12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ташлыкова Мария Сергеевна61
Россия, Липецкая обл., Елец
0

Преподаватель истории ГОБ ПОУ "Елецкий лицей сферы бытовых услуг" Ташлыкова М.С., первая квалификационная категория. Липецкая область, город Елец.

Методическая разработка урока истории на тему: "200 дней и ночей Сталинграда"

Цель урока:

рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,

развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,

воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование: карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point).

Понятийный минимум: коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция “Уран”, “Сатурн”, “Кольцо”.

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

План урока:

Организационный момент.

Целеполагание, мотивация (вступительное слово преподавателя).

Актуализация ранее изученного материала (работа с картой).

4. Усвоение нового материала - постановка проблемного задания.

5. Поисково-исследовательский этап. Просмотр видеоролика «Хроники Великой Победы. Сталинградская битва».

6.Осознание и осмысление.

7.Подведение итогов урока.











Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность студентов

І. Организационный момент

Преподаватель определяет готовность студентов к уроку, создает положительный настрой на урок.

Проверяют оформление рабочего места.

Концентрируют внимание.

ІІ. Целеполагание, мотивация









































































ІІІ. Актуализация ранее изученного материала

























































ІV. Усвоение нового материала





















































































































































V. Поисково-исследовательский этап. Просмотр видеоролика «Хроники Великой Победы. Сталинградская битва».





















































































































































































































VI. Осмысление и закрепление.





























































































VII. Подведение итогов урока.




Сегодня на уроке мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.  Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.

Эпиграфом к нашему уроку предлагаю лова премьер-министра Великобритании У. Черчилля «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания». (слайд 2)

Сталинградская битва — сражение между войсками СССР, с одной стороны, и войсками нацистской Германии, Румынии, Италии и Венгрии в ходе Великой Отечественной войны. Битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружений и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.

(Слайд3)



Прежде чем перейти непосредственно к Сталинградской битве, давайте вспомним, как складывалась обстановка на фронте к 1942 году?

Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу  нашего  государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопро­тивление советских войск спутало планы врага.

Ребята, почему именно Сталинград стал  целью захвата  гитлеровской армии?

Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России.  В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб.  Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.

Слайд 3. Этапы Сталинградской битвы.

---17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

---19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.





Изложение нового материала.

Слайд 4. Стороны

СССР, Германия, Румыния, Италия, Хорватия, Венгрия.

Слайд 5. Командующие

Александр Михайлович Василевский (слайд 6)

Константин Константинович Рокоссовский (слайд 7)

Андрей Иванович Еременко (слайд 8)

Василий Иванович Чуйков (слайд 9)

Эрих фон Манштейн (слайд 10)

Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс (слайд 11)



Слайд 12. Расстановка сил

СССР - к началу операции 187 тыс. человек
2,2 тыс. орудий и минометов
400 танков
454 самолета
(
+200 сам. ДА и 60 сам. ПВО)
На 19 ноября 1942
В сухопутных войсках

780 тыс. человек Всего 1,14 млн. человек

Германия- к началу операции
270 тыс. человек
3 тыс. орудий и минометов
500 танков
1200 самолета

На 19 ноября 1942
В сухопутных войсках

807 тыс. человек
Всего
> 1 млн. человек.

Расстановка сил в операции «Уран»:

Юго-Западный фронт (командующий — Н. Ф. Ватутин). В него входили 21-я, 5-я танковая, 1-я гвардейская, 17-я и 2-я воздушные армии

Донской фронт (командующий — К. К. Рокоссовский). В него входили 65-я, 24-я, 66-я армии, 16-я воздушная армия

Сталинградский фронт (командующий — А. И. Еременко). В него входили 62-я, 64-я, 57-я, 8-я воздушная, 51-я армии

Группа армий «Б» (командующий — М. Вейхс). В неё входили 6-я армия — командующий генерал танковых войск Фридрих Паулюс, 2-я армия- командующий генерал от инфантерии Ганс фон Зальмут, 4-я танковая армия — командующий генерал-полковник Герман Гот, 8-я итальянская армия — командующий генерал армии Итало Гарибольди, 2-я венгерская армия — командующий генерал-полковник Густав Яни, 3-я румынская армия — командующий генерал-полковник Петре Думитреску, 4-я румынская армия — командующий генерал-полковник Константин Константинеску

Группа армий «Дон» (командующий — Э. Манштейн). В неё входили 6-я армия, 3-я румынская армия, армейская группа «Гот», оперативная группа «Холлидт».

Два финских добровольческих подразделения

Боевые действия «Уран» и «Кольцо»:

19 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии в рамках операции «Уран». 23 ноября в районе Калача замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й армии вермахта. Выполнить план «Уран» полностью не удалось, так как не удалось расчленить 6-ю армию на две части с самого начала (ударом 24-й армии в междуречье Волги и Дона). Попытки ликвидировать окружённых с ходу в этих условиях также не удались, несмотря на значительное превосходство в силах — сказывалась превосходящая тактическая подготовка немцев. Однако 6-я армия была изолирована и запасы топлива, боеприпасов и продовольствия прогрессивно сокращались, несмотря на попытки снабжения её по воздуху, предпринятым 4-м воздушным флотом под командованием Вольфрама фон Рихтгофена.





Составление хроники Сталинградской битвы.

12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.

Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огнен­ная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

 Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й ар­мии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.

Слайд 12 Потери битвы.

СССР - 1 млн. 143 тыс. человек (безвозвратные и
санитарные потери),
524 тыс. ед. стрелков. оружия , 4341 танк и САУ, 2777 самолетов,
15,7 тыс. орудий и минометов

Германия – 1,5 млн. общие.

Слайд 13. Результаты битвы.

Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Второй мировой войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны…В результате битвы Красная Армия прочно овладела стратегической инициативой и теперь диктовала врагу свою волю. Исход Сталинградской битвы вызвал растерянность и замешательство в странах Оси. Начался кризис профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии, Словакии. Резко ослабло влияние Германии на её союзников, заметно обострились разногласия между ними.



Вопросы для закрепления.

Действительно ли Сталинградскую битву по праву называют началом коренного перелома в ходе войны?

Как вы думаете, легко ли досталась победа СССР, учитывая силы сторон к началу битвы?

Какое значение имела победа под Сталинградом для дальнейшего хода Великой Отечественной войны?

Вывод: Сталинградская битва явилась началом коренного перелома и краха наступательной стратегии вермахта. Победа под Сталинградом была началом большого наступления советских войск, в результате которого были возвращены Ростов, Воронеж, Харьков, часть Донбасса и т.д.

Хотелось бы вспомнить о людях, которые отдали свои жизни в борьбе с врагом.

1.Яков Федотович Павлов (Слайд 15.) Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 г. командир  отделения сержант Я. Ф. Павлов,  выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват це­лых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них  неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

2.Василий Григорьевич Зайцев (Слайд 16.)

3.Василий Павлович Титаев и Матвей Мефодиевич Путилов (Слайд 17). Связисты В. П. Титаев и М. М. Путилов, оба смертельно ранен­ные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.

4. Болтенко и Михаил Паникаха (Слайд 18). Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину.

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого  события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда...

Пройдут века, а немеркнущая слава  доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

Студенты слушают учителя, записывают тему урока в тетради.

































































Студенты отвечают на вопрос, работа с картой.





































Запись дат в тетрадях.





















Выступления студентов.















































































































































Самостоятельная работа студентов.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.