Презентация к родительскому собранию в 6 классе «Поговорим о воспитании детей сотворчеством»
Презентация к родительскому собранию в 6а классе ГКОУ «Казачий кадетский корпус» города Буденновска ставропольского края Подготовила Смирнова З.М., классный руководитель Поговорим о воспитании детей сотворчеством… Размышления вслух о книге С.Л. Соловейчика «Педагогика для всех»
Данная презентация подготовлена к родительскому собранию №2 в 6а классе. С трудами С.Л. Соловейчика родители класса знакомы. Когда дети учились в 5 классе, я ознакомила их родителей с основными постулатами книги педагога «Учение с увлечением», вышедшей в свет в 1976 году. Это было своеобразным «открытием» для некоторых родителей, чьи первые дети пришли учиться в 5 класс корпуса. Воспитанники в сентябре-октябре готовились к принятию присяги (14 октября), а их родители учились науке ПОЗНАНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ.
Следующий этап этой кропотливой работы ПОЗНАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ – знакомство с книгой С.Л. Соловейчика «Педагогика для всех». Я провела классный час и назвала его «Поговорим о воспитании детей сотворчеством…» По форме – это монолог классного руководителя с опорой на цитаты из книги выдающегося педагога. Из книги С. Соловейчика я выбрала те его размышления о воспитании детей, которые для меня являются важнейшими. Такой пример чтения отрывков из книги и комментирования жизненных ситуаций, происходящих ежедневно с нашими детьми, очень понравился родителям. Они согласились со мной, что это книга – о самом важном и сложном. И я как классный руководитель была удовлетворена этой реакцией. Значит, я могу надеяться, что многие ошибки, которые допускают в воспитании детей молодые родители, уже не будут такими…
«Разлитая в мире правда - эта основа человеческого духа, это утверждение о достоинстве человека, утверждение границы между добром и злом, - живет в людях в виде совести». Симон Львович Соловейчик — выдающийся советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики, журналист, теле- и радиоведущий. Работал в педагогической журналистике с начала 1960-х годов и до конца своей жизни. «Педагогика для всех» - главная книга выдающегося педагога, автора «педагогики сотрудничества» - концепции воспитания свободного и нравственного человека. 1930-1996 г.г.
«Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но человек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием». «Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но человек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием». С.Л. Соловейчик
Цель – воспитание свободного человека – определяет все формы, способы и методы общения с детьми. Цель – воспитание свободного человека – определяет все формы, способы и методы общения с детьми.
Золотые правила педагога и психолога Симона Соловейчика ЦЕЛЬ ЭТИХ ПРАВИЛ: объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни. Не отнимай чужого, но и своего не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. Не дерись без причин. Зовут играть – иди, не зовут-спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь, и на учителя из-за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хорошнх результатах: они обязательно у тебе будут. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты- неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
«Воспитание зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. В школе две из этих трех величин примерно известны: свойства учителя и норма отношений заданы правилами и традициями. «Воспитание зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. В школе две из этих трех величин примерно известны: свойства учителя и норма отношений заданы правилами и традициями. Домашнее же воспитание - это задача с тремя неизвестными из трех, математики за нее не взялись бы. Задача с тремя неизвестными!»
«Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»
«Мы спрашиваем: «Что делать, если ребенок...» - что делать, если ребенок непослушен, упрям, капризен, медлителен, неряшлив, грубит, плохо учится, ленится, грызет ногти, поздно приходит домой, вообще не выходит из дому, не читает, только и делает что сидит над книгой, курит, ворует, обманывает, связался с дурной компанией, не имеет товарищей, жаден, скрытен, скуп, застенчив, необщителен, труслив, несамостоятелен, безвольный, нечуткий, невнимательный, злой?»
«Вон идет пятнадцатилетний мальчик; взгляните в его глаза, присмотритесь к его походке, перекиньтесь с ним двумя словами, и вы сразу увидите, кто перед вами: скованный человек? раскованный? распущенный? свободный или несвободный? воспитанный или невоспитанный? Распущенный подросток в непривычном для него обществе держится неловко, скованно. Воспитанный же человек, свободный, всюду и везде раскован, свободен в движениях и поступках, он всюду один и тот же».
«Приходит мама, жалуется на десятилетнего сына, спрашивает, что ей делать. Но чем ей поможешь? Смотрю на нее и вижу, что она глубоко несчастна - скорее всего оттого, что всю жизнь посвятила воспитанию сына, от всего отказалась ради мальчика и теперь глубоко уязвлена его неблагодарностью. Пройдет еще три-четыре года, и в ответ на ее упрек: «Я все ради тебя отдала!» - он поразит ее сердце небрежно-холодным: «А кто тебя просил об этом?» Маме кажется, что если она все отдает - то, значит, она все дает. В действительности же мальчик обделен, ему недодано главное: у него нет счастливой матери, в его окружении нет счастливого человека».
«Вид несчастного человека подрывает их еще слабую веру в возможность счастья, а им ведь жить, детям, им бороться, им надо верить в лучшее. Что они будут делать без этой веры? И, не понимая, отчего мать раздражает его, мальчик отходит от нее душой - от нее, любящей, все ему отдавшей! Вот трагедия... И чем больше мама взывает к чуткости и просит пожалеть ее, тем труднее складываются их отношения, потому что просьбами о чуткости в детском сердце чуткости не вызовешь. Материнское несчастье убивает его. Иногда ребенок просто не может вынести тяжесть несчастья, и душа его замирает, он становится бесчувственным».
«Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно. Не получается. Это очень серьезная проблема домашней педагогики. Школа ее почти не знает. Детство - школа, в которой учат читать, писать, считать, находить реки и города на карте. Но если не станет детство школой радости, школой счастья, то к чему все другие науки? Свободе учат свободой, ответственности - ответственностью, добру и совести - добром и совестью, а счастью – счастьем».
«Чтобы ребенок вырос естественно добрым и честным человеком, чтобы он не старался казаться лучше, чем он есть, приходится исключить принуждение из арсенала воспитательных средств. Принуждая, мы заставляем ребенка делать нечто такое, что не отвечает его сущности, – иначе его и не пришлось бы принуждать».
«Мы воспитываем детей вовсе не по своему образу и подобию, своего образа почти никто не знает, а по какому-то сочиненному нами образу. И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы. Одни из нас живут в мире без детей, а другие – в мире, полном детей. Дети составляют если не весь смысл жизни, то, во всяком случае, важную часть этого смысла. Такой человек не может пасть духом, отчаяться, залениться – у него есть дети, их надо кормить, им надо подавать пример бодрости и человечности».