Технологическая карта урока геометрии по теме «Теорема Пифагора»
Технологическая карта урока
Предмет |
геометрия |
Класс |
8 |
Тема |
«Теорема Пифагора» |
Образовательная программа по предмету (автор) |
УМК: Геометрия. 7-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (Л. С. Атанасян, 4-е издание. – М.: Просвещение. 2015) |
Автор урока |
Бекмурзова Светлана Тамбиевна, учитель математики высшей квалификационной категории |
Образовательное учреждение |
МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А. М. Селютина с. Михайловское» Пригородный район, РСО-Алания |
Тип урока |
Урок первичного предъявления новых знаний на основе системно- деятельностного подхода в обучении |
Время реализации урока |
40 мин |
Дидактические задачи |
Изучить Теорему Пифагора. Вызывать объективную необходимость изучения нового материала и понять его, практическую значимость, способствовать овладению знаниями, содействовать развитию речи, мышления, познавательных интересов. |
Цели |
Обучающие: - формирование умений применять теорему Пифагора в стандартных и нестандартных ситуациях;
Развивающие: - развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотной речи, ясности выраженной мысли; - проявление самостоятельности в выдвижении гипотезы и формирования выводов; - осуществление развития интеллектуальной – эмоционального компонента.
Воспитательная: - воспитание настойчивости и трудолюбия. |
Планируемые результаты |
Предметные: знать/понимать - понимание и способность применять теоремы Пифагоры; Уметь: - уметь применять полученные знания в повседневной жизни; - умение использовать получение знания, умения, навыки в повседневной жизни.
Личностные: -способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению; -содействовать формированию осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные: -овладение навыками, самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности.
|
УУД |
Личностные УУД: - освоение личностного смысла учения; - понимание смысла учения; -способность оценивать чужие и свои поступки с разных точек зрения.
Регулятивные УУД: -умение ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности и учебе; -самостоятельный анализ условия достижения цели на новом материале.
Коммуникативные УУД: - умение формулировать собственную позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; - организация и планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; - определение способов взаимодействия.
Познавательные УУД: -распознавание и постановка вопросов; - в условиях «мозгового штурма» мыслить творчески, генерировать идеи.
|
Деятельность учителя |
Осуществляемые действия учащихся |
Формируемые способы познавательной деятельности учащихся |
Формируемые способы коммуникативной и личностной деятельности |
Формируемые способы регулятивной деятельности учащихся |
Этап 1. Организация начала учебно-познавательной деятельности Вызов Цель этапа: подготовка учащихся к плодотворной работе на занятии в режиме сотрудничества |
||||
Организационный момент: Настрой учащихся на освоение нового знания и новых способов действий. Обеспечивает благоприятный, доброжелательный климат на уроке, готовит психологически учащихся к обучению. |
Открывают тетради и учебники |
Включение учащихся в деловой ритм работы. |
Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию. |
Развитие учебно-познавательного интереса к уроку. Самопроверка готовности к уроку. |
Стадия актуализации. Проверка домашнего задания.
|
Задумались. Идет мыслительная деятельность |
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, формируется способность актуализировать знания по ранее изученному материалу. |
Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы. Формируется умение доброжелательного отношения к ответам товарищей. |
|
Начнем наш урока с эпиграфа: «Требует вечной истина, как скоро Все познает слабый человек И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век». Что слышали о нем? |
Говоря о Пифагоре, следует отметить, что о его жизни известно немного. Он был родом из Самоса (Др. Греция). В молодости он много путешествовал по странам востока, где изучал разные науки, в том числе и математику. |
Вспоминают знания, полученные на прошлом уроке. Формируется осознание необходимости получения знаний. |
|
Формируется умение выделять из полученных знаний главную и нужную информацию. |
А теперь решим задачу по готовому чертежу. (системно-деятельности подход). 1)Беседа: Ребята, долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема не была неизвестна. В настоящее время установлено, что она встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Вероятно, тогда теорема еще не была доказана, а соотношение между гипотенузой и катетами, было получено опытным путем. К сожалению, сведения о доказательстве до нас не дошли. Кто-нибудь из вас слышал шутливые стишки? Теорема Пифагора занимает в геометрии особое место. На ее основе можно доказать или вывести большинство теорем.
|
Доказать, что MNPK- квадрат
Ученик: Пифагоровы штаны во все стороны равны. Ученик: а я хочу предложить интересную задачу, которую мне задал папа: землемеры древнего Египта для построения прямого угла использовали бечёвку, разделенную узлами на 12 равных частей. Покажите, как они это делали. (указание: в углах должны быть узлы). |
Учащиеся вспоминают признаки равенства треугольников, свойства квадрата, определение прямоугольного треугольника, признаки равенства прямоугольного треугольника.
Формируется умение выделять нужную в данный момент информацию в собственной памяти. |
Вспоминают знания, полученные на прошлом уроке, формируется осознание необходимости полученных знаний.
Формируется уверенность в своих знаниях и гордость за то, что могут догадываться о ходе протекания того или иного события. |
Умение само регуляции в учебной и познавательной деятельности. |
Выдвижение гипотез.
А теперь попробуем доказать теорему Пифагора. Формулируем теорему и доказываем ее. А вот Кристина знает, как забавное стихотворение И. Дырчинко помогает запомнить формулировку теорему Пифагора. |
Ученица6 если дан нам треугольник, и при том с прямым углом, то квадрат гипотенузы мы всегда легко найдем. Катеты в квадрат возводим, сумму степеней находим и таким простым путем к результату мы придем. |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения. Ставить и формулировать для себя новые задачи и цели в учебе. |
Умение слушать и понимать речь других. Оформлять мысли в устной форме. |
Корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении учащимися способами действий. |
||||
Прочитайте пункт. В течение трех минут выполните «Инсерт» (вид самостоятельной работы в поиске новых знаний). Чтение доказательства теоремы. Начинаем работу. В каком месте текста поставили знак «V» - знак «знаем»? У кого в этом месте текста такой же знак, поднимите руку. Поднимите руку, объясню сама, если большинство не поняли. Проверим как вы воспользуетесь полученными знаниями в жизни. Задача 1 (историческое вкрапление в материал урока). На берегу реки рос одинокий тополь, вдруг порыв ветра его ствол наломал, бедный тополь упал, и угол прямой с течением реки его составлял. Запомнить теперь, что в том месте река в 4 лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, осталось три фута всего от ствола, прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как высока высота. Задача 2. Вычислите, если это возможно: а) сторону АС треугольника АВС; б) сторону MN треугольника KMN; в) диагональ BD квадрата; г) сторону KP треугольника KPR |
Выполняют прием «Инсерт». Читают самостоятельно текст пункта. Отмечают на полях карандашом знаки данного приема.
Ответы учеников: обдумывают ответ на вопрос, обсуждают вопрос в парах по парте. Ответ: 8 футов
|
Формируется умение самостоятельного поиска и выделения необходимой учебной информации. Формируется умение строить логические цепочки и делать выводы. Умение строить короткие четкие ответы на основе полученных на уроке знаний.
|
Организация учебного сотрудничества и совместной деятелньости с учителем и товарищами, проявление толерантности. Формируется умение работать в коллективе.
|
Формируется умение постановки цели о составления плана деятелньости. Умение ставить цели необходимости получения знаний. |
Этап закрепления новых знаний и способов действий. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися новых знаний. |
||||
Выявить качество усвоения материала. На доске схема: Обращаюсь к каждому по имени. Все ученики должны ответить на один из вопросов, с которым обращаюсь к ним! Я узнал… Я умею… Мне было интересно… Мне не удалось… Я не понял… Я сам получил результаты… У меня получилось…
Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни Пифагора. |
Каждый выбирает свой ответ. Подводят итоги проделанной работы. |
Формирование конечного результата познавательной деятелньости. |
Формирование умения вступить в диалог с учителем по подведению итогов учебной деятельности. |
Умение оценивания своих знаний и личную значимость полученных знаний с точки зрения практического их применения |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС. |
Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, что соответствует задачам новых ФГОС. Учащиеся осваивают способы действий, которые будут актуальны не только в учебно-познавательной деятельности, но и в реальной жизни. |