12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дринь Оксана Вячеславовна23
Россия, Омская обл., Омск

Конспект урока

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Категория детей: дети с умеренной степенью умственной отсталости (2 вариант)

Класс: 1 (первый год обучения)

Дата:

Тема урока: Знакомство с пиктограммой «Семья».

Цель: познакомить с пиктограммой «Семья», с пиктограммами, обозначающими членов семьи.

Задачи: формирование представлений о семье;

формирование умений соотносить себя с соответствующей пиктограммой;

формирование умений узнавать / различать членов семьи;

формирование умений соотносить членов семьи с ответствующей пиктограммой и фотографией;

формирование интереса к процессу общения;

развитие навыков подражания: звукоподражаний, действий;

развитие мелкой моторики, внимания, памяти;

формирование усидчивости, аккуратности;

воспитание бережного отношения к учебным принадлежностям, тетрадям, воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам.

Оборудование: сюжетные картинки; тетрадь «Я – говорю! Ребенок в семье»; тетрадь «Все обо мне»; 8, 10, 11; фотографии детей и членов семьи, пиктограммы (семья, мама, папа, бабушка и дедушка, ребенок); интерактивная доска, проектор, документ-камера, ноутбук, принтер.

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

Орг. момент.

 

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок. Садитесь.

Повторение прошлого урока: соотнесение себя с собственной фотографией, с пиктограммами «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)».

Работа с тетрадью «Я – говорю! Ребенок в семье».

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 6).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

Покажи, где пиктограмма ребенок, где человечек на синем фоне?

Если ребенок сам не показывает пиктограмму, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

А где нарисован ребенок?

Что у ребенка в руках?

Если ребенок не говорит, учитель озвучивает, то, что показал ребенок.

Посмотри на прошлом уроке мы к этому изображению провели стрелку от пиктограммы.

Это ребенок (учитель показывает на пиктограмму).

Скажи: «Я ребенок». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) ребенок (показывает на пиктограмму). Повтори. Скажи теперь сам.

Как тебя зовут? (показывает на надпись около изображения ребенка)

Работа в тетради «Все обо мне»

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 3).

Скажи еще раз как тебя зовут?

А ты кто: девочка или мальчик?

Скажи: «Я мальчик (девочка)».

Покажи где, на рисунке мальчик (девочка)?

Если ребенок сам не показывает нужный рисунок, учитель его рукой показывает и повторяет инструкцию снова.

Скажи: «Я мальчик (девочка)». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) мальчик (девочка) (показывает рисунок). Повтори. Скажи теперь сам.

Скажи еще раз: «Я мальчик (девочка)».

Молодец!

Пальчиковая гимнастика.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого; на последней строчке сгибаются все пальчики одновременно. Повторяется 2 раза: для правой и левой руки.

Учитель показывает. Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

Знакомство с пиктограммой «Семья».

Работа с тетрадью «Я – говорю! Ребенок в семье».

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 8, 6, 7).

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

Посмотри, это пиктограмма «Мама». А вот так она выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением мамы).

Найди здесь картинку, где нарисована мама.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.

Если ребенок не может сам провести стрелку, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

Скажи: «Мама».

Посмотри, это пиктограмма «Папа». А вот так он выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением папы).

Найди здесь картинку, где нарисован папа.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к нему стрелку.

Скажи: «Папа».

Посмотри, это пиктограмма «Бабушка (баба)». А вот так она выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением бабушки).

Найди здесь картинку, где нарисована бабушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.

Если ребенок не может провести стрелку, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

Скажи: «Баба (бабушка)».

Посмотри, это пиктограмма «Дедушка (деда)». А вот так он выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением дедушки).

Найди здесь картинку, где нарисован дедушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к нему стрелку.

Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

Скажи: «Деда (дедушка)».

Посмотри, это пиктограмма «Семья». Здесь схематично изображены все члены семьи. А вот так семья выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением всей семьи).

Найди здесь картинку, где нарисована вся семья: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка.

Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова.

Проведем к ней стрелку.

Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».

Скажи: «Семья».

Молодец!

Зрительная гимнастика.

Зажмурили сильно глазки, открыли глазки, зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Закрыли глазки, легли на парту на ручки, отдохнули (20-30 сек.). Зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Отдохнули и продолжаем работать.

Продолжение работы.

Работа в тетради «Все обо мне»

Учитель открывает ученикам тетради на нужной странице, если дети сами не умеют (стр. 1).

Покажи, где здесь …… (имя ребенка).

…… (имя ребенка) еще маленький, ребенок. Покажи, где пиктограмма «Ребенок».

…… (имя ребенка) кто: мальчик или девочка?

Скажи: «Я мальчик (девочка)». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) мальчик (девочка) (показывает рисунок). Повтори. Скажи теперь сам.

Скажи еще раз: «Я мальчик (девочка)».

Покажи, где на фотографии мама.

Покажи, а где пиктограмма мама.

Покажи, где на фотографии папа.

Покажи, а где пиктограмма папа.

Покажи, где пиктограмма бабушка (баба).

Покажи, а где пиктограмма бабушка (баба).

Покажи, где пиктограмма дедушка (деда).

Покажи, а где пиктограмма дедушка (деда).

Молодец!

Физминутка.

 

 

Повторение.

Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.

Учитель показывает сюжетные картинки с членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.

Итог урока.

Ребята, наш урок заканчивается. Сегодня мы с вами познакомились с пиктограммами, которые обозначают членов ваших семей. Узнали как обозначаются мама, папа, бабушка и дедушка.

Оценка учащихся.

На столе у учеников: «Я – говорю! Ребенок в семье», тетрадь «Все обо мне», пиктограммы (семья, мама, папа, бабушка и дедушка, ребенок) карандаши.

Ученики стоят возле парт и садятся по команде учителя.

Ученики открывают тетради, если умеют работать по образцу (стр. 6).

Ученик показывает пиктограмму (если может).

Ученик показывает на изображение ребенка.

Ученик показывает на игрушку (медведь) или произносит (издает любые звуки) слово «игрушка (медведь)», если может.

Ученик повторяет за учителем действия.

Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

Ученик показывает на свое имя или пытается его произнести.

Ученик повторяет за учителем действия.

Ученик показывает, где написано «мальчик (девочка)» или старается произнести.

Ученик показывает.

Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

Ученик повторяет за учителем действия и старается подражать произношению.

Ученик повторяет за учителем действия и одновременно старается копировать речь учителя (произносить отдельные звуки, слоги, слова).

Ученик показывает картинку мамы.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку папы.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку бабушки (бабы).

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку дедушки.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.

Ученик показывает картинку всей семьи.

Ученик карандашом проводит стрелку.

Ученик старается произнести слово или скопировать отдельные звуки или слоги.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Горелова Татьяна Петровна, 14.11.17 в 15:21 0Ответить Пожаловаться
Авторов тетрадей укажите, пожалуйста.
Дементьева Ирина Михайловна, 14.11.17 в 15:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Вот только ссылка на Ютуб не выделена вся, поэтому по ней попадаем на главную страницу, а не на страницу с физминуткой.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.