Материал для урока русского языка в 3 классе «Слово и словосочетание»
Презентация
PPTX / 216.3 Кб
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Долгова Ольга Николаевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 3«В».
Тема урока: «Слово и словосочетание».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Слово и словосочетание».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические: Формировать понятие о слове и словосочетании. Формировать умения: отличать слово от словосочетания; находить в словосочетании главное и зависимое слово. | Предметные. Учащиеся получат представление о слове и словосочетании. Учащиеся научатся отличать слово от словосочетания. Учащиеся получат возможность научиться находить в словосочетании главное и зависимое слово. |
Развивающие: 1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату. 2. Формировать умения: осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск информации. 3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью. | 1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся:осуществлять волевую саморегуляцию;принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся: осуществлять синтез как составление целого из частей, осуществлять анализ объектов. - Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск информации. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других. Учащиеся получат возможность научиться:владеть диалогической формой речи. |
Воспитательные: -вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,парная.
Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | | ||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь. Молодцы! Готовы к уроку? А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится». Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, чтобы добиться своей цели. Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают. Высказывают своё мнение. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К:владеть диалогической формой речи | | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Ребята, сейчас давайте проведём словарную работу. На ваших партах лежат листочки, прошу приступить к работе. Ребята, посмотрите на слайд. (понедельник, погода, пшеница, заря, восток, овес). Что объединяет все эти слова? Давайте повторим предыдущую тему урока. Посмотрите на слайд и прочитайте слова. Высокий, низкий, жёлтый. Огромный, большой, ранний. Лук, коса, тетрадь В каждом ряду найдите одно лишнее слово. Почему вы считаете эти слова лишними? Давайте вспомним: - Какие слова называются синонимами? - Какие слова называются антонимами? - Какие слова называются омонимами? |
Выполняют словарную работу. -Жёлтый. -Ранний. -Тетрадь. -Так как в 1 ряду остаются антонимы, во 2 синонимы, в 3 омонимы. -Слова близкие по значению, но различные по звучанию. -Слова, противоположные по значению. -Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению. | | К:владеть диалогической формой речи К: слушать и понимать речь других. | | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | - Сейчас вам нужно составить словосочетания со словами: жёлтый, ранний, тетрадь. - Скажите, что такое словосочетание? - Докажите, что вы составили словосочетания. - Определите, какое название более точное: лист или жёлтый лист? - Почему? -Что конкретнее описывает предмет слово или словосочетание? - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим на урок? | -Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. -Жёлтый лист. -Оно конкретнее описывает предмет. -Словосочетание. -Слово и словосочетание. Цель: научиться различать слово и словосочетание. | | К: владеть диалогической формой речи Р: принимать и сохранять учебную задачу | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (беседа) | - А какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели? -Эти задачи будут являться планом нашего урока. | Задачи: 1) Повторим, что такое слово, что такое словосочетание; 2) Научимся различать слово и словосочетание, 3) Закрепить умение определять в словосочетании главное и зависимое слово. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
5.Реализация построенного проекта | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) | Давайте обратимся к нашему плану. Как звучит 1 пункт? Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение). А чтобы вспомнить, что такое словосочетание, давайте выполним упр.79 на с.47 Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов. Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему. - Запишите название каждого предмета. Откройте тетрадочки, запишите число, классная работа. - На основе упр.79 сделаем вывод, что же такое словосочетание? -Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета. Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47. - Прочитайте определение. - Как связаны слова в словосочетании? Приведите свои примеры. - Скажите, ребята, какой пункт плана мы только что выполнили? Давайте немного разомнемся. Физминутка. | 1) Повторим, что такое слово, что такое словосочетание. Анализируют иллюстрации. Читают слова и словосочетания. -Сочетание слов, потому что оно даёт более точное описание предмета. Словосочетание - это «сложное название», которое более точно, Читают определение. -Слова в словосочетании связаны по смыслу. -Мы выполнили второй пункт плана: научимся различать слово и словосочетание. | Учащиеся вспомнят, что такое слово и словосочетание. Учащиеся научатся отличать слово от словосочетания. | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) | Работа с учебником. Упражнение 81. -Прочитайте. -Составьте словосочетания, подбирая к главному слову -зависимое с помощью вопроса. -Запишите самостоятельно словосочетания. -Объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда «одеть» ? «Веселая грамматика» Одеть или надеть, Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба, стало быть, надета. Одеть, надеть. Давай глядеть: Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет! -Надеть можно что-то. Например, пальто. Приведите свои примеры. -Одеть можно кого-то. Например, мальчика. Кого еще можно одеть? - Составьте предложения с этими словами и запишите их. -Прочитайте предложения, которые вы записали. Теперь выполните задание, которое вы видите на слайде. Вам нужно составить словосочетания по картинкам и записать их в тетради. | С помощью вопроса подбирают к главному слову зависимое. Самостоятельно записывают словосочетания. Составляют словосочетания, записывают. | Учащиеся получат возможность научиться находить главное и зависимое слово в словосочетании. | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках. Вам необходимо выполнить несколько заданий, представленных на этих карточках. Задания выполняете прямо на карточках. 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому: краснощёкий мальчик шум колёс возвращаюсь домой зарево пожара упали на землю крепкое рукопожатие 2. Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ. Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти медвежья берлога мамина сумка вишнёвое варенье рыбный суп бабушкин платок Сейчас обменяетесь карточками и проверьте работы по образцу на слайде.
| Выполняют задание. | | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный метод (беседа) | С чем мы сегодня познакомились? О чём узнали? Где нам могут пригодиться эти знания? | Отвечают. | | К: владеть диалогической формой речи П: осуществлять обобщение изученного | | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Все ли задачи решили? Продолжите фразу: • Сегодня на уроке мне понравилось… • У меня вызвало затруднение… Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 80 на стр. 47. Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Продолжают фразу. Записывают д/з | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |