Материал для урока русского языка «Гласные звуки, буквы. Слог. Слово»
Тема: «Гласные звуки, буквы. Слог. Слово».
Цель: - Закрепить понятия гласные звуки, буквы.
- Совершенствовать способность различать гласные звуки на слух,
и их буквенные обозначения зрительно.
- Дать представление о слоге и слове.
- Научить делить слова на слоги способом ритмического рисунка
(хлопков).
Задачи:
Образовательная: 1. Закреплять способность различать на слух гласные звуки.
2. Учить детей с помощью хлопков делить слова на слоги.
(Принцип деления слов на слоги: сколько
гласных звуков в слове, столько и слогов).
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей фонетический и речевой слух,
формировать ориентировку в звуковой системе языка.
Продолжать развивать способность к определению места
звука в словах.
(Начало, середина и конец слова).
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия.
Закрепление понятия гласные звуки и их условные обозначения - буквы.
2. Знакомство с понятием слог.
3. Знакомство с понятием слово.
4. Деление слов на слоги способом ритмического рисунка (хлопков).
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными буквами.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4. Схемы слов и слогов (длинные и короткие чёрные полоски).
5. Стихи и загадки.
№ задания |
Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение: К/упр.: «Кто вам встретился по дороге в детский сад?» -развитие воспроизводной памяти, связной монологической речи. Послушайте стихотворение «Зима». Нынче радость детворе – Много снега на дворе, Рукавичку Ваня скинул: - Я хочу потрогать зиму! К нам пришла зима, Белоснежная она. | Каждый из детей рассказывает, кого он встретил по дороге в детский сад. Дети слушают стихотворение. Дети отвечают на вопросы по стихотворению. |
Детям задаются вопросы: - Какое слово в стихотворении выделялось голосом? зима - Правильно! Посмотрите на картинку. Как можно потрогать зиму? - Можно потрогать снег, лёд, поймать снежинку. | ||
3. | - На сегодняшнем занятии мы с вами вспомним гласные звуки, которые выучили. Назовите, какие гласные звуки вы знаете. - Вы назвали звуки или буквы? | Дети называют: -А – У – О – Э – И – Ы- Звуки! |
4. 5. | Послушайте стишок о весёлых гласных звуках: Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем: А - У - О - Ы - Э - И Вот такие все они. Нет для них нигде преграды, Петь мы эти звуки рады. - А! Пошире рот открой! Не ленись и громче пой! - У! Надул капризно губки, Их он вытянул, как трубки. Вот такой он привереда – Будет дуться до обеда! - И! – улыбка, весельчак, Он смеётся звонко так! - Э! В задумчивом сомненье, Но, имеет своё мнение. - О! Округлив большие губы Призакрыл немножко зубы. - Ы! Хоть гласный, но тихоня, Всё зевает он спросонья. Буквы - мы видим и прописываем. На доске выставляются все шесть гласных звуков. Дети называют их. | |
6. |
- Люди не могут разговаривать только звуками. Чтобы, понимать, друг друга мы произносим разные слова: длинные, короткие. | Дети рассматривают схемы слов на доске. Длинные и короткие чёрные полоски. |
Детям нужно объяснить, что длинные полоски – это длинные слова, Короткие полоски - это короткие слова. Чтобы узнать какое слово: длинное или короткое его нужно поделить на слоги (хлопками). - Нужно запомнить, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. | ||
7. 8. | Физкультурная минутка. К/упр.: «Поделим слова на слоги». - учим детей, делить слова на слоги. 1. - В слове ДОМ – сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки. - Сколько гласных звуков в слове ДОМ? - Правильно, значит в слове ДОМ – один слог. - Какую мы подберём полоску, длинную или короткую? 2.- В слове ВАЗА - сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки. - Сколько гласных звуков в слове ВАЗА? - Правильно, значит в слове ВАЗА – два слога. - Какую мы подберём полоску, длинную или короткую? 3.- В слове МОЛОКО – сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки. - Сколько гласных звуков в слове МОЛОКО? - Правильно, значит в слове МОЛОКО – три слога. - Какую мы подберём полоску, длинную или короткую? - Правильно самую длинную. Потому, что слово МОЛОКО, самое длинное. | Выставляем картинку. Дети хлопают один раз. Один. Короткую, потому что слово ДОМ короткое. Находят полоску и выкладывают на столе. Дети хлопают два раза. Два. Длинную, потому что слово ВАЗА длинное. Дети находят у себя на столе полоску и выкладывают её под короткой. Дети хлопают три раза. Три.
Самую длину. Дети находят у себя на столе самую длинную полоску и выкладывают её под второй полоской. |
9. |
- Мы с вами делили слова на что?
- Значит, слова состоят из слогов. - Посмотрите, на наших полосках есть прямоугольники. Это слоги. - Теперь найдите мне слово с двумя слогами, какое это было слово? - Теперь найдите мне слово с тремя слогами, какое это было слово? | На слоги. Дети показывают полоску с одним прямоугольником – это слово, в котором один слог: ДОМ. ВАЗА. МОЛОКО. |