12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фёдорова Марина37
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Фёдорова Марина Николаевна

старший воспитатель

уровня дошкольного образования

МБОУ СОШ 15, г. Новосибирск


Музыкотерапия: основные техники в работе с детьми

   

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Как говорил В.А. Сухомлинский, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Термин «музыкотерапия» в переводе означает «лечение музыкой». Целебная сила музыки была известна еще в древние времена. Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, другие авторы определяют музыкотерапию как: использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. Музыкотерапия направлена на профилактику, оздоровление психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на коррекцию личностного развития, на реабилитацию личности средствами. 

Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души». Другой философ, Платон, говорил, что музыка может служить психогигиенической профилактикой.

Большое внимание вопросам музыки уделял ученый Средневековья Авицена. Описывая бессонницу, Ибн Сина предлагал музыку как успокоительное средство и прописывал «приятное нежное пение в медленном темпе», а также «журчание воды или шелест листьев».

Рубеж XVIII—XIX веков стал для музыкальной терапии вторым рождением: к ее разработке подключились клиницисты и физиологи. По их наблюдениям, музыка способна влиять на дыхание, сердечный ритм, пульс и давление, снимать мускульное напряжение, стимулировать пищеварение, а также изменять темп дыхания и температуру тела, регулировать выделение гормонов, которые снижают стресс, активизировать иммунную функцию и скорость реакции... А также изменять восприятие времени и пространства.

        В начале XX века в Петербурге ученые Психоневрологического института учредили специальную комиссию для изучения влияния музыки на живой организм и человека. В 1914 году академик В.Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом, где указывал, что музыкальные мелодии помогают в борьбе с повышенной нервозностью и капризами, которым особенно поддаются дети.

        В середине XX века стали организовывать музыкально-терапевтические общества и центры в США и странах Европы.  В 70-80-х годах было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых были разделы о применении музыки с лечебной целью для детей, которые страдают неврозами (К.Шваби), ранний детский аутизм (Бенензон), органические заболевания головного мозга (Е.Коффер-Ульбрих). Также проводили исследование на объективность влияния музыки на детей (У.Грюс, Г.Грюс, З.Мюллер, Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих).

        Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыкотерапия – это одно из важнейших методических средств, влияющих на психологическое здоровье ребенка.

Музыкотерапия в ДОУ – это уникальная, особая форма работы с детьми с использованием различной музыки, в любом виде – это и записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, а также игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

В следствие чего активное использование музыкотерапии в детском саду помогает снять нервно-психическое напряжение, способствует социальной адаптации ребёнка и формированию целостной и гармоничной личности.

Активно используются методы и упражнения для детей дошкольного возраста: слияние с ритмом, танцевально-двигательная терапия, психосоматическая релаксация, вокал, игра на различных инструментах, музыкальное рисование, театр пантомимы и драмтеатр, музыкальная, сказкотерапия, куклотерапия, дыхательные гимнастики.

   В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия:

способствует улучшению взаимоотношений, снимается нервно– психическое напряжение.

Групповая музыкотерапия:

строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, чтобы между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения.  

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них.

  Музыкотерапия развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

   Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется музыкотерапия, является адаптация ребенка к условиям детского сада.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения ребенка используют: Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор». и т.д.

Музыку следует использовать как в спокойных, так и подвижных играх. Музыка должна соответствовать игре, например, Э.Григ “Утро” – спокойным играм, а “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д. для подвижных игр. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.

Очень важно для занятий подбор музыкального репертуара. Использование на занятиях всех видов музыкальной деятельности детей: музыкального -ритмические движения, пения, игры, игра на музыкальных инструментах.   Таким образом музыкальное восприятие поднимается на более высокую ступень.

Конечно в работе необходимо использовать активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, преодолению амбивалентности поведения, ребенок учится видеть красоту музыки, ощущать себя ее частью. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением и танцами.

  Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, детям. Большое значение имеет момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что помогает преодолеть расстройства контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

При исполнении русских народных песен, у детей повышается интерес к русскому народному творчеству, дети становятся раскрепощенней, эмоциональней, у них формируются нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, которые сводятся к упражнениям в напряжение и расслабление. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

  В музыкальной терапии существует два направления:

  Первое – воспринимающая деятельность, когда детям поют, играют на инструменте, а они слушает;

  Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей.  С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества и эстетическое отношение к окружающему.

  Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия- это важный компонент развития каждого ребенка, так как она приносит положительное, как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыка своим ритмом, мелодией, разнообразием, передает бесконечную гамму чувств и настроений, оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье каждого. В своей работе я стараюсь использовать музыкотерапию во всех видах непосредственно образовательной деятельности и внезанятийной деятельности.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.