Конспект урока «Квадратичная функция, её график и свойства» (9 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Дутово
Разработка урока математики
«Функция » в 9 классе
Дутово 2018
Урок математики в 9 классе
Пояснительная записка.
Предмет: алебра
Класс: 9 класс
Тема урока: Функция .
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока:
научить строить график функции , читать его и использовать приобретенные знания.
Формирование универсальных и специальных предметных учебных действий, формируемых в процессе изучения темы;
активизировать сознательную деятельность учащихся;
Задачи урока:
– образовательные (формирование познавательных УУД, в том числе специально-предметных действий):
научить выделять и формулировать познавательную цель, определять квадратичную функцию; уметь строить и исследовать квадратичную функцию;
– воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД):
действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность;
– развивающие (формирование регулятивных УУД):
постановка учебных задач, формировать умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
уметь оперировать понятиями темы «Квадратичная функция и её график»;
уметь строить график функции и исследовать свойства функции;
уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.
метапредметные:
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии для решения задач на построение графика квадратичной функции;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для построения графика квадратичной функции.
личностные:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Используемые технологии: проблемно – исследовательская технология, групповая технология (обучение в сотрудничестве), технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, планшет: представляет собой файл, в который вставлен лист плотной бумаги с изображением системы координат. На планшете пишут фломастером или маркером, который хорошо стирается губкой.
Изучение предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса
1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 8 класс: Учебники. – М. «Вентана Граф», 2017 год
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Алгебра 8 класс: Дидактические материалы. – М. «Вентана Граф», 2017 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока и его цели |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Результат |
I. Вводная часть урока |
||||
1.Организационный этап Цель: приветствие учащихся, организация внимания школьников. Эмоциональный настрой совместной работы. Мотивация учащихся |
В алгебре достаточно большой раздел посвящается квадратичной функции. С одним из видов квадратичной функции вы знакомы – это функция . Сегодня мы возвращаемся к рассмотрению квадратичной функции, но заданной в виде . А как вы думаете, почему квадратичной функции нужно уделить особое внимание? |
Многие величины из окружающей нас жизни связаны зависимостью например, площадь квадрата от его стороны. Отражающая поверхность фары в автомобиле имеет параболическую форму. Некоторые законы физики описываются квадратичной функцией. |
Познавательные применение квадратичной функции; Коммуникативные точное выражение своих мыслей; Личностные адекватное оценивание себя и других.
|
Предметный: Личностный: Вызван интерес к уроку. |
2. Актуализация знаний Цель: актуализация субъективного опыта (опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
|
Сколько необходимо знать точек, чтобы построить график функции ? Как с помощью графика функции построить: а) ; б) ; в) ? Постройте эскизы указанных графиков. Сделайте вывод. Быстро определяет правильность построения. |
3 – 4точки: вершину и еще 2 – 3 точки на одной из ветвей параболы.
Строят графики указанных функций на планшете, делает вывод на основании построений.
|
Познавательные: анализ информации Регулятивные: самостоятельность Коммуникативные взаимодействие с учителем; участие в диалоге, точное выражение свои мысли |
Предметный Обобщение знаний по теме «Функция ». Метапредметный Личностный: |
3. Постановка проблемы Цели: - организация выполнения учащимися пробного учебного действия;
- организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
|
1. Смогли бы вы построить график функции если коэффициенты и будут заданы? Как вы думаете, какую – нибудь из известных вам кривых напомнит построенный график? Заданы 5 точек на координатной плоскости (задается несколько пятерок). (карточка 1) 2. Посмотрите на изображенные параболы (карточка 2) (1) ; (2) ; (3) . Сосредоточьте свой взгляд, свое внимание на форму на расположение парабол. Запишите на листе все проблемы, которые возникаю при исследовании зависимости между формой, расположением параболы и функцией ее задающей. |
Да, если взять достаточно большое количество точек.
Параболу
Работа в парах Попытка построения графика по заданным точкам
Работа в четверках (Записывают вопросы) Отчего зависит расположение вершины параболы? Что может влиять на «ширину» параболы? В каких случаях парабола пересекает ось абсцисс, касается ее или не пересекает? Сколько достаточно знать точек. Чтобы построить график любой квадратичной функции? Любая ли функция вида задает параболу, и как более рационально ее построить (т. е. с минимальным количеством точек)? |
Познавательные: выдвигают гипотезы; планируют свою работу, прогнозируют результат. Регулятивные: регулируют учебную деятельность контролируют и оценивают свои действия Коммуникативные оформляют мысли в устной форме учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия. |
Предметный -Проблемная ситуация: противоречие с опытом. Учащиеся понимают, что ответить они могут лишь наугад т. к. не хватает знаний.
-Среди сформулированных вопросов могут быть и такие, на которые ребята могут знать ответ.
Метапредметные самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем.
личностные: умение работать в парах, группах слушать собеседника и вести диалог, |
4. Исследование Цели: Восприятие и осмысление учащимися нового материала Применение исследовательских навыков при решении задач. |
Начните исследование функции с частных случаев (например, когда b=0). Рассмотрите функцию
Сравните графики функций и .
Аналогично изучаем функцию . |
Работа в четверках Отвечают на следующие вопросы: Какова область допустимых значений аргумента, или область определения функции? Какой знак имеет функция? Выяснить промежутки возрастания и убывания функции Показать, что функция четная. Какая прямая является осью симметрии графика? Чему равно наименьшее значение функции? Для любого значения х значение второй функции на 3 единицы больше соответствующего значения первой. График второй функции есть также парабола полученная переносом первой функции вверх параллельно оси ординат на 3 единицы. Перенос демонстрируют с помощью эскиза на планшете. Самостоятельная проверка выводов отвечает на те же вопросы, какие предложены при изучении предыдущей функции. |
Познавательные: выделение необходимой информации. Выделение существенных характеристик квадратичной функции. Регулятивные: контроль и коррекция отклонений от собственного понимания. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог. |
Предметные уметь работать с математической моделью (графиком), извлекать необходимую информацию (свойства квадратичной функции)
Метапредметные уметь самостоятельно ставить цели для проверки выводов о свойствах квадратичной функции
Личностные уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи,
|
5. Выдвижение гипотез и проверка их на практике Цель: развитие умения выдвигать и проверять гипотезы; формирование основ коммуникативного лидерства. |
Рассмотрите следующий частный случай функции второй степени: . Примеры: , ; (1) , . (2)
|
Учащиеся выдвигают гипотезы по положению графика на координатной плоскости.
Работа в четверках Построив по точкам графики, учащиеся сравнивают их с графиком функции . Устанавливают, что графики функций (1) и (2) – параболы, полученные переносом параллельно оси абсцисс в случае (1) влево на 3 единицы, в случае (2) вправо на 2 единицы графика функции . Оси параллельны оси ординат и отстоят от нее соответственно на –3 и 2 единицы; вершины лежат в точках (–3; 0), (2; 0). |
Познавательные: Нахождение способов решения заданий, выстраивая логическую цепь рассуждений. Коммуникативные коллективное обсуждение проблем |
Метапредметные Формирование умения выдвигать гипотезы, которое используется учащимися на уроках: физики, химии и др. |
6. Вывод
Цель: формирование умения делать выводы на основании полученный при исследовании данных |
Какой вывод вы смогли сделать?
Предлагает провести исследование, наталкивающее на мысль: выделить полный квадрат двучлена. Рассмотрите функцию , например: . С чего можно начать? Предлагает перейти к упрощенному построению графиков: путем выделения квадрата двучлена найти координаты вершины параболы, построить вершину и ось и по соответствующему шаблону нанести параболу. |
График функции можно построить из графика функции , перенося последний параллельно оси абсцисс на m единиц, причем при m > 0 перенос выполняется влево, при m <0 вправо от начала координат.
Выделим полный квадрат: . Сравним эту функцию с функцией .
Обсуждение упрощенного построения графиков.
|
Познавательные Выделение полного квадрата двучлена и с его помощью нахождение координаты вершины параболы и ее оси симметрии Регулятивные: оценка осознания усвоенного.
|
Предметный Формулирование вывода об упрощенном построение графика квадратичной функции путем выделения квадрата двучлена по результатам исследования
Личностные креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при формулировании вывода |
7. Физкультминутка Задача этапа: Смена деятельности. |
Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Объявляет паузу |
Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. Физзорг класса проводит физкультминутку. Учащиеся поднимаются с мест, выполняют упражнения.
|
Личностные Регулятивные |
Метапредметный: |
8. Первичное применение полученных знаний Цель: содействовать усвоению учащимися изученных знаний, применение их в практических заданиях, установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелов знаниях учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в в знаниях учащихся |
Организация учащихся на выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой. Построить графики функций и исследовать ее свойства: ; ; ; |
Самостоятельная работа Индивидуально выполняют задания по вариантам. Учащиеся строят графики на планшетах, записывают свойства функций в тетради, затем обмениваются ими для проверки (взаимная проверка). |
Познавательные: самостоятельно применяют полученные знания. Регулятивные: формируют умения контролировать свою работу. Коммуникативные формируют письменную математическую речь |
Предметный уметь оперировать понятиями темы «Квадратичная функция и её график»; уметь строить график функции и исследовать свойства функции; личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, |
9. Домашнее задание Цель: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Обсуждение домашнего задания Даны функции: 2) +1; 3) ; На оценку «3» - необходимо построить графики трех любых функций и перечислить свойства одной из них; На оценку «4» - необходимо построить графики трех любых функций и перечислить свойства двух из них; На оценку «5» - необходимо построить графики всех функций и перечислить их свойства |
Участвуют в обсуждении домашнего задания
Записывают его в дневник |
Познавательные:
Личностные: |
Предметный - внимательность и умение слушать (правильно записанное домашнее задание) |
10. Рефлексия и подведение итогов урока Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивация своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
- Что вы узнали нового на уроке? - Чему научились? - Что показалось особенно трудным? - Кто считает, что он хорошо разобрался в теме? - Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку. - Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку.
|
Обсуждают, что узнали нового на уроке, какие задание вызвали наибольшие затруднения Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Познавательные: учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объекта изучения Регулятивные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности; осуществляют контроль и коррекцию, осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровня усвоения. Коммуникативные умеют критично относиться к своему мнению |
|
Приложение 1 к уроку
Раздаточный материал
Карточка 1
|
Карточка 2 |
Самоанализ урока
Урок математики был проведен в 9 классе по теме «Функция ». В учебном базисном плане отведено 175 часов в год (5 часов в неделю - 35 учебных недель).
Цель урока:
научить строить график функции , читать его и использовать приобретенные знания.
Формирование универсальных и специальных предметных учебных действий, формируемых в процессе изучения темы;
активизировать сознательную деятельность учащихся;
Задачи урока:
– образовательные (формирование познавательных УУД, в том числе специально-предметных действий):
научить выделять и формулировать познавательную цель, определять квадратичную функцию; уметь строить и исследовать квадратичную функцию;
– воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД):
действие смыслообразования (установление связей между целями и мотивами), формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, воспитывать ответственность и аккуратность;
– развивающие (формирование регулятивных УУД):
постановка учебных задач, формировать умения обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
уметь оперировать понятиями темы «Квадратичная функция и её график»;
уметь строить график функции и исследовать свойства функции;
уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.
метапредметные:
уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии для решения задач на построение графика квадратичной функции;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для построения графика квадратичной функции.
личностные:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Используемые технологии: проблемно – исследовательская технология, групповая технология (обучение в сотрудничестве), технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология.
Учтены требования, предъявляемые к современному уроку в рамках ФГОС ООО.
По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-исследовательской технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, парная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм и проверить готовность класса. Для этого учащимся было предложено вспомнить, какие величины их окружающей нас жизни связаны зависимостью .
На втором этапе построение эскизов графиков функций позволил быстрее включиться в деловой ритм урока.
На третьем этапе мною была создана проблемная ситуация и учащиеся убедились, что имеющихся знаний не хватает для построения графика функции . Обучающиеся старались активно включиться в урок, потому что применялся метод обучения с применением различного вида дидактического материала, у ребят возникло желание мыслить. Даже самые пассивные из учащихся включились в урок с желанием. Некоторые задания вызвали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
На четвертом этапе обучающиеся, проведя исследовательскую работу, убедились в идентичности свойств функций и .
На пятом этапе была выдвинута и проверена гипотеза о положении графика квадратичной функции на координатной плоскости. В процессе урока задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий.
На шестом этапе обучающимися был сделан вывод о возможности упрощения построения графика квадратичной функции путем выделения квадрата двучлена в формуле, задающей квадратичную функцию.
На уроке была проведена физическая разминка, как элемент здоровьесберегающих технологий.
Этап самостоятельной работы показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он правильно делал.
Домашнее задание соответствует нормативным требованиям и составлено на основе технологии уровневой дифференциации.
На десятом этапе обучающиеся смогли выразить свое отношение к материалу урока, дать оценку своей работе в ходе него, а также выработали умения применять знания, а также были сформированы УУД. Обучающиеся, которые активно участвовали в работе урока получили соответствующую оценку. И это будет стимулировать их для дальнейшей активной работы на последующих уроках.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания по построению графика квадратичной функции, но и найти новый способ с применением выделения квадрата двучлена.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия по выдвижению гипотез опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования.
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей девятиклассников.
Поставленные задачи были решены и цели достигнуты.
Аушева Елена Васильевна