12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Нина Викторовна48 Россия, Кемеровская обл., Шерегеш |
Технологическая карта урока геометрии по теме «Векторы» (9 класс)
Предмет: геометрия
Класс: 9
Тема: Векторы
Тип урока: урок закрепления изученного
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Приветствует учеников, создает условия для включения учеников в учебную деятельность | На слайд выводится картинка Что общего между лыжником и темой сегодняшнего урока? Постараемся ответить на этот вопрос. Представьте, что вы катитесь на лыжах с горки. На вас безусловно действует гравитация, которая вас разгоняет. Но есть незадача, гравитация направлена строго вниз, а вы едете под некоторым углом. Тут и придёт на помощь скалярное произведение. Вы можете скалярно перемножить вектор ускорения свободного падения и вектор направления вашей скорости и получить именно воздействие гравитации на вашу скорость. И, что самое главное, с помощью скалярного произведения можно не вдаваться в подробности происходящих процессов. Нет необходимости что-то рисовать и представлять наглядно. Мы просто берём координаты формально заданных векторов и считаем. Ответ всегда будет верным. И даже если вдруг окажется, что мы едем не с горки, а в горку, всё будет хорошо. Отрицательное ускорение тоже может быть. Вообще, скалярное произведение показывает, насколько в одну сторону смотрят векторы. Если векторы оказываются смотрящими строго в одном направлении, то скалярное произведение попросту будет равно произведению длин векторов. Т.е. это такое обобщение всем знакомой операции умножения. Только теперь мы можем умножать не простые числа, а векторы. | умение определять физический смысл скалярного произведения векторов | умение ориентироваться в своей системе знаний
|
Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения | Формулируют тему и цель урока (совместно с учителем) | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Цель? |
| умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
|
Проверка домашнего задания | Выполняют задания в тетради и проверяют ответы в парах | Выводит задания на слайд или раздает карточки | Математический диктант (приложение 1) | умение применять условия перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулы скалярного | умение контролировать процесс своей математической деятельности и математической деятельности одноклассников; умение осуществлять контроль |
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях | Выполняют задания на доске и в тетради | Задает вопросы | Учебник №598-600 | умение применять формулы косинуса угла между векторами, свойств скалярного произведения векторов. | умение контролировать процесс своей математической деятельности; умение осуществлять контроль |
Физкультминутка | Ученик приводит физкультминутку для остальных | Заранее предлагает ученику подготовить физкультминутку для одноклассников | Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты - молодец! |
|
|
Закрепление нового материала | Работают в группах над выполнением заданий | Организует групповую работу | Обсудите в группах: что общего между картиной Репиной «Бурлаки на Волге» и скалярным произведением векторов? (Барка плывёт по Волге, а бурлаки идут по берегу. В результате между вектором движения барки и вектором силы, прилагаемой бурлаками к барке, образуется некоторый угол. На косинус этого угла и нужно умножить произведение длин обоих векторов, чтобы получить их скалярное произведение. Чем больше этот угол (точнее - чем ближе он к прямому), тем труднее бурлакам, потому что косинус угла становится ближе к нулю, а тогда меньше становится и всё произведение, с точки зрения физики имеющее значение работы. Если бурлакам вдруг взбредёт в голову потянуть за свою лямку перпендикулярно движению барки, она вообще никуда не поплывёт; это очевидно, а объясняется именно тем, что косинус угла стал равен нулю.) А также составьте схему, включающую все, известные нам факты о векторах (пример в приложении 2) | умение применять формулы косинуса угла между векторами, свойств скалярного произведения векторов; умение обобщать теоретический материал | умение контролировать процесс своей математической деятельности; умение осуществлять контроль |
Контроль | Демонстрируют результаты своей групповой работы | Вносит необходимые коррективы, задает проблемные вопросы |
|
| умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Рефлексия | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание | Организует саморефлексию, оценку своей деятельности | Подведем итог работы на уроке. Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? - Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.146-149 (повторить итоги главы 4), с.145-146 выполнить задание «Проверьте себя» |
| умение оценивать результаты своей деятельности умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Приложение 1. Математический диктант.
Вариант I
1. Вычислите скалярное произведение векторов и , если || = 2, || = 3, а угол между ними равен 120°.
2. Скалярное произведение ненулевых векторов и равно 0. Определите угол между векторами и
3. Вычислите скалярное произведение векторов и , если (3; –2), (–2; 3).
4. Найдите угол между ненулевыми векторами (х; у) и (–у; х).
5. Вычислите косинус угла между векторами и , если (3; –4), (15; 8).
6. Даны векторы (2; –3) и (х; –4). При каком значении х эти векторы перпендикулярны?
Вариант II
1. Вычислите скалярное произведение векторов и , если || = 3, || = 4, а угол между ними равен 135°.
2. Скалярное произведение ненулевых векторов и равно нулю. Определите угол между этими векторами.
3. Вычислите скалярное произведение векторов и , если (–4; 5), (–5; 4).
4. Найдите угол между ненулевыми векторами (х; –у) и (у; х).
5. Вычислите косинус угла между векторами и , если (–12; 5), (3; 4).
6. Даны векторы (3; у) и (2; –6). При каком значении у эти векторы перпендикулярны?