Предпрофильный курс «Профессии в декоративном искусстве» (9 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Предпрофильный курс для 9 класса
Антипова Татьяна Борисовна
учитель ИЗО
г. Сызрань
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка предпрофильных курсов.
- Знания, умения и навыки.
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методические рекомендации
- Приложение.
- Учебно-методическое обеспечение предпрофильных курсов.
- Список литературы для учителя
- Список литературы для ученика
- Задания для практических работ
Пояснительная записка предпрофильного курса
«Профессии в декоративном искусстве»
для 9 класса.
Сегодня на современном рынке труда профессии дизайнера, художника декоративного искусства становятся все более востребованными. Человек всегда стремиться сделать жизнь красивей и уютней, окружая себя многообразными вещами. У каждой вещи своя форма, декор, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность. Художественный образ предмета человек создает в процессе своей творческой деятельности. Способность человека быстро и легко осваивать любой вид деятельности повышает его конкурентоспособность на рынке труда. Художник, владеющий несколькими техниками, является ценным специалистом.
Предпрофильный курс дает возможность овладеть художественными различными техниками декоративного искусства, чтобы ученик на практике мог поработать многопрофильным специалистом. Практические занятия на курсе помогут ученику определить его пригодность к изучаемым профессиям и насколько успешно его способности обеспечивают эффективный результат деятельности.
Предпрофильный курс «Профессии в декоративном искусстве» направлен на профессиональную деятельность и поддерживает в предпрофильном обучении предмет искусство для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 учебных часов.
Данная программа предпрофильного курса дает:
- полную информацию по профессиям (дизайнер, резчик, ювелир, художник по фарфору и тканям, кружевница, художник лаковой миниатюры, скульптор мелкой пластики);
- реализовать свои внутренние ресурсы и интересы в видах деятельности;
- возможность освоить новые приемы в работе с художественными материалами представленные в тематических блоках:
- Виды деятельности человека в декоративно-прикладном искусстве
- Эволюция декоративно-прикладного искусства
- Декоративные и физические свойства материалов
- Технология декоративных работ:
- Батик
- Резьба по дереву
- Скульптура (мелкая пластика)
- Художественная обработка металла, фарфора, текстиля.
. Содержание программы данного предпрофильного курса сформировано на пересечении видов деятельности человека (исследовательской, творческой, изобретательской) и объектов воздействия (человека, художественный образ).
Данная программа курса позволяет учащимся пронаблюдать и соприкоснуться в практических заданиях с этапами профессиональной деятельности человека в декоративно-прикладном искусстве:
- наблюдение и любование форм природы и её творческая стилизация в декоре предметов быта;
- изучение природных и искусственных материалов для создания новых проектов изделий быта и для изобретения новых технологических приёмов художественной обработки материалов;
- исследование спроса на декоративные изделия на рынке сбыта города, области, региона, страны;
- экономический расчёт декоративных изделий выпускаемых частным предпринимателем;
- знакомство с профессиями художественных народных промыслов России;
- создание декора для изделия или фрагмента декора для изделия;
- презентация изделий;
- сбор и обработка информации;
- интервьюирование.
Цель программы предпрофильного курса «Профессии в декоративном искусстве».
- Познакомить учащихся с характерными способами деятельности человека в профессиях декоративного искусства.
- Формирование, осознанного собственного мнения* через знакомство с опытом мастеров декоративно прикладного искусства в процессе практической работы с художественными материалами.
* В данной программе введен художественный совет, на котором отстаивание собственного мнения развивает коммуникативную компетенцию
Воспитательные задачи программы:
- формирование готовности делать осознанный и ответственный выбор профессии;
- развитие глубокого эстетического чувства, создание красоты, переживания красоты ;
- развитие ценностного сознания и отношения к изучению опыта великих мастеров;
- бережное сохранение предметов быта;
- формирование художественных интересов и творческой активности личности;
- развитие толерантности в диалоге восприятия работ одноклассников;
- развитие культуры труда;
- формирование осознанного жизненного и профессионального самоопределения.
Учебные задачи программы:
- показать сквозное распределение профессий художника-прикладника (от подмастерья до мастера - класса декоративно-прикладного искусства);
- дать представления о профессиях в декоративно-прикладном искусстве. (Резчик по дереву и камню. Художник по росписи: фарфора, дерева, металла).
(Художник: гобелена, миниатюрной живописи, глиняной народной игрушки, по финифти, по коже). (Гончар, ювелир, стеклодув, кружевница, вышивальщица);
- дать информацию о применении специальностей художника-прикладника на рынке труда;
- знакомить с видами декоративной композиции и этапами её выполнения;
- приобщать ученика к образному языку декоративного искусства путём постижения художественных средств его выразительности в батике, резьбе, народной игрушке, в ювелирном деле, в художественном стекле и керамике;
- учить планировать результат своей деятельности;
- научить получать необходимую информацию от других людей и организаций;
- развивать зрительные и осязательные восприятия через практическую деятельность;
- выполнять технику безопасности с материалами и инструментам;
- овладеть всеми этапами работы с художественными материалами в холодном батике, резьбе, лепке;
- освоить приёмы росписи по ткани, резьбе, лепки;
- организовать встречи с местными специалистами: ювелиром, кружевницей и художником лаковой миниатюры;
- организовать экскурсии в мастерские: ювелирную, керамическую;
- создать условия для мотивации учащихся к выбору профессий художника-прикладника;
- собрать информацию об учебных заведениях по овладению специальностями художника-прикладника.
Для успешного результата учебно-воспитательного процесса по данному курсу в основу программы положены:
- принцип постепенного погружения в профессиональную деятельность художника декоративно-прикладного искусства;
- принцип успешности в обучении - создать ученику условия для проявления личностных способностей и склонностей в различных видах деятельности художника декоративно-прикладного искусства при изготовлении изделия или фрагмента изделия;
- принцип ценностного отношения к своему труду, к труду других, к предмету, к профессии, к человеку, к миру в целом следует относиться как к ценности;
- принцип диалога ориентирует на приобщение к культуре, который неотделим от желания и умения, понять другого;
- тематический принцип планирования учебного материала реализует базовые блоки;
- возрастные и психологические особенности детей 14-15 лет;
- сочетание практической работы с развитием активного и сознательного анализа учащимися своей деятельности и её продукта - творческих работ, на основе рефлексии;
- тщательный отбор и систематизация заданий по блокам и модулям, отвечающие принципу доступности;
- принцип наглядности и научности при знакомстве с народными промыслами;
- система межпредметных связей (история, технология, химии, черчение), что позволяет почувствовать практическую направленность курса «Профессии в декоративно-прикладном искусстве» и его связь с жизнью.
Для успешного достижения цели программы тематическое планирование составлялось с учетом ведущей деятельности и психических новообразований возрастного периода 14-15 лет. Подростковый возраст откликается не только на качественное восприятие знаний, но и на активную их переработку. В этом возрасте происходит уже комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса. Подростки предпочитают графические инструменты с минимальным количеством цвета сообразно своему «черно-белому» мировосприятию. В подростковом возрасте оценивается уже качество работы, наглядность, оригинальность, позволяющиеся отличиться ученику от других, что может ему помочь легко войти в новую группу сверстников.
Основной формой обучения данного курса являются урок-практикум, экскурсия, а так урок-презентация и комбинированный урок.
Выбор методов обучения зависит от учебных целей уроков, от уровня подготовки, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, поэтому применяются следующие методы:
- объяснительно – иллюстративный,
- проблемный,
- исследовательский,
- интерактивный.
- Объяснительно-иллюстративный метод применяется в темах: №2 « Виды деятельности человека в декоративно-прикладном искусстве», №3«Эволюция декоративно-прикладного искусства», так как необходимо дать конкретные знания в готовом виде.
На занятиях с проблемным методом обучения учитель создает психологическую и педагогическую ситуацию на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учебный материал объясняет таким образом, чтобы в процессе обучения создавалась проблемная ситуация, для решения которой применяется система доказательств, указывается путь, по которому должно идти исследование вопроса. Учитель применяет методические приемы для создания проблемных ситуаций:
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос (тема № 4 «Декоративные и физические свойства материалов»);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, логику рассуждения) (в любой теме курса);
- ставит проблему в практических работах (например: с недостаточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения);
- побуждает учащихся делать сравнения, выводы по ситуации, сопоставлять факты.
Исследовательский метод применяется на уроке, где созданы условия, которые направляют учащихся на самостоятельное нахождение фактического материала в различных источниках информации (см. приложение задание 2).
Элементы интерактивного метода на занятиях дают положительный результат, т.к. во взаимодействии учащихся и учителя выстраиваются субъект – субъектные отношения, которые эффективно помогают выполнить поставленные учебные задачи (дискуссия, круглый стол «Художественный совет», работа в парах, работа группах 3 или 5 человек).
Методом контроля знаний учащихся является входной тест и тестирование на выходе, выставка учебных и творческих работ с дальнейшим выставлением зачёта по заданиям.
Зачётными работами, по завершению обучения каждого блока данного курса «Профессии в декоративно-прикладном искусстве», являются декоративные изделия или фрагменты изделия, выполняющиеся обучающимися обязательно. Тему зачётных работ обучающийся выбирает сам или из предложенных модулей-заданий.
Выполнение практических заданий по декоративно-прикладному искусству представляет собой единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развивать наблюдательность, воображение, фантазию, координацию движения руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утончённость восприятия, а так же теоретические знания и практические навыки в этой области.
Учебные задания по курсу дают возможность более полное представление о профессии художника-прикладника и его специализации.
Структура тематического планирования.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения от простых упражнений до сложных композиций.
В программе каждая тема заканчивается модульным заданием, где учащиеся разных категорий при выборе модуля проявляют свою индивидуальность, раскрепощаются.
Данная программа предоставляет педагогу право самому
строить последовательность заданий и выбирать их сочетание в зависимости от особенностей группы учащихся. Допустимо так же и некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости учащихся. Для отдельных творческих личностей, желающие выполнять практические работы, сверх запланированных заданий курса, педагог может разработать блок дополнительных заданий.
Экскурсии, которые включены в программу, проводятся во внеурочное время. Учитывая местные ресурсы, учитель имеет возможность вводить новые экскурсии и другие встречи со специалистами.
2. Требование к уровню образованности учащихся по данному курсу на конец обучения.
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно прикладного искусства;
- художественные народные промыслы России;
- этапы создания батика, геометрической резьбы и лепки сувениров из глины.
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям искусство разных народов;
- различать по материалу, технике исполнения все современные виды декоративно- прикладного искусства (худ. стекло, керамика, батик и т. д)
- выявлять в произведении декоративно прикладного искусства (народного и современного) связь конструктивных и декоративных, изобразительных элементов, а также единство материала, формы, декора.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- уметь составлять несложные композиции в (полосе, прямоугольнике или круге);
- уметь стилизовать формы природы;
- применять приёмы росписи по ткани;
- уметь составлять и пользоваться алгоритмами;
- уметь самостоятельно ставить перед собой художественные задачи и решать их;
- владеть практическими навыками фактуры цвета, формы, объёма в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных композиций;
- умело применять разные виды лепки;
- уметь самостоятельно ставить перед собой художественные задачи и решать их;
- уметь вести дискуссию за круглым столом;
- уметь брать интервью;
- уметь презентовать свои изделия.
3. Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Виды занятий | Формы контроля | |
Всего | В том числе на практ. деятел. | ||||
1 | Введение в курс | 0,5 | - | беседа | |
2 | Виды деятельности человека, способствующие развитию декоративно-прикладного искусства | 0,5 | 0,5 | беседа, | *Д/З |
3 | Эволюция декоративно-прикладного искусства | 1 | Урок-дискуссия | тест | |
4 | Декоративные и физические свойства материалов | 1 | 0,5 | урок-практикум, | Пр.работа, тест |
5 | Батик | 4 | 3,5 | урок-практикум, круглый стол | Пр.работа тест *Экскурсия, |
6 | Резьба по дереву | 4 | 3,5 | урок-практикум, круглый стол | Пр.работа, тест |
7 | Скульптура (мелкая пластика) | 3 | 3 | урок-практикум, круглый стол | Пр.работа, тест |
8 | Художественная обработка металла, фарфора, текстиля, кожи | 2 | 2 | беседа | *Экскурсия, тест, *интервью. |
9 | Заключительный этап | 1 | 1 | Урок-презентация | Пр.работа |
Итого | 17 | 14 |
Примечание.
Практическая деятельность отмеченная * выполняется вне учебных занятий данного курса. Учащиеся с интересом эти задания выполняют.