Предпрофильный курс «Школа бережливого мышления» в 9 классах. Урок-тренинг «Строим дома»
Предпрофильный курс «Школа бережливого мышления» в 9 классах. Урок-тренинг «Строим дома»
Задачи урока:
1. Проиллюстрировать возможности использования принципов 5S при командной работе.
2. Научить на практике работе в команде, важности распределения ролей.
3. Показать важность внимания и дисциплины при работе над заданием.
Дидактическое обеспечение урока: презентация к уроку, задания для учащихся.
Ход занятия
Учитель напоминает учащимся о принципах бережливого производства 5S, с которыми учащиеся познакомились на предыдущем занятии:
1. Сортируйте: избавьтесь от ненужного
2. Соблюдайте порядок: определите для каждой вещи свое место
3. Содержите рабочее место в чистоте
4. Стандартизируйте процедуры поддержания чистоты и порядка
5. Совершенствуйте порядок, стимулируйте его поддержание.
Сегодня мы попробуем на практике использовать принципы 5Sв своей работе при проведении тренинга «Строим дома»
На слайде показаны части домов:
Учитель знакомит учащихся с порядком работы:
Класс делится на 3 команды по произвольному принципу.
Для каждой команде учителем назначается эксперт по приемке собранных домов
Каждая команда получает конверт с частями, из которых нужно будет собирать дома.
Сборка начинается по команде, за 1 минуту команда должна собрать 12 домов.
Эксперт должен принять дом, пользуясь таблицей.
Для сборки первый раз команда пользуется технологической картой, где описание каждого дома приводится в зашифрованном виде.
Каждый из экспертов получает таблицу с ответами для проверки домов и их последовательности. Проверяется, нет ли брака при постройке.
Задание 1 СЖФЖ ЖСКФ ФКЖС СЖФК ЖСФК ССКЖ ЖСФК КСЖФ СЖФК 10.ФСЖ 11.ЖСФК 12.ЖКФС |
Задание 2 3 2 1 5 6 8 4 7 5 8 1 2 |
Брак: криво собранный дом, части дома не соответсвуют задани.
Задание для команд первого этапа работы по постройке домов:
Виды домов для постройки. Задание 1
ЖСКФ Желтая труба Синяя крыша Красное здание Фиолетовое окно |
ФКЖС Фиолетовая труба Красная крыша Желтое здание Синее окно |
КФСЖ Красная труба Фиолетовая крыша Синее здание Желтое окно |
СЖФЖ Синяя труба Желтая крыша Фиолетовое здание Желтое окно |
СЖФК Синяя труба Желтая крыша Фиолетовое здание Красное окно |
КСЖФ Красная труба Синяя крыша Желтое здание Фиолетовое окно |
ССКЖ Синяя труба Синяя крыша Красное здание Желтое окно |
ЖСФК Желтая труба Синяя крыша Фиолетовое здание Красное окно |
Учитель с перерывом в 15 секунд называет модель дома, например СЖФК
После минуты работы подводятся итоги: сколько каждая команда сделала домов. Затем проводится рефлексия: какие были проблемы, как решить их, работала ли команда слаженно, какие были трудности при сборке?
Затем проводится 2 этап работы. Команды получают другую таблицу с видами домов, которые не зашифрованы по цвету частей, а пронумерованы. Учитель называет номер дома, учащиеся собирают дома. Затем подводятся итоги. Команды при рефлекции отмечают, что работать с нумерацией домов удобнее, чем с зашифрованными по цвету домами. Поэтому результат стал лучше.
Виды домов для постройки. Задание 2
1 Желтая труба Синяя крыша Красное здание Фиолетовое окно |
2 Фиолетовая труба Красная крыша Желтое здание Синее окно |
3 Красная труба Фиолетовая крыша Синее здание Желтое окно |
4 Синяя труба Желтая крыша Фиолетовое здание Желтое окно |
5 Синяя труба Желтая крыша Фиолетовое здание Красное окно |
6 Красная труба Синяя крыша Желтое здание Фиолетовое окно |
7 Синяя труба Синяя крыша Красное здание Желтое окно |
8 Желтая труба Синяя крыша Фиолетовое здание Красное окно |
На третьем этапе учащиеся получают карточки, на которых учащиеся получают визуальную информацию о доме. В идеале какая-либо из команд должны выполнить норму – за одну минуту 12 домов. Учащиеся отмечают важность визуального представления информации.
При проведении рефлексии учащиеся должны отметить, что внимательно выслушивание задания и сосредоточенная работа, а также использование принципов 5 S помогли при проведении тренинга.
Сортировка частей дома позволила повысить производительность работы. Распределение в группе обязанностей также дало свои результаты. Учитель называет фамилии учащихся, которые в команде стали лидерами, участники игры называют свои промахи: невнимательная работа, болтовня, суета мешали работе. Учащиеся называют принципы 5S, которые они использовали: сортировка, стандартизация процедуры сборки, поддержание рабочего места в чистоте.