Вводный урок в 7 классе «Химия, как часть естествознания. Предмет химии»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка вводного урока химии. 7 класс
Тема: «Химия как часть естествознания. Предмет химии»
Цель урока: знакомство с предметом химии и основными химическими понятиями: вещества (вещества простые и сложные, их свойства, применение) и тела.
Задачи урока:
образовательные:
-дать понятие о химии как части естествознания, сформировать понятие о науке химии, показать необходимость знаний веществ, их свойств и применения;
-ввести понятия «химия», «вещество»;
-показать деление веществ на группы (простые и сложные);
развивающие:
- развивать логическое мышление детей;
- привить умение сравнивать и делать выводы, умение применять полученные знания на практике;
воспитательные:
- воспитывать у обучающихся интерес к предмету, истории развития науки химии;
- показать значимость отечественных ученых в вопросе развития химии;
- формировать умения работать в парах, группах, совместно решать задачу и принимать решение; умение слушать, слышать учителя и одноклассников.
Тип урока: УИНМ (урок изучения нового материала).
Методы обучения: объяснение, межпредметная и внутрипредметная беседа, рассказ, химический эксперимент, метод классификации, демонстрация презентации.
Приёмы обучения: мозговой штурм и учебный диалог (цель – проверка изученных знаний и понимания изучаемого), составление схем, составление синквейна, обращение к жизненному опыту обучающихся.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска (или белый экран).
Образовательные технологии:
ИКТ
Коммуникативные
Исследовательские
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Позитивный настрой на работу. Запись в тетради числа, темы урока (слайд 1).
Учитель: что Вы представляете, когда слышите слова «химия»? Какие возникают образы, ассоциации?
Этимология слова «Химия», т.е. откуда оно произошло и что обозначает (слайд 2-6).
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова "химия". Существует несколько версий.
Согласно первой версии, термин "химия" произошел от египетского слова "Хем" - арабского названия этой страны. В таком случае "химия" можно перевести как "египетская наука".
Это же слово означало "черный" - видимо, по цвету почвы в долине реки Нил, протекающей по территории Египта (в противовес бесплодным пескам пустыни). "Кем", или "Хем" (Khemia - "Черная страна", «страна с черной землей») - так называли в древней Греции Египет; этот термин встречается у Плутарха. В таком варианте слово "химия" переводится как "черная наука" или "наука черной земли", но и в этом случае имеется в виду Египет, то есть смысл такого перевода такой же, как в первом варианте.
Вторая версия выводит слово "химия" из греческого χυμος ("хюмос"), которое можно перевести как "сок растения". Этот термин встречается в рукописях, содержащих сведения по медицине и фармакологии.
Согласно же третьей версии, слово "химия" происходит от другого греческого слова - χυμα ("хюма"), означающего "литье", "сплав". В таком случае "химия" - это искусство литья выплавки металлов, то есть металлургии.
Термин "химия" впервые употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке н. э. Он использовал этот термин в смысле «настаивание», «наливание». Современное слово для обозначения науки химии произошло от позднелатинского chimia и является интернациональным: например, в английском языке - chemistry, в немецком - Chemie, французском - chimie. В русском языке этот термин появился в эпоху Петра I.
История развития химии (слайд 7 – 10).
В Европу сведения о химии частично попадали через Византию, а затем - через Испанию, после завоевания ее арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены «греческим огнем» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией ученый, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в VIII - IX вв. появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия». Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорит о периоде химии с 300 г. до 1600 г.
В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля: Однако, из-за трудностей и опасностей, перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объему товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить основной обменный эквивалент - золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования, алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изучили и описали их. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением - пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник.
Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом - латунью или бронзой. Еще Аристотель в IV веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении ее с цинком или оловом, образуются золотисто-желтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не все золото, что блестит».
За долгие годы работы, алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ; разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются и сегодня.
Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении лекарств», - писал Парацельс. Он считал, что все живое состоит из трех начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.
К XVII в. практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дольше сохраняться. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 г. Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась все сильнее. Новая общая теория химии, развитая около 1700 г. Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения. Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество«флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные. Кроме того, она выдвинула ряд новых проблем, требовавших научного исследования. Именно в эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы и другие вещества. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.
Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определенным временем ее возникновения можно условно считать середину XVIII - начало XIХ века. В это время жили и работали великие ученые: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли; Карл Вильгельм Шееле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемфри Дэви, Майкл Фарадей и др. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии.
Химия все больше использовала методы физики и математики. В XIX в. становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Станислао Каниццаро, Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Анри Муассана, Эмиля Фишера и др.
Современная химия очень многогранна. Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.
Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента.
Учитель: химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами на сегодняшнем занятии.
Что же такое химия?
Чем она отличается от других наук?
Что она изучает?
Это вопросы, на которые мы с вами должны ответить.
Стоит отметить высказывание об этой науки великого человека М.В. Ломоносова: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде отражаются перед очами нашими успехи ее прилежания».
Используя материал учебника (параграф 1), заполним схему «Естественные науки» и запишем определение этого понятия в тетрадь (слайд 11).
Естественные науки – это науки, которые изучают природу и происходящие в ней изменения Человек познает природу, наблюдая природные явления (происходящие изменения).
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие. (слайд 12)
Тела и вещества.
Учитель: приведите примеры тел и веществ. Дайте определения понятий «тело» и «вещество».
Учащиеся отвечают на вопрос самостоятельно или пользуясь текстом учебника.
Записывают определения в тетрадь.
Задание. Выпишите названия тел (1 вариант) и веществ (2 вариант)
Свеча, парафин, алюминий, кастрюля, пробирка, снежинка, железо, вода, крахмал, золото, лампа, спирт. (слайд 13)
После выполнения задания, обучающиеся зачитывают выписанные слова, обсуждают ответы.
Задание. Укажите лишнее слово в каждой группе.
А) проволока, ложка, алюминий, фольга.
Б) железо, серебро, золото, кольцо.
В) пылинки, кислород, азот, углекислый газ. (слайд 14)
После выполнения задания, обучающиеся зачитывают выписанные слова, обсуждают ответы.
Учитель: Чем вещества отличаются друг от друга? (Каждое вещество имеет свои уникальные свойства)
Свойства веществ.
Задание. Заполните таблицу, используя собственные наблюдения. (слайд 15)
Физические свойства золота, соли, кислорода.
Свойства веществ |
Золото |
Соль |
Кислород |
Агрегатное состояние |
|||
Цвет |
|||
Блеск |
|||
Запах |
|||
Растворимость в воде |
|||
Пластичность / хрупкость |
|||
Электропроводность |
|||
Теплопроводность |
Учитель: Что такое свойства веществ?
Обучающиеся читают фрагмент текста учебника. Формулируют определение понятия «свойства вещества».
Учитель: О каком веществе идет речь? (слайд 16-19)
В одной из книг об этом веществе написано так: «вещество, которое создало нашу планету». Оно играет огромную роль в формировании климата. Взрослый человек на 64% (по массе) состоит из этого вещества, ребенок – на 85%. Вещество – прекрасный растворитель.
Вещество известно с древнейших времен. Название ему дал греческий врач Диоскорид, означает в переводе «серебряная вода». Единственный жидкий металл при комнатной температуре. Его используют во многих приборах: термометрах, манометрах, барометрах. Сплав этого вещества с другими металлами называют амальгамой.
Для нормальной жизнедеятельности взрослый человек должен ежедневно получать 20 – 25 г этого вещества. Оно необходимо для приготовления почти всех блюд. Говорят, чтобы узнать человека хорошо, нужно съесть вместе с ним пуд этого вещества.
Легко измельчается в порошок. Вещество не растворяется в воде и не смачивается водой. Издавна используется при изготовлении косметических средств и при лечении кожных заболеваний. Дома его найти трудно, оно спрятано в спичечных головках.
Учитель: составьте синквейн к слову «химия».
Рефлексия. (слайд 20)
«На уроке мне понравилось…»
«Было интересно…»
«Было трудно…»
«Мне хотелось бы узнать…»
«Я научился…»
Домашнее задание. (слайд 21)
Параграф 1. Упражнения 1-4. Выучить определения терминов.
Список литературы
1. С. И. Левченков «Краткий очерк истории химии» - Учебное пособие для студентов химфака РГУ
2. Н.А.Фигуровский, "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.»
3. Сайт http://pedsovet.su/Фокина Лидия Петровна (оформление презентации)
4. «Как развивалась химия…» - Устный журнал учителя химии Богуцкой Л.Н. (http://dogend.ru/docs/index-413705.html)
5. «Посвящение в химики». Занимательный химический час. Е. Ю. Перфилова директор МУ «Центр развития образования», Т. В. Коваль методист МУ «Центр развития образования» (http://rudocs.exdat.com/docs/index-1685.html?page=2) 6. Программа учебной практики. Методика преподавания химии. Составитель рабочей программы Кошелева О.А., к.п.н., преподаватель кафедры химии (http://refdb.ru/look/1475403-pall.html#2)
Презентация. /data/files/u1484940952.pptx (Вводный урок химии.Баранова М.А)