12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Людмила Евгеньевна62
Учитель музыки высшей квалификационной категории
Россия, Ивановская обл., г.Кохма
0

Применение методов интегративной музыкотерапии с учетом репрезентативных систем учащихся.



Применение методов интегративной музыкотерапии в

общеобразовательной школе с учётом

репрезентативных систем учащихся.

Доклад на IV международной научно-практической конференции на тему: «Музыкотерапия в музыкальном образовании».узыкальном факультете РГПУ имени А.И. Герцена,г.Санкт-Петербург )

Автор: Смирнова Людмила Евгеньевна, учитель музыки.

Соавтор: Григорьева Татьяна Владимировна, врач психотерапевт.

           На сегодняшний момент общеобразовательные школы находятся в состоянии перехода к федеральным государственным стандартам второго поколения, одна из главных задач которых - сохранение и укрепление здоровья школьников. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» предмету «Музыка» отводится важная функция - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный тонус учащихся. Искусство музыки в силу своей специфики обладает огромной силой воздействия на человека, и кому, как не нам, учителям музыки, работающим в общеобразовательных школах, это известно. Каждый педагог, используя его целительное воздействие, способствует поддержанию гармоничного состояния детского организма, влияя на эмоции, чувства и корректируя средствами музыки поведение школьников. На современном уроке, наряду с традиционными музыкально-педагогическими приёмами и методиками, целесообразно осознанное применение элементов музыкальной терапии, в опоре на знание психологии. Л.Н. Толстой писал: «Люди, как реки; вода во всех одинаковая… но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то тихая…». Особенности восприятия школьников зависят не только от их общей культуры, но и от наличия и преобладания первичных ведущих репрезентативных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической. Все дети по-разному воспринимают и анализируют информацию, и по-разному способны её передать. Располагая знаниями о сенсорных особенностях учащихся разных уровней образовательного учреждения, разных параллелей классов, учитель может более тонко подобрать методы и приёмы обучения. Процесс образования определяется организацией коммуникации, которая состоит из 2-х компонентов - вербального и невербального. Благодаря современным исследованиям в области медицины гемисферологии, научно доказано, что в вербальные и аналитические функции вовлечено, главным образом, левое полушарие мозга, а правое - ответственно за невербальные процессы. Пение, музыка, артистичность, цветовая чувствительность, чувства и эмоции - это навыки, связанные с правополушарной специализацией, с кинестетической, правовизуальной модальностью. Интонационно-голосовая выразительность, чистота пения, образно-слуховое восприятие - заслуга его работы. Соответственно, левое полушарие больше аудиальное, левовизуальное, обеспечивает анализ произведения, ответственно за смысловой, ассоциативный ряд. Поэтому неудивительно, что так называемые ученики-кинестетики, количество которых в начальной школе может достигать 40%, оказываются неспособными к восприятию учебного материала, в основном рассчитанного на левополушарных детей (например, программа Л.В. Занкова, Н.А. Зайцева). Впоследствии, они выделяются в категорию «трудных», «проблемных» учащихся, которых Майкл Гриндер, новатор в области НЛП в педагогике, называет «коридорными», оказавшимися в стороне от школьного конвейера. Чаще всего такие ребята испытывают колоссальные нервные перегрузки, ведь они вынуждены тратить огромное количество энергии на обучение в ещё несовершенно развитых сенсорных системах. Исходя из моего опыта работы, я замечаю, что младшие школьники при 45 - минутном уроке оказываются полностью неработоспособными к 4 уроку 1 смены, а в конце четверти и гораздо раньше. Поэтому лучшим способом восстановить способность к работе является релаксация, а точнее директивная музыкально-образная медитация, когда дети следуют инструкции взрослого, с элементами аутогенной тренировки. Ученикам бывает достаточно и 5 минут, чтобы сбросить напряжение всего рабочего дня. Обычно я использую 3 фрагмента произведений: первым из них предпочитаю музыку природы нашей Родины - звуки леса, дождя, спокойный шум прибоя, или релаксационную музыку с наложенными звуками природы в равных соотношениях. 2-й фрагмент - нейтральный, а 3-ий, как правило, музыка тонизирующего характера, для активизации жизненных сил и творческой работоспособности. Перед релаксацией может иметь место просмотр красивых слайдов природы, ароматерапия (включается ещё и олфакторная система), при отсутствии противопоказаний и консультации со школьным врачом. Чтобы не отвлекаться на внешние раздражители, я прошу принять удобную позу - лечь на парту, повернув голову набок, положить её на руки и закрыть глаза. С помощью простых тестов, например, смайликов, и самоотчёта, в который входит оценка самочувствия, работоспособности, настроения, наличия каких-либо болезненных ощущениях (боли), можно легко проследить положительный эффект. Ребята радуются, что перестала болеть голова, улучшилось зрение. После расслабления организм способен максимально открыть свои сенсорные каналы, тогда как при психофизическом и психоэмоциональном напряжении человек склонен закрываться в одном. Не приходится говорить, что после этого восприятие музыки, куда входят все виды музыкальной деятельности, улучшается в несколько раз.

   На уроках музыки всегда присутствует интеграция с цветотерапией, изотерапией - просмотр фото и видеозаписей картин природы, шедевров живописи, обеспечивая моделирование психоэмоционального состояния школьников, помогая увидеть красоту мира. Цветовое решение кабинета музыки –окраска стен, жалюзи, выполнено в оптимальном зелёном цвете, ассоциирующемся на подсознании с природой, живой зеленью. Умышленно никогда не ограничиваю младших школьников в свободном выражении эмоций через движения (кинезитерапия). Применяю специально разработанные мной нехитрые музыкально-физкультурные минутки, включающие разминку основных 7 сегментов мышц, в которых блокируются различные отрицательные эмоции, согласно учению телесно ориетированной терапии В. Райха и А.Лоуэна. Психогимнастика, логоритмические, фонопедические упражнения, пальчиковые игры, дыхательные упражнения способствуют раскрепощению, развитию эмоциональной сферы, поднятию настроения. «Музыка-это стенография чувств», - говорил А.Толстой. В процессе занятий музыкой школьники учатся, в первую очередь, отслеживать свои эмоции, в результате размышления стремятся определить, какие чувства пытался выразить в произведении композитор, а когда сами выступают в роли исполнителей - донести их до слушателя. В Америке сейчас популярно высказывание: «Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ , эмоциональному интеллекту, делаете карьеру». Теория Дэниела Гоулмана произвела переворот в концепции успеха бизнеса, доказав, что успешны те люди, которые умело сочетают чувства и разум. Алекситимия, неспособность осознавать и выражать свои чувства, преодолима, если учитель побуждает детей их выразить в разных сенсорных модальностях. Например, на уроке, после прослушивания симфонической поэмы «Море» Чюрлёниса, я разделила ребят на 3 группы: художники, поэты, музыканты. Предложив проявить себя в разных областях искусства, я попросила 1 группу выбрать 1 цвет из теста Люшера и отобразить свои чувства на бумаге. «Писатели» и «поэты» должны были озвучить словами характер музыки, а «музыканты» с закрытыми глазами - определить тембры преобладающих групп инструментов симфонического оркестра и показать приёмы игры на них. Здесь видно, что при обучении мною сознательно использовались 3 модальности. Разучивание песен, подача учебной информации также происходит с учётом сенсорных особенностей школьников. Например, знакомясь с формами музыки вариациями, мы рассматриваем матрёшку, анализируем произведения живописи - серии картин Моне «Собор в Руане», «Тополя на Эпте», исполняем вокальные вариации «Со вьюном я хожу», играем в детском оркестре вариации на тему песни «Светит месяц». Изучая форму рондо, поём музыкально дидактические попевки хором, исследуем орнаменты разных народов, читаем стихи в этой форме, слушаем романс «Спящая княжна» Бородина. Чем больше информационных каналов задействовано - тем лучше живая память, этим можно объяснить, что при часе занятий в неделю, спустя много лет, ребята помнят единожды прослушанное, но «пережитое» и прочувствованное произведение. Особенно любима детьми начальных классов игра в шумовом оркестре с самодельными инструментами, при слушании знакомых популярных произведений я ввожу приём «подыгрывания», прошу следить и чутко реагировать за изменением динамических оттенков, темпом ( в данном случае за ритмичность исполнения отвечает левое полушарие, а правое участвует в различении тембров инструментов). В этих ситуациях каждый ученик чувствует себя творцом музыки. Повышается его самооценка, чувство единения с одноклассниками. Надо отметить, что на наших уроках есть возможность заслуженно поощрить, поднять личную и коллективную оценку тех детей, которые испытывают проблемы в учёбе и взаимоотношениях в классе. Чаще всего это те кинестетики, которые не смогли адаптироваться в начальном звене, но показывающие иногда более глубокое, тонкое чувствование музыкального произведения и замысла композитора, нежели успешные сверстники-хорошисты.

    Проблемы, характерные для старшего звена - это сложности в установлении контакта, раппорта, индивидуального для каждого класса, что связано с закономерностями их психофизического развития. До 15 % восьмиклассников могут не считаться с условиями дисциплины, не мотивируются ни вознаграждениями, ни наказаниями. Чтобы успешно учитывать природу подростков, требуется особая гибкость. По информации ведущих тренеров «Центра НЛП в образовании» в 8-ых классах чаще присутствуют 2 ведущих модальности – кинестетики и визуалы, количество аудиалов сокращается порой до 6% . Учитель в своей работе должен обязательно учитывать темп речи, внешний вид - чтобы суметь удержать внимание визуалов, и, конечно, потребности возраста в подборе репертуара. Ребятам нравятся песни любовной, гедонистической направленности, с философским содержанием. Трудности возникают у подростков в связи с восприятием классической музыки - на фоне постоянно сопровождающей подростков электронной техно -музыки с навязчивым агрессивным ритмом, мощной динамикой, низкочастотными и высокочастотными звучаниями, она вызывает у некоторых старшеклассников в лучшем случае безразличие, в худшем - негатив и отторжение. Включая старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность на темы «Роль классической музыки в рекламе и её воздействие на эмоциональную сферу человека», «Цифровые аудионаркотики - вредно или полезно», демонстрируя созданные ими презентации, фрагменты документальных кинофильмов, например, «Великая тайна воды» о научных исследованиях Эмото Масару, вовлекаю в анализ музыкально-выразительных средств, в результате которого они сами приходят к выводу о важности разумного, избирательного подхода к слушанию музыки. Не всегда ребята хотят делиться своими личными впечатлениями, поэтому применение техники синквейна индивидуально или в парах, позволяет облегчить вербализацию их чувств, а учителю - отследить реакцию каждого школьника. Из всего сказанного выше следует, что потенциалом музыки является работа мозга одновременно как в образной, так и в смысловой сфере, что, соответственно, способствует более гармоничному развитию личности. Оперирование знаниями о преобладающих в разном возрасте комбинациях репрезентативных систем, помогает научить школьников наиболее полно выражать себя в музыке, черпать в ней вдохновение, наслаждаться интересной, полной жизнью. В рамках «Школы здоровья», совместно с психотерапевтом консультативно-диагностического центра детского отделения клиники Ивановской государственной медицинской академии Минздрава соцразвития России Григорьевой Татьяной Владимировной, мы осуществляем активное сотрудничество в плане психопрофилактики и психогигиены детей и подростков средствами интегративной музыкотерапии, учитывая особенности их репрезентативных систем. В следующем учебном году мы планируем провести более детальные исследования в этом направлении.

Использованная литература, интернет-ресурсы:

1Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.,М.-2002

3.Дж.Морено..Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама. Москва. Когито-центр. 2009.

4. Петрушин В. И.. Музыкальная психотерапия. М., 2000.

5.Петрушин В.И.. Психологические модели отражения действительности в искусстве. http://www.health-music-psy.ru /

6.Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998

7. М. Гриндер, Л. Лойд. НЛП в педагогике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

8. Собчик Л. Н. Цветовой тест Макса Люшера. М.. 1996.

9. Ламыкина Л.В., Челышева Т.В.. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2002.

apkpro.ru › content/view/328/1/

10. Музыкальная психология и психотерапия: №1,2/2007,№2/2008,№2,3/2009. http://www.health-music-psy.ru /

11.Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников". А. Плигин, А. Герасимов. content.mail.ru › arch/19978/958966.htm



8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.