Презентация и методические рекомендации к уроку «Сера и её свойства» (Химия, 9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методические рекомендации к уроку «Сера и её свойства»
Цель урока: добиться усвоения знаний о строении, свойствах, применении серы
Задачи: Образовательные:
Охарактеризовать положение серы в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства серы.
Охарактеризовать природные соединения серы, а также области ее применения.
Развивающие:
Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома.
Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Воспитывающие:
Развить у учащихся навыки логического мышления, умения делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование и реактивы:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, экран, сера кристаллическая, коллекция минералов, колба с кислородом, ложечка для сжигания, спиртовка, спички, пробирка, пробиркодержатель, большая емкость с холодной водой.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Класс: 9
Учебник: Кузнецова Н.Е. «Химия. 9класс». М.: Вентана – Граф, 2008 г.
Ход урока:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Учитель. Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева и я не сомневаюсь в том, что вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь». Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. Само русское название этого элемента обычно производят от санскритского «сира» — светло-желтый. Другая версия происхождения названия от слова «сераф» которое означает «сгорающий», а простое вещество, образованное этим элементом, хорошо горит. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о сере. Сера- «начало начал» древнейших философов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Сера и её свойства». (Слайд № 1,2)
Изучение нового материала. Основная часть урока.
Вместе с учениками охарактеризовать положение серы в Периодической системе Д.И.Менделеева. Обратить внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы. (Слайд № 3)
Рассмотреть строение атомов элементов VI группы главной подгруппы, вспомнить известные ученикам основные закономерности изменения свойств атомов, простых веществ, образованных химическими элементами главных подгрупп ПСХЭ. (Слайд №4)
Охарактеризовать строение атома серы (ученик на доске строит схему строения атома, электронную формулу, распределение электронов по ячейкам). Ученики делают вывод о том, что сера может проявлять валентность равную двум. Далее разбирается возможность проявления серой валентности IV и VI. (Слайд №5)
Рассмотреть рисунок «Содержание в окружающей среде и в организме человека ( в % по массе )». Рассказать о нахождении серы в природе, о минералах, в которых содержится сера. (Слайды № 6,7)
Вспомнить с учениками, что такое аллотропия, аллотропные модификации, дать определения этим понятиям. Рассмотреть аллотропные модификации серы. (Слайды № 8-9)
Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает опыт по получению серы пластической.
Охарактеризовать физические свойства серы. (Слайд № 10)
Итак, сера - неметалл, в своих химических свойствах она проявляет окислительно – восстановительную двойственность. Характеризуя окислительные свойства серы, учитель предлагает привести в качестве примера реакции взаимодействия серы с металлами и с водородом. Для характеристики восстановительных свойств приводятся реакции взаимодействия серы с кислородом и фтором. Учащиеся записывают уравнения реакций, составляют схемы электронного баланса. (Слайд № 11 – 12)
Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает опыт «Горение серы в кислороде».
Охарактеризовать области применения серы. (Слайд № 13)
Перечислить какие соединения образует сера. (Слайд № 14)
Рассмотреть круговорот серы в природе. (Слайд № 15)
III. Домашнее задание: (Слайд № 16)
§ 25, выполнить цепочку превращений. Реакции № 1, 2, 5 разобрать как окислительно-восстановительные
IV. Рефлексия: как учащиеся поняли пройденный материал. (Слайд № 17)