Презентация и методические рекомендации к уроку «Сера и её свойства» (Химия, 9 класс)

2
0
Материал опубликован 6 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Методические рекомендации к уроку «Сера и её свойства»

Цель урока: добиться усвоения знаний о строении, свойствах, применении серы

Задачи: Образовательные:

Охарактеризовать положение серы в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства серы.

Охарактеризовать природные соединения серы, а также области ее применения.

Развивающие:

Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома.

Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Воспитывающие:

Развить у учащихся навыки логического мышления, умения делать выводы, обобщать и сравнивать.

Оборудование и реактивы:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, экран, сера кристаллическая, коллекция минералов, колба с кислородом, ложечка для сжигания, спиртовка, спички, пробирка, пробиркодержатель, большая емкость с холодной водой.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Класс: 9

Учебник: Кузнецова Н.Е. «Химия. 9класс». М.: Вентана – Граф, 2008 г.

Ход урока:

Мотивационно-ориентировочный этап.

Учитель. Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева и я не сомневаюсь в том, что вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь». Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. Само русское название этого элемента обычно производят от санскритского «сира» — светло-желтый. Другая версия происхождения названия от слова «сераф» которое означает «сгорающий», а простое вещество, образованное этим элементом, хорошо горит. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о сере. Сера- «начало начал» древнейших философов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Сера и её свойства». (Слайд № 1,2)

Изучение нового материала. Основная часть урока.

Вместе с учениками охарактеризовать положение серы в Периодической системе Д.И.Менделеева. Обратить внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы. (Слайд № 3)

Рассмотреть строение атомов элементов VI группы главной подгруппы, вспомнить известные ученикам основные закономерности изменения свойств атомов, простых веществ, образованных химическими элементами главных подгрупп ПСХЭ. (Слайд №4)

Охарактеризовать строение атома серы (ученик на доске строит схему строения атома, электронную формулу, распределение электронов по ячейкам). Ученики делают вывод о том, что сера может проявлять валентность равную двум. Далее разбирается возможность проявления серой валентности IV и VI. (Слайд №5)

Рассмотреть рисунок «Содержание в окружающей среде и в организме человека ( в % по массе )». Рассказать о нахождении серы в природе, о минералах, в которых содержится сера. (Слайды № 6,7)

Вспомнить с учениками, что такое аллотропия, аллотропные модификации, дать определения этим понятиям. Рассмотреть аллотропные модификации серы. (Слайды № 8-9)

Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает опыт по получению серы пластической.

Охарактеризовать физические свойства серы. (Слайд № 10)

Итак, сера - неметалл, в своих химических свойствах она проявляет окислительно – восстановительную двойственность. Характеризуя окислительные свойства серы, учитель предлагает привести в качестве примера реакции взаимодействия серы с металлами и с водородом. Для характеристики восстановительных свойств приводятся реакции взаимодействия серы с кислородом и фтором. Учащиеся записывают уравнения реакций, составляют схемы электронного баланса. (Слайд № 11 – 12)

Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает опыт «Горение серы в кислороде».

Охарактеризовать области применения серы. (Слайд № 13)

Перечислить какие соединения образует сера. (Слайд № 14)

Рассмотреть круговорот серы в природе. (Слайд № 15)

III. Домашнее задание: (Слайд № 16)

§ 25, выполнить цепочку превращений. Реакции № 1, 2, 5 разобрать как окислительно-восстановительные

 IV. Рефлексия: как учащиеся поняли пройденный материал. (Слайд № 17)
 
 

Предварительный просмотр презентации

Сера и её свойства Презентация составлена к уроку химии в 9 классе

Цели урока Охарактеризовать положение серы в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства серы. Охарактеризовать природные соединения серы, а также области ее применения.

Визитка химического элемента. Химический знак - S Порядковый номер – 16 Аr - 32.066 Период - III Группа – V I Подгруппа – главная Электронная формула атома –1s22s22p63s23p4 Радиус атома – 0.104 нм. Электроотрицательность – 2.58 S 16 Sulfur 2 32.066 8 3s23p4 6

Кислород О 2s22р4 Сера s 3s23p4 Селен Se 4s24p4 Телур Te 5s25p4 Поло ний Po 6s26p4 +8 2 6 )) +84 2 8 18 32 18 6 )))))) +16 2 8 6 ))) +34 2 8 18 6 )))) +52 2 8 18 18 6 ))))) Радиус атома Электроотрицательность Окислительные свойства Неметаллические свойства

+16 32 2 6 8 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4 3d0 Валентные возможности- II (примеры соединений: SCl2 H2S) IV (SO2) VI (SO3)

Распространенность серы Содержание в окружающей среде и в организме человека ( в % по массе ) По распространённости в земной коре сера занимает пятнадцатое место. Содержание серы в организме среднего человека (массой тела 70 кг.) составляет 140 г.

Нахождение серы в природе. Сера в природе Самородная сера -S Сульфиды Пирит –FeS2 Сульфаты Гипс-СаSO4*2H2O Мирабилит –Na2SO4*10H2O Горькая соль-MgSO4*7H2O Киноварь HgS Халькопирит CuFeS2

Аллотропные модификации серы. 1. Ромбическая сера - устойчива при комнатной температуре 2. Моноклинная сера – образуется при медленном охлаждении расплава ромбической серы. 3. Пластическая сера – резиноподобная масса, состоящая из полимерных цепочек, образуется при быстром охлаждении расплава ромбической серы.

Химические свойства серы S – окислитель S + 2е- = S-2 1.Взаимодействие с металлами Сu + S = CuS 2Al + 3S = Al2S3 2.Взаимодействие с водородом H2 + S = H2S

Химические свойства серы. S – восстановитель S – 2e- = S+2 S - 4e- = S+4 S - 6e- = S+6 1.Взаимодействие с кислородом S + O2= SO2 2.Взаимодействие с галогенами S+ Cl2= SCl2 S + 3F2= SF6 3.Взаимодействие с кислотами – окислителями S+ 2Н2SО4=3SO2+2H2O Концентрированная.

Кто есть кто на данном семейном портрете?

MgS S SO2 H2S 2 1 4 3 5

Нет, я не понимаю Я не полностью уверен Да, я понимаю А В С

Использованные материалы и Интернет-ресурсы Кузнецова Н.Е.Учебник «Химия – 9». М.: Вентана-Граф, 2008 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru Виртуальный учебник по химии http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ Каталог образовательных ресурсов по химии http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149 Я иду на урок химии http://him.1september.ru/urok/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.