Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Древняя Спарта»

5
0
Материал опубликован 3 December 2019 в группе

Тема урока: «Древняя Спарта»

Тип урока: открытие новых знаний.

Деятельностная цель: формирование информационной грамотности.

Содержательная цель: создание условий для выявления особенностей общественного и политического устройства Древней Спарты.

Задачи урока:

- развитие навыков коллективной работы;

- формирование навыков публичной речи;

- развитие навыков получения информации из различных источников;

- развитие навыков по созданию презентаций;

- воспитание толерантного отношения к представителям иной культуры.

Универсальные учебные действия.

Предметные: работать с исторической картой, историческими источниками, анализировать и обобщать их данные; применять понятийный аппарат для характеристики политического и общественного устройства Древней Спарты.

Метапредметные.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу; выбирать средства достижения цели из предложенных.

Познавательные: уметь ориентироваться в информационном пространстве; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; определять собственное отношение к явлениям жизни и фактам прошлого.

Оборудование урока: ПК по числу рабочих групп с выходом в интернет, интерактивная доска, раздаточный материал (Приложения № 1,2,3,4,5,6), интернет-сервисы Googl Диск, Learning Apps.com.


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие класса.

Фронтальная работа.

Проводит беседу на основе личного опыта учащихся.

https://docs.google.com/presentation/d/1yDn5Cfvb4I3R-6P2KxDgVQw75q7ZKTMvxpDOVpkpZA4/edit#slide=id.g6baf0da2e9_1_1

 

На основе личного опыта отвечают на вопросы.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Фронтальная работа с картой.

Предлагает учащимся определить, как можно добраться из Нижнего Новгорода до Греции.

Предлагает учащимся выбрать форму работы на уроке: рассказ учителя или исследование.

Осуществляет проверку домашнего задания в игровой форме. (Приложение 1)

Оценивает работу в соответствии с критериями, раздает билеты. (Приложение 2)

Выстраивают маршрут, сравнивают виды транспорта.

 

Выбирают форму работы на уроке.

 

Принимают условия и способы действия, предложенные учителем.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку.

 

 

Выявление места и причины затруднения

Высказывает суждение «Древние греки говорили, что их страна стоит на двух ногах – Афинах и Спарте».

 

Определяют границы знания и незнания.

Построение выхода из затруднения

Фронтальная работа

Предлагает сформулировать тему урока, задачи и выбрать способы действия.

 

Формирует рабочие группы.

Формулируют тему урока, планируют способы достижения цели, называют известные им источники информации. Делятся на рабочие группы.

Реализация построенного проекта.

Работа в группах

Выдает задания группам. (Приложение 3)

Корректирует работу групп.

Получают задание, распределяют работу в группе. Оформляют слайд презентации. Обсуждают результат. Презентуют работу группы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Фронтальная работа

Предлагает заполнить рабочий лист урока. (Приложение 4)

Проговаривают ответы и заполняют рабочий лист урока.

Включение в систему знаний.

Работа в группах.

Организует первичный контроль через приложение LearningApps. https://learningapps.org/display?v=paqq16ix519

 

Оценивает работу группы

Переключаются на вкладку LearningApps и выполняют задание.

Рефлексия

Индивидуальная работа.

Предлагает заполнить оценочный лист работы на уроке. (Приложение 5). Подводит итог урока.

Оценивают свою работу в группе, урок.

 

Домашнее задание

Выдает домашнее задание. (Приложение 6)

Принимают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.


 

Вариант сценария урока

Этап урока

Слова учителя.

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята!

Вы любите путешествовать? Где вы уже успели побывать? Кто-нибудь был в стране, историю которой вы изучаете? Как она называется? Если не были, то в будущем хотите побывать?

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

 

А знаете ли вы, как можно добраться из Нижнего Новгорода до Греции? А в те далекие времена?

Вы уже поняли, что наш урок будет проходить в форме путешествия. Сегодня на уроке вам будет интересно быть туристами-слушателями или туристами-исследователями?

Путешествовать мы с вами будем на машине времени. Для этого каждый из вас должен купить билет, платой за который будут ваши знания по теме «Афины в V веке до нашей эры».

Предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики». Я буду высказывать утверждение, а вы должны определить верно оно или нет. Для этого в игровое поле под соответствующим номером вы должны поставить знак Х, если согласны, О, если не согласны. Обратите внимание, что для каждого варианта свои задания. Подпишите вариант, и мы начинаем.

А теперь поменяйтесь листочками и сравните результат с доской. По количеству верных ответов выставьте оценку в соответствии с критериями.

Поднимите руку те, кто получил оценку «3». Вы получаете зеленые билеты. Те, кто получил оценку «4» - желтые билеты, а оценку «5» - красные.

Выявление места и причины затруднения

Ребята, для того, чтобы оказаться в нужной точке Древней Греции, нам нужно ее определить и построить маршрут.

Древние греки говорили, что их страна стоит на двух ногах – Афинах и Спарте. С одной «ногой» вы уже знакомы. С какой? О какой нужно узнать?

Построение выхода из затруднения

На основе сказанного сформулируйте тему урока.

А теперь, давайте подумаем, что нам нужно узнать о Древней Спарте.

Какие источники информации вам могут быть необходимы?

Для осуществления исследования предлагаю вам разделиться на 7 рабочих групп.

Реализация построенного проекта.

Каждая группа выполнит свое задание в соответствии с названием. «Географы» определят географическое положение и природные условия Древней Спарты, «Историки» выяснят историю заселения территории Древней Спарты, «Социологи» изучат особенности организации спартанского общества, а «Политики» - спартанского государства. «Экономисты» определят основные занятия жителей Древней Спарты. «Педагоги» выяснят, как воспитывали в Спарте детей, а «Культурологи» проведут нас по ее улицам. По итогам работы вы создадите соответствующий слайд презентации и поделитесь с остальными своими

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ребята, давайте посмотрим, все ли вам было понятно на уроке. Для этого я предлагаю вам заполнить рабочий лист урока.

Включение в систему знаний.

Ребята, а теперь пришло время проявить свои знания о Древней Спарте. Переключитесь на компьютере на вкладку LearningApps.com и выполните задание.

Рефлексия

Каждый из вас сегодня внес свой вклад в создание образа Древней Спарты. Используя оценочный лист, оцените свою работу в группе.

Наше путешествие закончилось.

А теперь подведем итог нашего урока. Все ли вы узнали о Древней Спарте? Может быть осталось что-то не изучено? Все ли у вас получилось? Что вызвало затруднение?

Домашнее задание

Дома, прочитав параграф 31, заполните сравнительную таблицу об условиях жизни в Афинах и Спарте.

Урок окончен.


 

Приложение 1.

Игра «Крестики-нолики»

1 вариант

2 вариант

1

По реформе Солона архонтом мог стать любой богатый человек.

Солон был избран архонтом в 480 году до н.э.

2

Решение суда в Афинах выносилось путем тайного голосования.

Власть в Афинах принадлежала знати.

3

Власть в Афинах принадлежала ученым.

Архонтом в Афинах мог стать бедняк.

4

Солон провел реформу школьного образования.

Законы Солона заложили основы демократии в Афинах.

5

Солон был избран архонтом в 594 году до н.э.

Решение суда в Афинах выносилось на основе закона.

6

Рабами в Афинах по реформе Солона могли быть только крестьяне.

Солон провел реформу отмены долгового рабства.

7

В Народном собрании в Афинах принимали участие только богатые.

Рабами в Афинах по реформе Солона могли стать только чужеземцы.

8

По реформе Солона судьями в Афинах могли стать только богачи.

В Народном собрании в Афинах принимали участие все свободные граждане.

9

Законы Солона в Афинах заложили основы демократии.

По реформе Солона судьями в Афинах могли стать только знатные.

 

 

Приложение 2.

(Цвет билета меняется по необходимости)

t1575346675aa.gif

Приложение 3.

Задание для групп.

Группа «Географы».

Изучите карту, познакомьтесь с дополнительным текстом, рассмотрите иллюстрации и составьте небольшой рассказ об особенностях географического положения Спарты и ее природных условий. Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Как называется полуостров, на котором расположена Спарта? В какой его части? Как называются области на юге полуострова?
  2. Каковы особенности климата Спарты: температура, осадки?
  3. Каковы особенности природы Спарты: рельеф (горы, равнины), воды (близость к морям, реки, озера).

 

Лакония

Природа в Лаконии разнообразна: здесь есть и длинное песчаное побережье, и скалистые берега, и плодородные, зеленые долины, и горные районы.

Климат Лаконии достаточно мягкий, среднеземноморский, с несущественной разницей между разными ее регионами. Лето жаркое, с мягкой горной вечерней прохладой, зимы не холодные. В горных же районах ситуация несколько иная, и зима там суровая, а снег можно увидеть даже в летнее время. Соответственно, почва Лаконии также разнится: каменистая, сухая и безжизненная – в районе гор, мягкая и плодородная – в долине, песчаная – у побережья
 

Мессения

Находится Мессиния в Греции в юго-западной части Пелопоннеса. Побережье ее омывается водами Ионического моря, а на юге – Мессенского залива. С востока область граничит с Лаконией, от которой ее отделяют горы Тайгет, на севере Мессинию отделяют от Элиды Аркадские горы.

Рельеф области неоднородный: на востоке она гористая, в центре раскинулась широкая долина, которая тянется на запад, вплоть до морского побережья. Через долину протекает самая большая река Мессинии – Памисос, впадающая в залив. По площади область занимает около 3-х тыс. км2, с населением более 176 тыс. человек.

Благодаря теплому средиземноморскому климату, господствующему в данном регионе, и благоприятному геологическому строению, Мессиния является очень плодородной областью.

Лакония.

t1575346675ac.jpg t1575346675ad.jpg

t1575346675ae.jpg

t1575346675af.jpg

Мессения

t1575346675ag.jpgt1575346675ah.jpg
 

t1575346675ai.jpgt1575346675aj.jpg

Группа «Историки».

Познакомьтесь с дополнительным материалом и легендами Древней Греции. На их основе составьте небольшой рассказ об истории заселения Спарты. Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Где изначально проживали предки спартанцев?
  2. Почему они решили переселиться на полуостров Пелопоннес?
  3. Как предки спартанцев заселяли области Мессения и Лакония.

Миф о Пелопсе.

Очень давно, задолго до Троянской войны, знатный юноша по имени Пелопс бежал, спасаясь от врагов, из своего родного города. Он нашел приют у царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая, прекрасную Гипподамию, и полюбил ее. Но царь не желал отдать дочь замуж: ему было предсказано, что он погибнет от руки ее мужа.

Эномай объявил, что Гипподпмия станет женой того, кто победит его в состязании на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьем. Головы погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая.

Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить жестокого царя. Обещал он богатые подарки слуге царя, прося не вставлять чеки (небольшой стержень, с помощью которого колесо закрепляется на оси) в ось, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая во время погони.

И вот состязание началось. Бешено мчатся обе колесницы, чувствует Пелопс за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, оглянувшись, как царь замахнулся копьем… Тут колеса соскочили с оси, грохнулся оземь Эномай и разбился насмерть.

Пелопс взял в жены Гипподамию и завладел царством Эномая. С тех пор, по преданию, Южная Греция стала называться Пелопоннес.

История возникновения полиса.

По преданию, Спарта была столицей значительного государства еще до вторжения дорийцев (греческие племена, жившие на севере Греции) в Пелопоннес, когда Лаконию населяли ахеяне. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший видную роль в троянской войне. Несколько десятков лет спустя после разрушения Трои, большая часть Пелопоннеса была завоевана потомками Геракла («возвращение Гераклидов»), пришедшими во главе дорийских дружин. Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по их имени была названа Axaией, оставшиеся были большей частью обращены в илотов (рабов). Когда царь Лакедемон подчинил себе центр полуострова Пелопоннес, он назвал его в свою честь Лаконией, а столицу – Спартой, в честь своей жены. Произошло это в 10 в до н.э.

Названия «Спарта» и «спартанцы» появились благодаря римлянам и прижились. Сами они называли себя – лакедемоняне, то есть граждане полиса Лакедемон.

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится приблизительно на 9 столетие до н. э. Законодательство Ликурга сделало из Спарты сильное военное государство, приобретшее господство над Пелопоннесом. В 7 веке до н.э. Спарта подчинила себе соседнюю область Мессению. Спарта нуждалась в Мессении, но мессенийцы оказали сопротивление. Война была долгой и тяжелой, спартанцам не удалось справиться с мессенийцами легко и быстро. Главная трудность была чисто топографического характера: надо было преодолеть гору Тайгет высотой 3 тысячи метров. Конечно, вершину можно было обогнуть, но это означало окольный, очень долгий путь.

Народ Мессении был на пути к созданию собственного полиса, они пытались остаться независимыми, но спартанцы одержали над ними верх. Спарте понадобилось почти 100 лет, чтобы окончательно покорить Мессению.

К 7 веку до н.э. Спарте принадлежали 8 тысяч квадратных километров, и она была самым большим городом-государством Древней Греции.

t1575346675ak.jpg

Ликург Спартанский. Древнегреческий бюст.

 

Группа «Социологи».

Прочитайте п. 1 §31 (с. 147-148) учебника, рассмотрите иллюстрации и составьте схему «Общество Древней Спарты». Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Кого в Спарте считали гражданами? Какие у них были права? Какие обязанности?
  2. Кто такие периэки? Какие права и обязанности были у них?
  3. Кто такие илоты? Какими правами они обладали? Какими обязанностями?
  4. За что презирали жители Греции спартанцев?

t1575346675al.jpg t1575346675am.jpg

t1575346675an.png

 

Группа «Экономисты».

Прочитайте п. 1 §31 (с. 147-148) учебника, дополнительный материал, рассмотрите иллюстрации и составьте краткий рассказ о занятиях жителей Древней Спарты. Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Что было главным занятием свободных граждан?
  2. Чем занимались илоты? Какие культуры они выращивали?
  3. Чем занимались периэки? Что они изготавливали?

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта - это государство- воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов, которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Согласно закону, спартанцы не имели права заниматься торговлей и создавать предметы роскоши. Граждане посвящали себя военному искусству, а торговлю и ремесло, необходимые для функционирования экономики, отдали илотам и периэкам. По всей Греции славились практичные изделия, созданные в Спарте: керамика, одежда, обувь, оружие, мебель. В основном все это создавалось для внутренних целей и продавалось внутри страны. На свою территорию суверенная Спарта не впускала чужаков с их интересами и товарами.

t1575346675al.jpg t1575346675am.jpg

t1575346675ao.jpg

 

Группа «Политики»

Прочитайте п. 2 §31 (с. 148-149) учебника, дополнительного чтения, рассмотрите иллюстрации и составьте схему управления Древней Спартой. Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Какой властью обладало народное собрание? Кто в него входил?
  2. Какова была власть Совета старейшин? Из кого он состоял?
  3. Какова была власть царей? Кто становился царем? Каковы были их обязанности?

Ликургу довелось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, потому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждали, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой — народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из основных обязанностей которых было командование армией во время войны.

Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.

Функции: являются членами герусии, могут вести предварительные переговоры с иностранными послами, являются главными представителями общины перед богами и как таковые совершают от имени общины основные ритуалы (жертвоприношения), отвечают за связь с Дельфийским оракулом и хранят полученные из Дельф прорицания, командуют спартанским войском в походе (первоначально оба отправлялись на войну, каждый во главе своего отряда; позднее один должен был оставаться дома).

Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя).

Апелла — народное собрание. В собрании могли принимать участие только полноправные спартиаты — мужчины старше 30 лет, прошедшие полный цикл гражданского воспитания и принятые в состав одного из застольных товариществ (сисситий). Апелла собиралась один раз в месяц, в строго определённом месте. Члены апеллы выбирали царей, членов герусии, военачальников и всех низших должностных лиц. Голосование происходило в форме аккламации. Особая комиссия, находившаяся в закрытом помещении и не знавшая порядок прохождения кандидатов через площадь, на слух определяла уровень одобрительной реакции, поднятой собранием за каждого из претендентов на должность. Подобный порядок голосования критиковался ещё в древности — Аристотель, например, называл его «детским».

Члены собрания слушали, обсуждали, принимали или отвергали предложения, внесенные герусией, царями. Рядовые члены апеллы не обладали правом законодательной инициативы и не могли выносить собственные предложения на голосование в собрании.
 

t1575346675ap.pngt1575346675an.png

t1575346675aq.jpg
 

Группа «Педагоги».

Прочитайте п. 3 §31 (с. 149-150) учебника, дополнительное чтение, рассмотрите иллюстрации и составьте небольшой рассказ о спартанском воспитании. Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Как спартанцы поступали с новорожденными детьми?
  2. Что происходило с мальчиками по достижении 7-летнего возраста?
  3. Чему учили мальчиков в школах? Какие качества у них воспитывали?
  4. Как воспитывали спартанских девушек?
  5. Хотели бы вы учиться в спартанской школе? Почему?

Первое испытание ждало будущего спартанского равного уже в колыбели. Правительственные чиновники осматривали каждого элитного новорожденного, чтобы решить, будет ли он жить. Ребенок, в чем-то несовершенный, по законам Спарты был обречен на смерть в горной пропасти. Это кажется неслыханной жестокостью, но Спарта нуждалась в воинах. Именно воина высматривали в новорожденных. Им нужны были крепкие люди, они как бы выводили породу самых лучших, самых сильных. Чиновники изучали и девочек и тоже решали, жить им или быть сброшенными со скалы. Из оставшихся в живых девочек воспитывали матерей, а из мальчиков – спартанских равных – воинов, контролирующих правительство.

В воинственном государстве большое внимание уделялось защите города от внутренних и внешних врагов. Для этого была разработана система воспитания, состоявшая из 3 ступеней:

Обучение мальчиков с 7 до 12 лет. На этом этапе дети были объединены в группы. Они играли, учились. Но постоянно наставники делали так, чтобы дети дрались между собой. Так они выявляли сильные и слабые стороны своих подопечных.

С 12 до 20 лет мальчики были объединены в отряды, где ими руководили старшие юноши. На этом этапе не было игр, все внимание уделялось военной подготовке.

С 20 до 30 лет спартанцы объединялись в сисситии - группы, включавшие обычно около 15 человек. Они продолжали заниматься военной подготовкой в своем кругу, однако теперь могли заводить семью, заниматься некоторыми домашними делами.

Детей обучали читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично — кратко и четко.

Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши обязаны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей довольно скудно, потому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; однако если кто попадался, то били нещадно — не за кражу, а за неловкость.

Достигнувших 16-ти летнего возраста юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали продолжению наказания: некоторые не выдерживали испытания и умирали.

Плутарх и Ксенофонт писали, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как также подчинялись суровому воспитанию.

t1575346675ar.jpgt1575346675as.png

t1575346675at.jpg

t1575346675au.jpg

Группа «Искусствоведы»

Познакомьтесь с текстом дополнительного чтения, рассмотрите иллюстрации и определите особенности культуры Спарты. Оформите слайд презентации. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Как выглядели улицы Спарты?
  2. Какие здания строили в Спарте?
  3. Какие виды искусства были развиты в Спарте?
  4. Хотели бы вы жить в таком городе?

Культура Спарты была аскетичной. Именно поэтому слово «спартанский» сегодня означает суровый, строгий. В Спарте считалось неприемлемым, чтобы достаток людей состоятельных проявлялся, скажем, в одежде. Повсюду царили аскетизм и равенство. Т.е. за склонностью одинаково одеваться стоят все те же спартанские устои.

Спарта считалась чуть ли не самым музыкальным городом всей Греции. К музыке, как и к чтению, тут относились серьезно. Спартанцы считали, что песни подбадривают людей и помогают выполнять военные упражнения. В ходе атак солдаты пели хором под звуки флейты.

Статуя спартанца, найденная в Спарте, ранее считалась портретом Леонида, однако она относится к тому периоду, когда в Греции еще не было искусства портрета. Оно приобрело популярность начиная с 475-450 гг. до н.э. Любые изображения людей, живших до этого времени, можно называть портретами лишь условно, поскольку они созданы в более поздние времена. Бюсты, которые ранее трактовались как портреты Леонида или Павсания, ныне считаются портретами поэта Пиндара.

Из описаний Павсания мы знаем, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI столетие до н. э. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки. Но на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V столетия до н. э., город произвел самое безотрадное впечатление.

На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, не перестали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам.

Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них покупалось лишь то, что производилось в самой Спарте; кроме этого, они были настолько тяжелыми, что даже небольшую сумму следовало перевозить на повозке.

Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в абсолютно одинаковых условиях. В специальном предписании указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковая.

Таким образом, в Спарте постепенно богатство потеряло всякий смысл, так как пользоваться им было невозможно: граждане меньше начали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, как следствие, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.

До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу - царю Спарты.

t1575346675av.jpg

t1575346675aw.png

t1575346675ay.png

 

Рабочий лист урока.

Тема урока __________________________________________________

 

Задание 1.

Вставьте пропуски в предложениях.

Спарта расположена на полуострове ___________________ в областях ___________________ и ______________________ в долине реки ___________________ и омывается морями ________________________ и _________________________.

Климат ________________ и _____________________. Здесь выращивали ________ на равнинах, а в горах разводили ______________________________________________ и ___________________________, а также пасли скот.

 

Задание 2.

Заполните пропуски в схеме.

Задание 3.

Опишите особенности воспитания спартанских детей на основе иллюстраций.

t1575346675bc.jpgt1575346675bd.jpg

 

Задание 4.

Приведите таблицу в соответствие.

Название органа управления

Функции

Народное собрание

А. Руководили войском.

Совет старейшин

Б. Решали вопросы войны и мира

Цари

В. Следили за порядком.

 

 


 

1

2

3

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Оценочный лист.

Оцени свою работу на уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ___________________________________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ___________________________________________________________________________________________

3. Самым неожиданным для меня сегодня стало ___________________________________________________________________________________________

4. Сегодня на уроке у меня получилось/ не получилось ____________________________________________________________________________________________

5.Осталось непонятным ______________________________________________________________________

6. Мне захотелось узнать побольше _____________________________________________________________

 

Приложение 6.

Домашнее задание.

Заполни таблицу.

Афины и Спарта.

Линии сравнения

Афины

Спарта

В какой части Греции расположена

 

 

Основные занятия населения

 

 

 

 

Управление полисом

 

 

 

 

 

Система образования

 

 

 

 

 

Ценности общества

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.