Разработка мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Уважайте правила движения»
Паршаковская средняя общеобразовательная школа-
филиал МБОУ «Верх-Язьвинская СОШ»
Разработка мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Урок - игра по безопасности дорожного движения по ПДД для подростков «Уважайте правила движения»
Автор: Гилёва Юлия Юрьевна,
учитель математики и физики
2020-2021 уч.г.
Урок - игра по безопасности дорожного движения по ПДД для подростков «Уважайте правила движения»
Ход мероприятия:
1. Сообщение темы мероприятия.
Здравствуйте ребята!
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.
Как вы думаете, на какую тему будет наше мероприятие? (обучающиеся высказывают свои предположения)
Сегодня мы проведем викторину по правилам дорожного движения «Счастливый случай».
Послушайте немного об истории правил дорожного движения.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года.
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
Разминка.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Слово учителя.
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий.
Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.
2. «ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения). Рассказывают заранее подготовленные дети.
1 ученик. «В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью».
2 ученик. «Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.»
РЕКЛАМА
3 ученик. «У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень быстро
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный-
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения. (Я. Пишумов)
Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?
…Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик.»
Учитель: Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)
3. Деление на команды.
Перед тем как начать нашу викторину, Вам необходимо поделиться на две команды. На столе лежат жетоны (с обратной стороны одни жетоны красные, другие зеленые). Обучающиеся по очереди берут жетоны. В зависимости от того какого цвета жетон попался, происходит деление на команды.
Команды придумывают себе название.
4. Конкурсы:
4.1)Учащимся задаются вопросы, отвечает та команда, представители которой поднимут первые табличку (1). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Если команда отвечает неверно, право ответа переходит к другой команде.
Вопросы:
Часть дороги с твердым покрытием, по которой движется транспорт (Шоссе)
Человек, который едет на транспорте. (Пассажир)
Человек, который передвигается пешком. (Пешеход)
Они бывают информационные, запрещающие и размещающие (Знак)
Где необходимо ждать автобус или маршрутку (Остановка)
Какой транспорт работает от электричества (Троллейбус, трамвай)
Понадобилась помощь, какой номер набирать (03)
Место, где на некоторое время можно оставить свой транспорт. (Стоянка)
Автомобиль, в котором очень много людей (Автобус)
4.2) Кроссворд раздается каждой команде вместе с вопросами.
Кроссворд "Самое важное на дороге"(приложение 2)
1. Что совершают водители –«лихачи»
2. Постовой, у которого три глаза
3. Одни из самых строгих знаков на дороге
4. Дорожка, но не для машин.
5. Что может случиться, если не соблюдать ПДД.
6. Второе название пешеходного перехода
7. Одно из наиболее опасных мест для пешеходов.
8. О чем нас предупреждает желтый свет светофора.
9. Под какую часть автомобиля попадает «разиня».
10 . В него можно попасть, если отвлечь водителя.
4.3) Загадки. Учащимся задаются вопросы, отвечает та команда, представители которой поднимут первые табличку. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Если команда отвечает неверно, право ответа переходит к другой команде.
Маленькие домики по улицам бегут, мальчиков и девочек домики везут?
Что тебе помочь, дружок, путь пройти опасный, день и ночь горят они – зеленый, желтый, красный?
Что за чудо этот дом! Окна светятся кругом. Носит обувь из резины, и питается бензином?
Четыре брата бегут – друг друга не догонят?
В снег и в дождь, в грозу и в бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин.
Я проезд им разрешаю.
Если руку подниму, нет проезда никому.
6) Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит...
7) Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозов сестричка.
Кто такая?...
8) Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
9) Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут –
Вдоль по улице бегут.
10) Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?'
«Дорожные знаки»
1. На дороге дружно в ряд
Полоски белые лежат
Для тебя есть, крошка… (пешеходная дорожка)
2. Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике , ребята
Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети!)
3. Шли из школы мы домой
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри- велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипедистам проезд запрещен)
4. Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой
Через улицу ведет
Нас … (надземный переход)
5. В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что-то роет ,строит что-то,
Здесь … ( дорожные работы).
4.4) Игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
4.5) Ребусы (приложение 1.1)
Каждой команде даются ребусы и листы бумаги, на которых они записывают ответы. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
4.6) Собрать дорожный знак и назвать его. Командам раздаются знаки, которые разрезаны по частям (знаки-пазлы). Команды собирают пазлы и называют получившиеся знаки. (приложение 1.2)
5. Подведение итогов. Награждение.
После подсчета баллов определяется команда-победитель. Команда, которая одержала победу, получает в качестве приза торт и книги по правилам дорожного движения. Проигравшая команда в качестве утешительного приза получает шоколадки и книги о ПДД. Книги о ПДД раздаются всем обучающимся, так как детям в первую очередь необходимо объяснить, что побеждает всегда дружба и каждый из них должен бережно относиться к своей жизни и к своему здоровью.
Ребята обмениваются впечатлениями о прошедшем мероприятии, каждому желающему дается возможность высказаться, рассказать о том, что понравилось/не понравилось.
Приложение 1.
Ответы (кроссворд) 1. Обгон 2. Светофор 3. Запрещающие 4. Тротуар 5. ДТП 6. Зебра 7. Перекресток 8. Внимание 9. Колесо 10 . Кювет | Ответы (загадки) 1.автомобили 2.Светофор 3.Автобус 4.Колеса 5. Регулировщик 6. автомобиль 7. электричка 8. Поезд, вагоны 9. Метро 10.Поливочная машина |
Табличка (1)
Табличка распечатана и наклеена на картон. Таблички раздаются каждой команде.
Приложение 1.1
Приложение 1.2
Приложение 2
| | | | | | 1 | Б |
|
|
| | | | | | | | | | |
| | | | | 2 |
| Е |
|
|
|
|
| | | | | | | | |
| | | | | | 3 | З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
| | | | | 4 |
| О |
|
|
|
| | | | | | | | | |
| | | | | 5 |
| П | | | | | | | | | | | | | |
| | | 6 |
|
|
| А | | | | | | | | | | | | | |
7 |
|
|
|
|
|
| С |
|
|
| | | | | | | | | | |
| | | | | | 8 | Н |
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
| | | | | | 9 | О |
|
|
|
| | | | | | | | | |
| | | | | | | С | | | | | | | | | | | | | |
| | | 10 |
|
|
| Т | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | Ь | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |