12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хорева Наталья Евгеньевна23
4

Предпосылки развития связной речи у детей 2 – 3 лет

Тема: «Предпосылки развития связной речи у детей 2 – 3 лет»


Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Наиболее лучшим, благоприятным временем для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период увеличивается речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое oфoрмлeниe, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, одежду, посуду, мебель. Активней начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Таким образом, появляются зачатки монологической речи

В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками.

У детей с1г до 1.5 лет идет период накопления первых слов.

В этом возрасте формируется элементарная фразовая речь. В общении с взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «петЕнька» - печенька, «бадядя» - помада.

От 2.5 – 3.5 лет фаза овладения развернутой фразовой речью

В жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Внимательно слушают объяснения и сами часто обращаются к взрослым с вопросами (что это? как? зачем? где?). Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Речь ребенка под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется, он начинает делать первые самостоятельные выводы. Становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов и явлений.

Самой главной и важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В первую очередь это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Основная коммуникативная функция языка и речи реализуется именно в связной речи. Связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, она определяет уровень как умственного, так и общеречевого развития ребенка. Овладение связной устной речью является важнейшим условием успешной подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Речь ребенка формируется в разнообразной деятельности: играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует побуждать обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь или пригласить друзей что то вместе сделать, посмотреть и т.д.

Приведу приемы по развитию связной речи у детей 2 – 3 лет

Наглядные – с использованием демонстративного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, мы применяем метод наблюдения. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, знакомим с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - показ картин или фотографий (мультфильмы показать у нас, к сожалению, нет возможности). Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

Игровые – ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Словесные – чтение рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, проговаривание.

Речевой образец, фольклор

В группе раннего возраста используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Косвенные - к косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем наглядные приемы обучения. Например, кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др. Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

​​​​​​​ Результативность к 3 годам.

На 3 году жизни ребенок понимает речь окружающих без наглядного сопровождения, задает вопросы; толково, внятно и достаточно громко отвечает на вопросы взрослых. Ребенок слушает и понимает несложные по сюжету и небольшие по объему художественные произведения (сказки, рассказы), отвечать на вопросы по прочитанному. Совместно с взрослым передает содержание знакомых сказок (рассказов), договаривая отдельные слова и фразы. Договаривает отдельные слова и строчки из знакомых ему стихотворений, умеет отгадывать простые загадки (с использованием наглядного материала), в содержании которых есть знакомые ребенку звукоподражательные слова, помогающие найти правильный ответ; бережно относиться к книге.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.