12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Усольцева Анастасия Евгеньевна367
Россия, Курганская обл., Шадринск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Предметное портфолио ученика по обществознанию

Автор: Усольцева А.Е. учитель обществознания, истории, права и экономики, высшей категории

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.Шадринск

Предметное портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях, самоанализ собственной деятельности по данному предмету за определенный период его обучения.

Цель создания предметного портфолио:

- Наглядность   прогресса   обучения учащегося по результатам учебной деятельности по средствам объективного фиксирования индивидуальных достижений школьника.

Задачи создания предметного портфолио:

смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

интеграция количественной и качественной оценок;

доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.


 

Предметное Портфолио соответствует запросам ФГОС и выполняет следующие требования данного стандарта:

поддержка высокой учебной мотивации школьников;

поощрение ученической активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

содействие персонализации образования; определение количественных и качественных индивидуальных достижений;

создание предпосылок и возможностей для успешной социализации выпускников.

Структура предметного портфолио по обществознанию:

 «Портрет автора портфолио»;

«Теоретическая работа»;

«Практическая работа»;

«Проектная деятельность»;

«Стена гласности»;

 «Мои достижения»;

«Глоссарий»

 «Оценка портфолио».

Портфолио заполняется учеником самостоятельно, выполняется в отдельной папке с титульным листом и содержанием. Предлагаемое для выполнения портфолио состоит из 8 обязательных разделов.

Данные разделы пополняются в течении учебного года, сдаются учителю в конце каждой четверти или в конце полугодий на усмотрение учителя.

В разделе «Портрет автора портфолио» ученик может представить себя различными способами (сочинение, эссе, фотография и т.д.)

В разделе «Теоретическая работа» ученик представляет доклады, рефераты, варианты работы с текстом и дополнительной литературой.

В разделе «Практическая работа» ученик представляет: контрольные работы, тесты, терминологические диктанты и т.д, которые были им выполнены и оценены учителем ранее.

В разделе «Проектная деятельность» ученик представляет: изготовленные учеником дидактические материалы к уроку: проекты различного уровня и содержания, компьютерные презентации, кроссворды, ребусы, наглядные пособия, сочинения и эссе на различную тему, отчеты о посещении музеев и прослушанных экскурсиях и т. д.

В разделе «Стена гласности» ученик может представить свои пожелания, рекомендации учителю по организации занятий, портфолио и т.д.

В разделе «Мои достижения» ученик проводит самоанализ того, что он узнал нового, чему научился, что хотел бы изучить дополнительно, что оказалось полезным, что удивило, что вызвало «негатив» и т.д.

В разделе «Глоссарий» необходимо представить основные термины, изученные за определенный период с их определениями или раскрытием их сущности. Запрещается переносить в данный глоссарий термины из словаря учебника по Обществознанию.

В разделе «Оценка портфолио» учитель либо раз в четверть, либо раз в полугодие, либо раз в учебный год проверяет у учащегося ведение и заполнение всех разделов портфолио, пишет свои рекомендации или замечания, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе с портфолио. Возможно какое-либо поощрение учащегося за своевременное заполнение портфолио в виде дополнительной положительной оценки и т.д. Также педагог изучает раздел «стена гласности» для корректировки организации занятий и т.д.

 

В качестве критериев оценки можно использовать следующие показатели:

наличие обоснованных, самостоятельных суждений, выводов автора портфолио, наличие всех обязательных разделов портфолио;

структурированное представление теоретических материалов;

оформление портфолио.

Выводы:

«Предметное портфолио» как форма оценки результатов обучения по обществознанию делает акцент на прогресс ученика по данному предмету.

Ученик, учитель, родители привлекаются к совместному диалогу-оценке учебной деятельности ученика.

Рассматриваемая технология переносит внимание с оценки на самооценку.

Подготовка и самоанализ материалов учит школьника обобщать свой опыт, воспитывает мотивацию к саморазвитию.

Портфолио помогает ученику выбрать профиль старшей школы.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (4)

Старшов Михаил Александрович, 17.08.17 в 22:41 0Ответить Пожаловаться
А что это никто не комментирует? Похвалы и вопросы оставлю при себе. Кроме двух: Чё ему будет за нарушение "Запрещается переносить в данный глоссарий термины из словаря учебника"? И второе. Эти порты фолио он делает по всем предметам?

Ну, и ещё - ГЛОССАРИЙ звучит клёво, но чем хуже СЛОВАРЬ?
Усольцева Анастасия Евгеньевна, 20.08.17 в 16:14 1Ответить Пожаловаться
1.В данный раздел "Глоссарий" ученик должен вносить дополнительные термины, с которыми мы знакомимся на уроке, помимо тех,что представлены в словаре учебника. Если он просто их перенес(а есть такие,кто копирует страницы словаря из учебника и просто вставляет в портфолио), то учитель не засчитывает это. 2.У нас в школе ведение предметного портфолио не обязательно, пока что ввела только я по обществознанию в качестве эксперимента. Мое мнение такое, что ребенок в праве выбирать предмет либо несколько, по которым он бы мог вести систематически портфолио.
Старшов Михаил Александрович, 20.08.17 в 19:09 0Ответить Пожаловаться
Да, спасибо, в общем понятно. Но эта система уже действует, дети не стонут? Всё же доп работа... и регулярная. Меня бы это изнуряло, чесслово.
Усольцева Анастасия Евгеньевна, 21.08.17 в 08:49 0Ответить Пожаловаться
Кто-то стонет и делает все в последний момент,у кого-то оформление хромает очень, есть и ответственные и те, кто с родителями делают. Кто-то все цветное распечатывает,кто-то от руки коряво делает. У всех разные получаются портфолио, зато ребенок его видит, видит свои труды и как-то адекватнее оценивает себя.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.