Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Животные осенью»
Учитель: Кучер Елена Юрьевна
Класс: 3
Предмет: Мир природы и человека
Тема: Животные осенью.
Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся об изменениях в жизни животных с приходом осени, о природных связях.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать, делать
выводы.
3. Воспитывать любовь к животным, формировать чувство
ответственности за всё живое, что нас окружает.
Оборудование: 1. Презентация к уроку , картинки диких животных.
Ход урока
Слайд № 1
1. Психологический настрой.
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит –
В лесу осиновом
Наступит осень.
Слайд № 2
- Ребята, закройте глаза и давайте с вами перенесемся в этот лес.
2.Повторение.
- Как вы думаете, какое время года сейчас в лесу?
- А ка вы это узнали?
- А у нас за окном сейчас какое время года?
- Как называется осенний месяц?
- У осени по счету это какой месяц?
-Давайте вспомним, признаки осени.
Подведем итог. Слайд № 3
Признаки осенней погоды:
становиться прохладно
небо чаще покрыто облаками
осадки выпадают в виде дождя
дни становятся короче, а ночи длиннее
Слайд № 4, 5, 6, 7
3. Сообщение темы урока.
- Ой, ребята, смотрите! В лесу что-то происходит. Животные бегают, ищут, запасаются чем-то.
- Как вы думаете, что могут делать животные осенью в лесу? (ответы детей) Например: белка, медведь.
- Ребята, а как вы думаете, о чем на уроке мы сегодня с вами будем говорить?
Слайд № 8
- Тема нашего урока - «Животные осенью». Мы с вами сегодня узнаем о том, как готовятся к зиме животные осенью, а так же узнаем много интересного из их жизни.
4. Сообщение нового материала.
- Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения.
- Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких.
Д/Игра «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.
Материал: предметные картинки «Домашних и диких животных», картинка леса и картинка дома.
Ход игры
Учащимся предлагаются предметные картинки с животными. Учащиеся взять картинку, назвать ее и «поселить» животное там, где это животное живет. Если это дикое животное, то учащийся прикрепляет картинку возле картинки леса, а если домашнее - возле дома.
Итог: перечислить диких животных и домашних животных.
Слайд № 9, 10
Ребята , животные делятся на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые
Звери (Тело покрыто шерстью, четыре ноги)
Птицы (Тело покрыто перьями)
Насекомые (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко; у них три пары ног)
Земноводные (Тело покрыто слизью, живут на земле и в воде) Животных этого вида насчитывается около 4700 видов. К земноводным относятся лягушки, жабы, червяки, саламандры и многие другие.
Пресмыкающиеся (Ползают, имеют роговые чешуйки)
Животных этого вида насчитывается около 8000 видов. Это такие животные, как змеи, аллигаторы, крокодилы, ящерицы, черепахи.
Рыбы (Тело покрыто чешуей)
И вот мы сегодня возьмем группу животных это насекомые, земноводные, пресмыкающиеся Слайд № 11,12,13
- А о каких животных мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадки.
- Слушаем внимательно.
Загадка Слайд № 14
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Слайд № 15 (Лягушка)
Работа по учебнику стр 11
В лесах обитают лягушки, змеи, мыши. Лягушки живут во влажных местах, на болотах, возле озер и прудов. Питаются комарами и мошками.
Вопросы
- Где живут лягушки?
- Чем питаются лягушки?
Загадка Слайд № 16
Извивается, скользит
И на солнышке блестит.
Длинный хвост и чешуя
Называется …(Змея)
Слайд № 17
Рассказ о змее
Работа по учебнику стр 12
Змеи любят укромные места, охотятся по ночам на лягушек, мышей. У змей есть ядовитые зубы, с помощью которых они обездвиживают свою добычу. Испуганная змея может укусить человека. Укус змеи опасен, нужно немедленно обратиться к врачу. Осенью змеи и лягушки забираются под коряги, старые пни и погружаются в спячку до весны.
В лесу живет много мышей. Они не засыпают зимой, а делают запасы еды на всю зиму в своих норках.
Вопросы
Что любят змеи?
Что есть у змеи?
Что может сделать испуганная змея?
Опасен ли укус змеи? Почему?
Что делают змеи осенью?
Загадка Слайд № 18
Не зверь, не птица;
Нос, как спица;
Летит – кричит;
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. ( Комар) Слайд № 19
- А каких насекомых вы еще знаете? (бабочки, муравьи, кузнечики, божьи коровки т т.д)
Слайд № 20, 21,22,23, 24
Работа по учебнику стр 12
Бабочка, комар, мошка – это насекомые. С наступлением холодов все они прячутся, засыпают до весны, а некоторые погибают. Птицы, которые питаются насекомыми, остаются без пропитания.
Вопросы
К какой группе животных относятся комар, бабочка и мошка?
Что делают насекомые с наступлением холодов?
Вывод: Слайд № 25
Животные змеи, лягушки, мыши, бабочки, комары и мошки прячутся и засыпают до весны.
- Каким должно быть наше отношение к животным?
5. Актуализация знаний , умений и навыков.
- А сейчас мы с вами вспомним что делают животные, о которых мы с вами сегодня говорили, осенью
- Что любят змеи? (укромные места и охотиться по ночам)
- Что есть у змеи? (ядовитые зубы)
- Что делают осенью змеи и лягушки? (забираются под коряги, старые пни и погружаются в спячку до весны)
- Что делают с наступлением холодов насекомые? (прячутся и засыпают до весны)
Дидактическая игра: К какой группе относятся животные?
Слайд № 26,27,28,29
6. Творческая работа
А сейчас, я вам предлагаю поработать руками.
- Мы с вами сделаем подарки животным, их портреты.
- У каждого из вас на партах лежат силуэты животного.
- У вас на партах краски.
- Мы с вами с помощью ваших пальчиков нанесем краску.
(Самостоятельное выполнение детьми)
Итог: Портреты, каких животных вы сделали?
Домашнее задание.
Стр 11-12 читать ответить на вопросы. Слайд № 30
7. Итоги урока.
- Что интересного узнали на уроке?
- К какой группе животных относятся змеи, лягушки?
- К какой группе животных относятся комары, бабочки, мошки?
- Как должен вести себя человек по отношению к животным?
-Ребята, я хочу закончить наш урок таким стихотворением
Слайд № 31
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.