12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39697
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Пояснительная записка

Задачи на логику — одни из самых любимых в начальной школе — они учат связно рассуждать и объяснять ход своих мыслей. 

Автор: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ ст. Евсино" Искитимского района Новосибирской области

Тема: Превращения слов (логические задачи)

Предмет: русский язык, внеурочная деятельность

Класс: 3 класс

Цель: формирование таких качеств личности, как ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление.

Задачи:

  • формировать умения быстро ориентироваться в задании;
  • стимулировать способности к достижению успеха в равной борьбе;
  • развить интерес к русскому языку через изучение нестандартных подходов.


Превращения слов (логические задачи)
DOCX / 503.67 Кб

 

 

1. Не меняя ни одного звука, преврати  данные существительные в другие    части речи.   Объясни, как тебе это удалось.

Съезд - ………………………………………………………………………………………

Лесть - ………………………………………………………………………………………

Пядь (старинная мера длины) - ………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ключ:

съезд – съест (гл.), лесть – лезть (гл.), пядь – пять (числ.)

Это преобразование возможно потому, что согласные звуки на конце слова и перед другими согласными оглушаются (заменяются парными).

 

2. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

Риф + ель + кадки = фрикадельки

Ель + сад + рак =……………………………………..

Рис + кепи =………………………………………….

Рыба + соки =…………………………………………

Нива + реки=…………………………………………

Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для этого задания слова, состоящие из трёх или более слогов

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................

Ключ:

Риф + ель + кадки = фрикадельки

Ель + сад + рак = сарделька

Рис + кепи = персики

Рыба + соки = абрикосы

Нива + реки= вареники

3. В Обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в Обратном словаре?

Ветеран, тиран, кран, экран, буран, ресторан,  курган. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ключ:

В Обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в Обратном словаре?

Ветеран, тиран, кран, экран, буран, ресторан,  курган.

Курган, ветеран, тиран, кран, экран, ресторан, буран.

4. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.

деревня

 

клён

 

тетеря

малыш

старушка

парик

дорога

 

пирог

 

воля

поцелуй

дисциплина

сон

 

Ключ:

деревня

 

глухая

клён

 

кудрявый

тетеря

малыш

старушка

парик

дорога

 

железная

пирог

 

сладкий

воля

поцелуй

дисциплина

сон

 

Криптограммы

Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо.

В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Один из вариантов - зашифровка при помощи цифр. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова (по рисунку или определениям).

Задание: Подбери нужные слова и узнай, какие буквы скрываются за цифрами. Если ты это сделаешь правильно, то кубики заговорят. На них зашифрована народная пословица.

Недалеко от нашего дома находится небольшой 7, 2, 3, 1, где мы любим купаться. Многие птицы улетают 8, 13, 16, 9, 5, 11 в тёплые края. Все 2, 16, 15, 6, 12, 10 из нашего класса пошли на экскурсию в автомобильный 4, 10, 14, 8, 1. 9 мая наш 9, 10, 2, 8, 1 празднует День Победы.

Ключ к заданию "Кубики"

Недалеко от нашего дома находится небольшой 7, 2, 3, 1 (пруд), где мы любим купаться. Многие птицы улетают 8, 13, 16, 9, 5, 11 (осенью) в тёплые края. Все 2, 16, 15, 6, 12, 10 (ребята) из нашего класса пошли на экскурсию в автомобильный 4, 10, 14, 8, 1 (завод). 9 мая наш 9, 10, 2, 8, 1(народ) празднует День Победы.

Пословица: Друзья познаются в беде.

Ребусы

Слово ребус произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.

"Наш класс"

Задание: В начале учебного года ребята встретились опять в классе. Они рассказывали, где были во время каникул. Ты прочитаешь, кто где был, разгадав ребусы?

D:\Лидия\олимпиадные задания\001.jpg

... была у бабушки в деревне. ... - в летнем лагере. ... с туристами отправился в горы, где встретил геологов. ..., ... и ... отдыхали у моря. ... купил новый велосипед, и поэтому они вместе с ... часто ездили за город.

Грамматическое задание: Запиши рассказ. Разбери первое предложение по членам предложения и по частям речи.

Ключ к заданию "Наш класс"

Вера была у бабушки в деревне. Наташа - в летнем лагере. Вова с туристами отправился в горы, где встретил геологов. Света, Надя и Витя отдыхали у моря. Серёжа купил новый велосипед, и поэтому они вместе с Севой часто ездили за город.

"Расшифруйте слова"

1.

По 2 л …………………………………….

2 рь ……………………………………….

С 3 ………………………………………..

Ви 3 на ……………………………………

1 очество …………………………………

2.

Вместо знака ? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Смор +? + а = ...................................................

? + янин =..........................................................

По + ? + л = .....................................................

 

Ключ к заданию "Расшифруйте слова"

1.

По 2 л. Подвал

2 рь. Дверь

С 3. Стройка

Ви 3 на. Витрина

1 очество. Одиночество

2.

Смор +? + а = смородина

? + янин =семьянин

По + ? + л = подвал

 

Калейдоскоп

Слово калейдоскоп означает прибор, в котором можно видеть быстро сменяющиеся разнообразные цветные узоры.

Здесь же слово калейдоскоп употребляется в переносном смысле и означает смену, чередование рисунков, предметов, слов, букв, цифр.

"Ты её знаешь?"

Задание: Данные рисунки помогут тебе узнать мою любимую книгу. Кто её автор?

Ключ к заданию "Ты её знаешь?"

"Тимур и его команда". А. Гайдар

"Рассыпанные буквы"

ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

Задание: Тебе кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались буквы. Если ты их расставишь в другом порядке, то прочитаешь название десяти животных.

Грамматическое задание: Образуй и запиши от найденных существительных имена прилагательные. Распредели прилагательные на две группы по окнчаниям.

Ключ к заданию "Рассыпанные буквы"

Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица, овца.

"Географическая плетёнка"

Задание: На полосках этой головоломки ты можешь прочитать десять географических названий: в горизонтальных рядах - названия пяти городов, а по вертикали - названия пяти рек. Задание это нелёгкое, потому что часть букв из названия скрыта.

Грамматическое задание: Запиши найденные слова в алфавитном порядке. Помни, что алфавитный порядок соблюдается и в словах, начинающихся с одной и той же буквы. Укажи среди найденных слово, которое не склоняется.

Ключ к заданию "Географическая плетёнка"

По горизонтали: Прага, Милан, Париж, Варна, Токио.

По вертикали: Днепр, Волга, Дунай, Иртыш, Висла.

 

Информационные источники

Полякова А.В. Превращения слов. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Начальная школа. Из-во Айрис - Пресс 2008 год

Шкатова Л.А «Подумай и ответь : Занимательные задачи по русскому языку», - М.: Просвещение, 1989 год.

Мальчики https://i.pinimg.com/originals/b6/ac/05/b6ac0504ed77208c1363635c006d08d3.jpg

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 03.11.21 в 12:58 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс,Лидия Петровна!
Фокина Лидия Петровна, 03.11.21 в 13:01 4Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.
Язенина Ольга Анатольевна, 03.11.21 в 13:18 3Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, спасибо Вам за Ваше творчество, за то, что дарите свои интересные и очень полезные разработки коллегам!
Фокина Лидия Петровна, 03.11.21 в 13:23 3Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна! Спасибо Вам, что всегда находите, за что можно похвалить коллег и не жалеете времени на подробные комментарии!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 03.11.21 в 14:41 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам!
Фокина Лидия Петровна, 03.11.21 в 15:18 3Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.
Трефилова Раиса Поликарповна, 10.12.21 в 12:45 2Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе для учителей начальных классов «Логические задачи»!

Фокина Лидия Петровна, 10.12.21 в 18:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна!
Ильина Оксана Геннадьевна, 10.12.21 в 13:15 2Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна,поздравляю с победой в конкурсе!!!
Фокина Лидия Петровна, 10.12.21 в 18:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Оксана Геннадьевна.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.