"Предупреждение травматизма на занятиях хореографии"
САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Предупреждение травматизма при занятиях хореографии»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для родителей детей, самих учеников, педагогов дополнительного образования, работающих в сфере физической культуры и спорта или танцевальных направлениях.
подготовила:
Захарова Анастасия Евгеньевна
педагог дополнительного образования
2024г.
«Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами»
(Тед Шон).
Все, кто не посещал занятий танцами, считают, что хореография – это просто и совсем не травматично, но это отнюдь не так. Занятия танцами требуют не малой физической подготовки, внимательности, координации, знания своего тела, а также подготовки моральной.
Занятия хореографии приравниваются к занятиям спортом, с единственным различием – в танцевальном классе от вас требуется еще и музыкальное развитие, наличие чувства ритма и такта, умение управлять своим телом под музыкальное сопровождение, что, естественно, добавляет сложности.
С чего начинать урок, как минимизировать травмы среди учеников, как обеспечить безопасные занятия? Давайте разберем все подробно.
Первое - это прежде всего грамотное построение урока и программы в целом, изучение стоит начинать от простого к сложному, увеличивая нагрузку постепенно, уделяя достаточное внимание нюансам и распространённым ошибкам. Дети умеют запоминать информацию, при многократном ее повторении и объяснении, почему конкретно делать надо именно так – даже маленький ребенок понимает, к чему ведет травма.
Итак, начинаем урок с разминки, ей следует уделить достаточно и времени и внимания, некоторые считают, что это не обязательный элемент урока, но это не так. Обязательно необходимо разогреть и подготовить тело, разминку необходимо начинать сверху вниз, уделяя внимания всем частям тела от головы до стоп. В разминку можно и нужно включить ритмические элементы, так она проходит веселее, использовать элементы танцевального фитнеса – детям нравится выполнять не сложные танцевальные элементы, это дает им ощущение приобщенности к танцу и просто поднимает настроение. Разминка должна длиться не менее 15-20 минут, чтобы точно ничего не упустить, можно ее дополнить выполнением кроссов – элементов с продвижением, развивающих и координацию и танцевальные навыки, таким образом, вы убьете двух зайцев – и разомнетесь и отработаете отдельно взятые элементы. Кроссы лучше начинать с простых – продвижение в партере, далее можно отрабатывать хореографические шаги, или связки на продвижение, в конце добавить повороты или прыжки.
Изучение нового материала можно поставить после разминки, чтобы дети могли сосредоточить свое внимание, для начала необходимо подробно объяснить, что конкретно вы будете делать, для чего, какие правила выполнения, почему именно так, к чему могут привести ошибки, и только потом приступать к выполнению. Первые несколько раз учитель выполняет вместе с учениками, далее просматривает ошибки и технику. При большом количестве учеников в классе, внимание учителя рассеивается, что, несомненно, может привести к травмированию учеников, в таком случае, при отсутствии помощника педагога, можно приглашать на уроки старших учеников, знающих программу обучения. Пока старшие товарищи показывают упражнение, учитель может контролировать весь процесс, не отвлекаясь. Такой подход также воодушевляет младших подражать старшим, стремиться к успехам и прикладывать больше усилий.
В конце урока обязательна заминка, поскольку хореография требует определенных физических данных от исполнителя, ему необходимо уделять должное внимание растяжке. В нашем классе заминка – это полноценная растяжка и приобретение пластичности. Ребенок во время растяжки может восстановить силы и дыхание, разогретые, натруженные мышцы лучше тянутся. Некоторые педагоги проводят растяжку в начале урока, наш коллектив отошел от такой практики, поскольку некоторые дети могут пропускать разминку, а гнуть и тянуть холодные мышцы не целесообразно. Любительский танцевальный коллектив, куда попадают дети без отбора, естественным образом вносит свои коррективы в построение урока. Для развития пластичности прекрасно подходят партерная гимнастика, йога, пилатес, в зависимости от результата, которого необходимо добиться, самое главное подробно объяснять правила выполнения упражнений.
По истечении определенного отрезка времени, можно давать открытые уроки родителям, чтобы они могли видеть, чего достигли дети, понимали, с какими сложностями они сталкиваются в классе и могли лучше поддерживать их дома. Родителям важно понимать всю значимость учебного процесса, так они осознанно несут ответственность за дисциплину коллектива, внимательнее относятся к просьбам педагога.
Следующим ключевым фактором травматизма является форма детей и их прически. Форму для посещения занятий педагог выбирает самостоятельно, главное, чтобы она была удобной, не сковывала движений и не вызывала неудобств. Мы отдаем предпочтение трикотажным комбинезонам, таким образом, во время занятий ничего не отвлекает детей – форма не задирается, не сползает, нижнее белье не видно. Дополнительной защитой могут быть наколенники, при выполнении партерных техник необходимо защищать колени, особенно не подготовленным детям, не умеющим распределять свой вес. Детям, имеющим слабые голеностопы (при наличии травм или диагноза) возможно ношение бандажа, такие вопросы решаются в индивидуальном порядке, если бандаж не мешает занятию, нет смысла его запрещать. Обязательно уделить внимание танцевальной обуви – заниматься босиком возможно только на специальном покрытии или если того требует хореографическая задумка (бывают танцы исполняемые босиком), но тогда особо тщательно необходимо уделить внимание гигиене и чистоте покрытия пола. Форма вообще очень дисциплинирует детей, никого не выделяя, педагог при этом решает самостоятельно: как она должна выглядеть и какие функции нести, классический танец отличается от народного, так и форма одежды и обуви будет отличаться.
Однако прическе стоит уделить внимание и настоятельно донести до родителей и учащихся о недопустимости распущенных волос. Зачастую халатное отношение к волосам стоит травм – волосы попадают в глаза, бьют по лицу, путаются, цепляются за форму – оптимальная прическа, это собранные наверх волосы, убранные челки, плотно закрепленные шпильками и невидимками.
Чистый и опрятный внешний вид учащихся сразу повышает их самооценку и внимание к работе, а также улучшает настроение и престиж коллектива в глазах окружающих. Об этом стоит помнить и вне хореографического класса: на мероприятиях и конкурсах, дети, одетые в специальную форму выделяются среди остальных и привлекают внимание, это также облегчает задачу сопровождающих следить за своими учениками. Сейчас существует множество фирм, которые занимаются разработкой и пошивом одежды для коллективов, на любой вкус и бюджет.
Итак, мы пришли к выводу, что самое необходимое в танцевальном классе – дисциплина, выработать ее можно только планомерно устанавливая правила и требуя их неукоснительного выполнения. Дети должны знать правила поведения и технику безопасности:
В танцевальном классе, во время и после урока;
В учебном заведении и раздевалке;
На концертной площадке и за кулисами;
В транспортном средстве и зале ожидания;
Дети должны точно знать как, когда они могут пойти, какие команды руководителя должны выполняться немедленно, какие действия необходимо выполнить в экстренной ситуации, к кому обратиться, если педагога нет в поле зрения. Все это приходит только с опытом, не возможно с первого раза натренировать ребенка выполнить что-либо в воображаемой ситуации, особенно, если он не понимает для чего это вообще делать.
Отдельно стоит рассмотреть детей, которые имеют диагнозы от врачей, но при этом хотят посещать занятия танцами. К примеру, дети с плохим зрением, должны быть поближе к учителю, чтобы быть в состоянии увидеть, что он показывает. Дети с травмами не могут выполнять какие-либо трюки, дети с деформацией стоп (плоскостопие, завал стопы) могут получить дополнительную нагрузку и усугубить свое заболевание. Конечно, этот вопрос необходимо прорабатывать с родителями, требовать справки и рекомендации от врачей, к сожалению, не все из них относятся к этому серьезно, многие просто не знают о том, что могут навредить своему ребенку.
Ну и последнее, педагог должен всегда помнить, что он берет в класс не просто детей, дети – это самое ценное, что мы имеем, педагог несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих учеников, именно поэтому, донести информацию, заставить услышать себя, принять правила поведения – самое первое, что необходимо в классе.