Вводный урок по химии в 8 классе
Артеменко Екатерина Викторовна
учитель химии
Вводный урок по химии в 8 классе
Тема: ЗНАКОМЬТЕСЬ – ХИМИЯ!
Тип урока: урок деятельностной направленности – урок «открытия» нового знания.
Методы и методические приемы: наглядный, проблемный.
Оборудование: ноутбук (или компьютер), мультимедийный проектор.
Реактивы для проведения демонстрационных опытов: кусочек льда, сахар, стакан воды, свеча, дихромат аммония, лучинки, спички, асбестовая подставка, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, спиртовка, пробирка, пробиркодержатель.
Раздаточный материал для учащихся: медь, пустой стакан, стакан с водой, алюминий, осколок вазы, графит, полиэтилен, провод, свеча, глина, батарейка; красный и зеленый листы бумаги на каждую парту; каждому учащемуся карточки трех цветов – красный, желтый, зеленый и листочки для рефлексии.
Цель: создание положительной мотивации и повышенного интереса к изучению предмета химии.
Задачи:
- Сформировать у учащихся первичные знания о предмете «Химия», веществах и их свойствах (формирование предметных УУД).
- Продолжить развитие у учащихся умений:
- оценивать свою деятельность на основе критерия успешности учебной деятельности (формирование личностных УУД);
- работать в группах (продуктивно взаимодействовать и сотрудничать с одноклассниками и учителем), оформлять свои мысли в устном и письменном виде (формирование коммуникативных УУД);
- выявлять причинно-следственные связи, самостоятельно работать по плану и прогнозировать результат своих действий (формирование регулятивных УУД);
- анализировать полученную информацию и результаты своей деятельности, делать выводы, работать с текстом, классифицировать и выделять главное (формирование познавательных УУД).
Планируемые результаты:
1. Предметные: учащиеся ознакомятся с правилами техники безопасности в кабинете химии; научатся раскрывать смысл химических понятий «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «химический элемент», распознавать простые и сложные вещества, отличать простое вещество от химического элемента; получат возможность научиться характеризовать вещества по составу, устанавливать связь между составом веществ и их свойствами.
2. Метапредметные:
3. Личностные: формирование навыков самоконтроля (при выполнении самостоятельной работы), осознанного и уважительного отношения к одноклассникам и их мнению (при совместной работе в парах), ценности и безопасности образа жизни (при знакомстве с правилами техники безопасности в кабинете химия).
- Регулятивные: организация учебной деятельности, планирование и оценивание учебных действий, определение затруднений при выполнении учебной задачи.
- Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность – находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (при работе в парах); корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
- Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам (при выполнении заданий на определение простых и сложных веществ), строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и наоборот. Определять логические связи между понятиями (при беседе с учителем).
Ход урока:
1. Организационный момент (7 мин).
Учитель приветствует учащихся. Знакомится с ними.
Учитель: Добрый день уважаемые восьмиклассники. Меня зовут Екатерина Викторовна. И как Вы догадались из расписания, Вы пришли сегодня на урок химии. Предмет это для Вас новый и сегодня я начну Ваше с ним знакомство! И начну я его с правил поведения в кабинете химии (у учащихся на столах лежат памятки (приложение №1), которые учащиеся вкладывают/вклеивают себе в тетради). У Вас на столе лежат памятки «Правила поведения в кабинете химии». Давайте вместе с ними ознакомимся, постараемся их запомнить и обязуемся их соблюдать (учащиеся совместно с учителем знакомятся с памяткой, обсуждают ее и возникшие при прочтении пунктов памятки вопросы).
2. Мотивация к учебной деятельности (10 мин).
Учитель: Предмет «Химия» вводиться в обучение только в восьмом классе (самым последним) тогда, когда Вы уже получили необходимые знания по биологии, географии, физике, математике. Как Вы думаете, почему?
Учащиеся: Наверное, потому, что это очень сложный предмет и для его понимания необходимы знания из других областей.
Учитель: Совершенно верно! Но, кроме того, что предмет действительно не простой, он еще и довольно интересный. Предлагаю Вашему вниманию несколько занимательных экспериментов.
Учитель проводит ряд демонстрационных опытов (приложение № 2).
3. Первичное усвоение новых знаний и проверка их понимания (17 мин).
Учитель: Как Вы догадываетесь, я показала Вам именно эти опыты не случайно! Они касаются непосредственно темы нашего сегодняшнего урока. Как Вы думаете, можно ли классифицировать опыты и если да, то по какому признаку?
Учащиеся: Высказывают свои точки зрения и приходят к тому (посредством наводящих вопросов учителя), что в одних опытах вещества не изменяются, а в других – изменяются.
Учитель: Совершенно верно! Как же называются явления, при которых вещества не изменяются, а только лишь меняют свою форму?
Учащиеся: Физические явления.
Учитель: А если в процессе какого-либо явления мы с Вами получаем новое вещество, то это явление называется …?
Учащиеся: Химическим.
Учитель: Молодцы! Знания, из какого предмета Вам понадобились, чтобы ответить мне на эти вопросы?
Учащиеся: Из физики.
Учитель: Хорошо! Откроем Ваши рабочие тетради, поставим в них сегодняшнее число. Тему мы пока с Вами записывать не будем, Вы поможете мне сформулировать ее вместе с целью в конце урока. Оставив место для написания темы и цели (пять-семь строк/клеточек), зарисуем с Вами небольшую схему (схемы и определения выводятся на слайд мультимедийной презентации):
Учитель: Мы с Вами уже сказали, что в процессе данных явлений происходят или не происходят изменения веществ. А что же такое вещество?
Учащиеся: Высказывают свои мнения и при помощи наводящих вопросов приходят к выводу, что вещество – это то, из чего состоят окружающие нас тела.
Учитель: Молодцы! Давайте запишем данное определение в рабочую тетрадь. Предлагаю выделять определения, например, обводить их в рамочку, чтобы в дальнейшем Вам было легче находить их у себя в тетради.
Учитель: Теперь давайте обратимся к раздаточному материалу на Ваших столах. На разносах у Вас имеются медь, пустой стакан, стакан с водой, алюминий, осколок вазы, графит, полиэтилен, провод, свеча, глина, батарейка. Из приведенного перечня выберите вещества и тела. Для этого я Вам предлагаю в течение двух минут поработать в парах и поместить тела на красный лист бумаги на Ваших столах, а вещества – на зеленый.
Учащиеся работаю в течение двух минут в парах.
Учитель: Итак, время вышло. Предлагаю проверить, что получилось.
Учитель озвучивает правильные ответы, которые дублируются на мультимидийной презентации. После проверки правильности распределения представленного раздаточного материала по разным листам бумаги, учащиеся могут задать учителю вопросы.
Учитель: Хорошо! Молодцы! Мы с Вами разобрались, что такое вещество, а что такое физическое тело и вполне можем их различить. А из чего же состоит само вещество?
Учащиеся: Из атомов и молекул. И здесь нам тоже пригодились знания из физики!
Учитель: Хорошо. Давайте запишем:
Учитель: Теперь обратите Ваше внимание на модели, которые лежат на моем столе.
Учитель демонстрирует модели веществ (кислорода, воды, метана, этилового спирта, угарного газа, гелия, озона, водорода) с объяснением, что это за вещества и из каких атомов они состоят.
Учитель: Скажите, пожалуйста, это все вещества?
Учащиеся: Да!
Учитель: А почему же для построения некоторых веществ я использовала одинаковые атомы (кислород, озон, гелий, водород), а для построения других – разные (метан, угарный газ, этиловый спирт)?
Учащиеся: Наверное, потому, что одни вещества простые, а другие – сложные.
Учитель: Молодцы! Давайте в Ваших тетрадях дополним нашу схему.
Учитель: Итак, разобрались, что вещества могут быть простыми, а могут быть сложными. Для закрепления умения разделять вещества, предлагаю Вам выполнить упражнение № 6 на стр. 10 Вашего учебника (О.С. Габриелян, Химия, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений). Откройте учебники, найдите это упражнение, ознакомьтесь с ним. В рабочей тетради напишите упражнение № 6, поставьте букву а) и перечисляете названия веществ, которые относятся к простым, под буквой б) – к сложным. Приступайте, на это Вам даю я целую минуту.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, суть которого в том, чтобы отнести вещества, модели молекул которых изображенных на рисунке 6, к простым и сложным.
Учитель: Время вышло теперь я предлагаю вам себя проверить. На слайде выведены правильные ответы, сверьте их, пожалуйста, с записями в Вашей тетради. А теперь поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Учащиеся поднимают руки. Молодцы. А у кого допущена одна ошибка? Учащиеся поднимают руки. А у кого – две? Учащиеся поднимают руки. Есть те, кто допустил более двух ошибок? Я очень рада, что таких учащихся нет!
Учитель: Мы с Вами сегодня очень хорошо поработали! Вы все большие молодцы! И прежде чем получить домашнее задание, скажите, мы с Вами ничего не забыли?
Учащиеся: Нет.
Учитель: А посмотрите в свою тетрадь… После даты сегодняшнего занятия у нас с Вами зачем то остались пустые строчки.
Учащиеся: Мы не определили тему и цель урока.
Учащиеся могут сразу сказать, что нет темы урока и его цели.
Учитель: Хорошо, давайте же попробуем сформулировать тему урока.
Учащиеся: Предлагают разные темы и при помощи наводящих вопросов формулируют тему и цель урока и записывают в рабочую тетрадь.
Тема и цель выводятся на слайд.
Учитель: Ну и теперь осталось самое главное, ответить на вопрос – что же такое химия?
Учащиеся: Высказывают свои мнения и при помощи наводящих вопросов учителя приходят к выводу, что химия – это наука о веществах, их свойствах и о превращении веществ.
Учитель: Молодцы! Запишем данное определение в тетрадь.
5. Домашнее задание, инструктаж о его выполнении (3 мин).
Учитель: Пришло время получить домашнее задание. Оно будет у Вас немного творческим. Откройте Ваши дневники и запишите – составить кроссворд, викторину, игру или что-то подобное по пройденной Вами теме. Например, это может быть игра «Крестики-нолики» (на слайде представлена данная игра).
В таблице представлены названия веществ.
Задание: Найдите выигрышный путь, который составляют названия тел.
Вилка |
Графит |
Воск |
Линейка |
Свеча |
Ваза |
Кислород |
Соты |
Железо |
Правильный ответ:
Вилка |
Графит |
Воск |
Л
инейка |
Свеча |
Ваза |
Кислород |
Соты |
Железо |
Учитель: А если вдруг Вы люди не совсем творческие и Вам сложно сделать это задание, то Вы можете выполнить упражнения № 7 и 9 на стр.11 в Ваших учебниках.
6. Рефлексия (3 мин)
Учитель: Урок наш подошел к концу. И я бы хотела узнать Ваше мнение по поводу первого урока химии в Вашем классе. На Ваших столах лежат листочки (приложение № 3), прошу Вас закончите, начатые на них предложения.
Учащиеся отвечают на вопросы 1-2 мин.
Учитель: Спасибо всем большое за урок! До новых встреч!
Приложение № 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ:
Соблюдение данных правил обязательно для всех учащихся,
находящихся в кабинете химии.
- Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в присутствии учителя.
- Учащимся запрещается вносить или выносить из кабинета химии любые вещества без разрешения учителя!
- В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
- Учащимся запрещается бегать по кабинету, загромождать проход сумками, портфелями.
- Рабочее место должно быть в чистоте, не загромождено лишними предметами.
- Звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены во время занятия.
- Во время демонстрации опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах (пересаживаться разрешается только с разрешения учителя).
- В случае получения какой-либо травмы во время урока, а также при плохом самочувствии необходимо незамедлительно поставить в известность учителя.
- При возникновении в кабинете во время урока аварийной ситуации (пожар, появление сильных, резких, отравляющих запахов) учащимся следует подчиняться указаниям учителя.
Демонстрационные опыты
для вводного урока в 8 классе по теме «Знакомьтесь – ХИМИЯ»
Опыт № 1. Плавление кусочка льда.
Кусочек льда поместить в фарфоровую чашечку. Чашечку закрепить в держателе. Поджечь спичкой спиртовку. Нагреть фарфоровую чашечку (наблюдаем переход воды из твердого состояния в жидкое).
Опыт № 2. Растворение сахара в стакане с водой.
В стакан с водой поместить сахар, перемешать (наблюдаем растворение сахара в воде).
Опыт № 3. Горение свечи.
Осторожно! Свечу поместить в фарфоровую чашечку (или подсвечник). Спичкой поджечь лучинку, а от лучинки поджечь свечу. Дать свече хорошо разгореться. Взять стеклянную палочку и внести ее в пламя свечи (наблюдаем появление на поверхности палочки копоти). Сухую пробирку закрепить в пробиркодержателе, спичкой поджечь спиртовку, перевернуть пробирку вверх дном и держать над пламенем спиртовки (наблюдаем появление капелек воды на стенках пробирки).
Опыт № 4. Разложение дихромата аммония.
Осторожно! В фарфоровую чашку поместить на асбестовую подставку, насыпать в нее на 2/3 объема кристаллического дихромата аммония. Спичкой поджигаем лучинку и вносим ее в массу кристаллов. Начинается реакция разложения – сначала она идет медленно, затем все быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскаленных до красна твердых частиц оксида хрома (III), которые после остывания приобретают зеленый цвет.
(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O
Весь опыт напоминает извержение вулкана! После окончания опыта следует дождаться, пока полученный порошок и чашка, в которой проводили опыт, остынут. А затем собрать полученный оксид хрома(III) и осторожно ссыпают продукт реакции в емкость для хранения.
Приложение № 3
Рефлексия
(листочки для учащихся)
Уважаемые учащиеся, закончите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал _______________________________________
_______________________________________________________________.
2. Особенно мне понравилось _____________________________________
_________________________________________________________________.
3. После урока мне захотелось _______________________________________
_______________________________________________________________.
4. Я понял, что __________________________________________________
_______________________________________________________________.
5. Я похвалил бы себя за ____________________________________________
_______________________________________________________________.