1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Звукоподражание. Домашние животные: кошка, собака |
2 |
Комбинированный |
Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: собака, кошка. Ученик пробует повторить голоса животных: кошка, собака. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
3 |
Фрукты. Яблоко |
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с яблоком: форма, запах, вкус. Работа с пиктограммы яблока. Ученик пробует ответить на вопрос «Это яблоко?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму яблока и передает учителю, в ответ получает яблоко в руки. |
4 |
Фрукты. Груша |
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с грушей: форма, вкус. Работа с пиктограммы груши. Ученик пробует ответить на вопрос «Это груша?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму груши и передает учителю, в ответ получает грушу в руки. |
5,6 |
Звукоподражание. Домашние животные: коза, корова |
2 |
Комбинированный |
Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: корова, коза. Ученик пробует повторить голоса животных: корова, коза. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
7 |
Фрукты. Мандарин |
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с мандарином: форма, вкус. Работа с пиктограммы мандарина. Ученик пробует ответить на вопрос «Это мандарин?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму мандарина и передает учителю, в ответ получает мандарин в руки. |
8 |
Фрукты. Банан |
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с бананом: форма, вкус. Работа с пиктограммы банана. Ученик пробует ответить на вопрос «Это банан?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму банана и передает учителю, в ответ получает банан в руки. |
9,10 |
Резервный урок |
2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Звукоподражание. Домашние птицы: курица, петух, гуси |
2 |
Комбинированный |
Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов птиц: курица, петух, гуси. Ученик пробует повторить голоса птиц: курица, петух гуси. Ученик слушает голос птицы и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
3,4 |
Овощи. Картофель |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с картофелем. Работа с пиктограммы картофеля. Ученик пробует ответить на вопрос «Это картофель?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму картофеля и передает учителю, в ответ получает картофель в руки. Чтение детских стихотворений про картофель. |
5,6 |
Овощи. Морковь |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с морковью. Работа с пиктограммы моркови. Ученик пробует ответить на вопрос «Это морковь?» при помощи голоса, жеста, пиктограммы. Ученик с помощью учителя берет в руки пиктограмму моркови и передает учителю, в ответ получает морковь в руки. Чтение детских стихотворений про морковь. |
7,8 |
Резервный урок |
2 |