Технологическая карта урока геометрии по теме «Векторы» (9 класс)
Предмет: геометрия
Класс: 9
Тема: Векторы
Тип урока: урок закрепления изученного
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок |
Приветствует учеников, создает условия для включения учеников в учебную деятельность |
На слайд выводится картинка Что общего между лыжником и темой сегодняшнего урока? Постараемся ответить на этот вопрос. Представьте, что вы катитесь на лыжах с горки. На вас безусловно действует гравитация, которая вас разгоняет. Но есть незадача, гравитация направлена строго вниз, а вы едете под некоторым углом. Тут и придёт на помощь скалярное произведение. Вы можете скалярно перемножить вектор ускорения свободного падения и вектор направления вашей скорости и получить именно воздействие гравитации на вашу скорость. И, что самое главное, с помощью скалярного произведения можно не вдаваться в подробности происходящих процессов. Нет необходимости что-то рисовать и представлять наглядно. Мы просто берём координаты формально заданных векторов и считаем. Ответ всегда будет верным. И даже если вдруг окажется, что мы едем не с горки, а в горку, всё будет хорошо. Отрицательное ускорение тоже может быть. Вообще, скалярное произведение показывает, насколько в одну сторону смотрят векторы. Если векторы оказываются смотрящими строго в одном направлении, то скалярное произведение попросту будет равно произведению длин векторов. Т.е. это такое обобщение всем знакомой операции умножения. Только теперь мы можем умножать не простые числа, а векторы. |
умение определять физический смысл скалярного произведения векторов |
умение ориентироваться в своей системе знаний
|
Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения |
Формулируют тему и цель урока (совместно с учителем) |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Цель? |
|
умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
|
Проверка домашнего задания |
Выполняют задания в тетради и проверяют ответы в парах |
Выводит задания на слайд или раздает карточки |
Математический диктант (приложение 1) |
умение применять условия перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулы скалярного |
умение контролировать процесс своей математической деятельности и математической деятельности одноклассников; умение осуществлять контроль |
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях |
Выполняют задания на доске и в тетради |
Задает вопросы |
Учебник №598-600 |
умение применять формулы косинуса угла между векторами, свойств скалярного произведения векторов. |
умение контролировать процесс своей математической деятельности; умение осуществлять контроль |
Физкультминутка |
Ученик приводит физкультминутку для остальных |
Заранее предлагает ученику подготовить физкультминутку для одноклассников |
Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты - молодец! |
|
|
Закрепление нового материала |
Работают в группах над выполнением заданий |
Организует групповую работу |
Обсудите в группах: что общего между картиной Репиной «Бурлаки на Волге» и скалярным произведением векторов? (Барка плывёт по Волге, а бурлаки идут по берегу. В результате между вектором движения барки и вектором силы, прилагаемой бурлаками к барке, образуется некоторый угол. На косинус этого угла и нужно умножить произведение длин обоих векторов, чтобы получить их скалярное произведение. Чем больше этот угол (точнее - чем ближе он к прямому), тем труднее бурлакам, потому что косинус угла становится ближе к нулю, а тогда меньше становится и всё произведение, с точки зрения физики имеющее значение работы. Если бурлакам вдруг взбредёт в голову потянуть за свою лямку перпендикулярно движению барки, она вообще никуда не поплывёт; это очевидно, а объясняется именно тем, что косинус угла стал равен нулю.) А также составьте схему, включающую все, известные нам факты о векторах (пример в приложении 2) |
умение применять формулы косинуса угла между векторами, свойств скалярного произведения векторов; умение обобщать теоретический материал |
умение контролировать процесс своей математической деятельности; умение осуществлять контроль |
Контроль |
Демонстрируют результаты своей групповой работы |
Вносит необходимые коррективы, задает проблемные вопросы |
|
|
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Рефлексия |
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание |
Организует саморефлексию, оценку своей деятельности |
Подведем итог работы на уроке. Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? - Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.146-149 (повторить итоги главы 4), с.145-146 выполнить задание «Проверьте себя» |
|
умение оценивать результаты своей деятельности умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Приложение 1. Математический диктант.
Вариант I
1. Вычислите скалярное произведение векторов и , если || = 2, || = 3, а угол между ними равен 120°.
2. Скалярное произведение ненулевых векторов и равно 0. Определите угол между векторами и
3. Вычислите скалярное произведение векторов и , если (3; –2), (–2; 3).
4. Найдите угол между ненулевыми векторами (х; у) и (–у; х).
5. Вычислите косинус угла между векторами и , если (3; –4), (15; 8).
6. Даны векторы (2; –3) и (х; –4). При каком значении х эти векторы перпендикулярны?
Вариант II
1. Вычислите скалярное произведение векторов и , если || = 3, || = 4, а угол между ними равен 135°.
2. Скалярное произведение ненулевых векторов и равно нулю. Определите угол между этими векторами.
3. Вычислите скалярное произведение векторов и , если (–4; 5), (–5; 4).
4. Найдите угол между ненулевыми векторами (х; –у) и (у; х).
5. Вычислите косинус угла между векторами и , если (–12; 5), (3; 4).
6. Даны векторы (3; у) и (2; –6). При каком значении у эти векторы перпендикулярны?