Статья «Предметное портфолио ученика по обществознанию»
Предметное портфолио ученика по обществознанию
Автор: Усольцева А.Е. учитель обществознания, истории, права и экономики, высшей категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.Шадринск
Предметное портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях, самоанализ собственной деятельности по данному предмету за определенный период его обучения.
Цель создания предметного портфолио:
- Наглядность прогресса обучения учащегося по результатам учебной деятельности по средствам объективного фиксирования индивидуальных достижений школьника.
Задачи создания предметного портфолио:
смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
интеграция количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Предметное Портфолио соответствует запросам ФГОС и выполняет следующие требования данного стандарта:
поддержка высокой учебной мотивации школьников;
поощрение ученической активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
содействие персонализации образования; определение количественных и качественных индивидуальных достижений;
создание предпосылок и возможностей для успешной социализации выпускников.
Структура предметного портфолио по обществознанию:
«Портрет автора портфолио»;
«Теоретическая работа»;
«Практическая работа»;
«Проектная деятельность»;
«Стена гласности»;
«Мои достижения»;
«Глоссарий»
«Оценка портфолио».
Портфолио заполняется учеником самостоятельно, выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием. Предлагаемое для выполнения портфолио состоит из 8 обязательных разделов.
Данные разделы пополняются в течении учебного года, сдаются учителю в конце каждой четверти или в конце полугодий на усмотрение учителя.
В разделе «Портрет автора портфолио» ученик может представить себя различными способами (сочинение, эссе, фотография и т.д.)
В разделе «Теоретическая работа» ученик представляет доклады, рефераты, варианты работы с текстом и дополнительной литературой.
В разделе «Практическая работа» ученик представляет: контрольные работы, тесты, терминологические диктанты и т.д, которые были им выполнены и оценены учителем ранее.
В разделе «Проектная деятельность» ученик представляет: изготовленные учеником дидактические материалы к уроку: проекты различного уровня и содержания, компьютерные презентации, кроссворды, ребусы, наглядные пособия, сочинения и эссе на различную тему, отчеты о посещении музеев и прослушанных экскурсиях и т. д.
В разделе «Стена гласности» ученик может представить свои пожелания, рекомендации учителю по организации занятий, портфолио и т.д.
В разделе «Мои достижения» ученик проводит самоанализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало «негатив» и т.д.
В разделе «Глоссарий» необходимо представить основные термины, изученные за определенный период с их определениями или раскрытием их сущности. Запрещается переносить в данный глоссарий термины из словаря учебника по Обществознанию.
В разделе «Оценка портфолио» учитель либо раз в четверть, либо раз в полугодие, либо раз в учебный год проверяет у учащегося ведение и заполнение всех разделов портфолио, пишет свои рекомендации или замечания, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе с портфолио. Возможно какое-либо поощрение учащегося за своевременное заполнение портфолио в виде дополнительной положительной оценки и т.д. Также педагог изучает раздел «стена гласности» для корректировки организации занятий и т.д.
В качестве критериев оценки можно использовать следующие показатели:
наличие обоснованных, самостоятельных суждений, выводов автора портфолио, наличие всех обязательных разделов портфолио;
структурированное представление теоретических материалов;
оформление портфолио.
Выводы:
«Предметное портфолио» как форма оценки результатов обучения по обществознанию делает акцент на прогресс ученика по данному предмету.
Ученик, учитель, родители привлекаются к совместному диалогу-оценке учебной деятельности ученика.
Рассматриваемая технология переносит внимание с оценки на самооценку.
Подготовка и самоанализ материалов учит школьника обобщать свой опыт, воспитывает мотивацию к саморазвитию.
Портфолио помогает ученику выбрать профиль старшей школы.
Старшов Михаил Александрович
Усольцева Анастасия Евгеньевна
Старшов Михаил Александрович
Усольцева Анастасия Евгеньевна