Технологическая карта урока по геометрии
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе
Учитель математики Стольникова Наталья Константиновна
Предмет: Геометрия
Тема урока: Теорема о вписанном угле.
Цель урока: Создать условия для доказательства теоремы о вписанном угле и её применения в процессе решения задач.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного усвоения новых знаний.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: владеют геометрическим языком, умеют работать с геометрическим текстом, умеют подсчитывать величину вписанного угла.
Познавательные: умеют планировать решение геометрических задач.
Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Учебники и учебные пособия:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7‒9 классы: учебник для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017.
Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и др. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М: Просвещение, 2020. — (ОГЭ)
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020.
Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват.. организаций. М: Просвещение, 2020.
Рыжик В.И. Геометрия. Диагностические тесты. 7‒9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М: Просвещение, 2020. — (ОГЭ)
Электронное приложение
Геометрия 7‒9 классы. Электронное приложение к учебнику Л.С. Атанасяна и др. Геометрия. 8 класс
Оборудование: проектор, компьютер, тематические плакаты по геометрии
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Основные понятия урока: окружность, дуга окружности, угловая величина дуги окружности, вписанный угол, величина вписанного угла.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Этап мотивации к учебной деятельности. | Мотивация к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. | Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности | Что такое угол? Что такое величина угла? Как находят величину внешнего угла треугольника (сумма двух внутренних углов, не смежных с ним)? Учащимся предлагаются следующие задачи: Нарисовать углы величиной 900, 450,,300. Нарисовать дуги окружности величины 900 , 450 , 300, 1200 , 1500, 1800, 2700. Два внутренних угла треугольника АВС равны 400 и 650. Найти величины всех внешних углов этого треугольника. Найти величину вписанного в окружность угла, опирающегося на дугу величиной 700, если одна из сторон угла проходит через центр окружности. Найти в общем случае величину вписанного в окружность угла, опирающегося на дугу величиной 1000. | Решают поставленные задачи. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: проявление положительного отношения к урокам математики. Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
|
Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. | Фронтальная работа | Создаёт условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения. | Ребята, а почему мы не смогли развить успех в задаче 4 для задачи 5? | Решают задачи, определяют проблему, которая возникла при решении задач. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, высказывать своё предположение. Предметные: умеют идентифицировать угол, вписанный в окружность, отличать его от невписанного угла; умеют находить дугу, на которую опирается вписанный угол. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Фронтальная работа | Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. | - Почему мы не смогли найти величину вписанного угла в общей ситуации? (Центральный угол не является внешним углом треугольника.) - Какую цель вы поставите перед собой? (Вычислить вписанный угол, опираясь на «решающий частный случай» задачи 4). | Учащиеся определяю цель урока, планируют учебные действия. | Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель. |
Этап реализации построенного проекта. | Фронтальная работа | Создаёт условия для построения и фиксирования нового знания. Организует фронтальную работу. | Выполним в тетради следующую работу. Нарисуем произвольный вписанный в окружность угол и проведём дополнительный луч через вершину угла и центр окружности. У некоторых учащихся вписанный угол разделится на два вписанных угла, для каждого из которых мы сможем вычислить его величину в силу задачи 4. У остальных центр окружности будет вне угла и величина угла может быть найдена как разность соответствующих вписанных углов, для каждого из которых мы вновь можем применить задачу 4. В итоге у всех должен получиться одинаковый результат – величина вписанного угла равна половине величины дуги, на который он опирается. Далее учащиеся записывают теорему и её доказательство в тетрадь. | Проводят практическую работу. Находят | Предметные: умеют находить величину произвольного вписанного угла. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Этап первичного закрепления нового материала | Работа в парах | Организует закрепление нового знания в речи и знаках. | - Вернёмся к задаче 5. Сможем ли мы её теперь решить? Работа с учебником: №№ 653, 654, 655. Задачи №№ 661, 662. Можем ли мы свести решение этих двух задач к теореме о вписанном угле? Пригодится ли нам для этого снова теорема о внешнем угле треугольника? | Выполняют задания письменно в тетрадях, у доски, с комментированием | Предметные: знают соотношение между величиной вписанного угла и величиной дуги, на которую он опирается, умеют применять это соотношение при решении задач. Познавательные: уметь добывать знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Самопроверка Индивидуальная работа | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | - Подведём итог работы на уроке. - Какую теорему мы сегодня доказали? - Сформулируйте теорему о вписанном угле. - Достройте предложения Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось… Мне захотелось… Домашнее задание: №№ 657, 660, 664. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Предметные: знают формулировку теоремы о вписанном угле, умеют находить величину вписанного угла. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |