Презентация к творческому отчету по теме самообразования «Приемы эффективной работы с текстом художественного произведения в рамках педтехнологии «Стратегия чтения»
Творческий отчет по теме самообразования Подготовила Смирнова З.М. ГКОУ «Казачий кадетский корпус» города Буденновска Ставропольского края
Тема самообразования: «Приемы эффективной работы с текстом художественного произведения в рамках педтехнологии «Стратегия чтения».
Три пути ведут к знанию: путь размышления- это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта- это путь самый горький. Конфуций, древнекитайский мыслитель, философ. 551 -479 до н.э.
Чтение детей - ключ к жизни в информационном обществе. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Чтение – это созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества и есть главная проблема современного общества. С.Н. Плотников, (1929—1995) — советский и российский философ, специалист по социологии культуры и искусства
Научиться мыслить в процессе чтения - важнейшая задача, мыслить надо уметь рационально, без лишних затрат времени, физических и психических усилий. В новых ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что смысловое чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и относится к универсальным учебным действиям.
Люди с клиповым мышлением не могут долго размышлять над одной и той же проблемой. Они быстро переключаются с одного предмета на другой. Даже если что-то затронуло до глубины души, они все равно в силу своей привычки забывают о «душевном» клипе и бегут к следующей яркой картинке жизни. При таком неумении сосредоточиться, вести серьезный бизнес или ответственное дело не получится. Получится в лучшем случае быть наемным работником, т.е. одной и шестеренок этого бизнеса, решая поставленные задачи хозяина. Чаще всего даже не понимая зачем и почему хозяин требует делать то или иное. Проблема
«Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело». К. Д .Ушинский, выдающийся русский педагог. 1823-1870 г.г. Главное отличие семейных чтений от других его видов состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы.
Сочинение — это тренировка логического мышления и последовательного изложения своих мыслей. Планирование жизни воплощает мечты человека. Вы анализируете и ставите новые цели. Если вы не проводите анализ, а просто тупо списываете чужое сочинение, то вы плывете по течению, наслаждаясь коротенькими клипами, которые вам спускают сочинители жизни, та самая элита. Конечно, чтобы стать элитой, мало уметь писать сочинения, нужно еще много чего сделать. Но поверьте, в жизни любого человека все начинается с мечты! А чтобы мечта воплотилась, ее необходимо превратить в цель. А цели нужно уметь прописывать словесно, четко и ясно на базе опыта. Опыт же в свою очередь обретет ценность только в случае его анализа. А анализ и его изложение вытекает из умения писать сочинение. Из памятки для учащихся
«Безобразная мечта» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Презентация к уроку литературы в 10 классе. Подготовила Смирнова З.М., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Еще в начале своего творческого пути Ф. М. Достоевский поставил перед собой цель – разгадать человека. Он писал: «Человек есть тайна, и ее надо разгадать. И если будешь разгадывать в течение всей жизни, то не говори, что зря потратил время». Достоевский открыл не просто двойственность, а раздвоение человеческой личности. Он показал, как в душе человека идет постоянная борьба между ДОБРОМ и злом, ЛЮБОВЬЮ и ненавистью, КРАСОТОЙ и безобразием, ВЕРОЙ и безверием, СОЗНАНИЕМ и ЧУВСТВАМИ. Человеческая душа « открывается как поле битвы, где Бог сражается с дьяволом.». « Человек есть тайна… »
«…Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, – так кровью обливается сердце мое. Жизнь – это дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья». Из письма Ф.М. Достоевского брату Михаилу 22 декабря 1849 года
…Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей… Главное — люби других как себя, вот что главное…” …Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей… Главное — люби других как себя, вот что главное…”
«Не сильные лучше, а честные». Честь и собственное достоинство – сильнее всего». Только такие люди способны оказать благотворное влияние на общество. Иллюстрации Э. Неизвестного к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной ее вытекают». Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876 г.
Общий смысл всей деятельности Ф.М. Достоевского состоит в разрешении двойного вопроса: что есть высший идеал общества и каков путь к его достижению, или проще – для чего жить и что делать?
Прикоснемся к тексту великого романа Обратимся к тексту романа. Первая глава – самая совершенная в художественном отношении и чрезвычайно насыщенная разнообразными символами. Уже первая фраза является своеобразным зеркалом романа. Здесь берут начало 3 темы: время действия ( начало июля ), место действия (Петербург, Столярный переулок ), назван герой ( один молодой человек ) определено основное его состояние «нерешимость».
Читаем второй абзац. Читаем второй абзац. На улице жара стояла страшная, к тому же ДУХОТА, ТОЛКОТНЯ, ИЗВЕСТКА, ЛЕСА, КИРПИЧ, ПЫЛЬ, ВОНЬ, ПЬЯНЫЕ . Эти имена существительные обозначают предметы, которые окружают Раскольникова. Можно провести параллель между предметами, окружающими героя, и его душевным состоянием. Не может человек жить в гармонии со своими умом и сердцем, если вокруг такое…
Раскольников переживает Раскольников переживает БОЛЕЗНЕННОЕ и ТРУСЛИВОЕ ощущение. Оно вызвано тем, что он кругом должен хозяйке. Выделенные слова – имена прилагательные. Но преобладают в первой части первой главы все- таки глаголы: НАНИМАЛ, ОТПРАВИЛСЯ, ИЗБЕГНУЛ, ЧУВСТВОВАЛ, СТЫДИЛСЯ, МОРЩИЛСЯ, БОЯЛСЯ, УЕДИНИЛСЯ. До начала романа Раскольников жил, действовал, чувствовал, одним словом, жил. Глаголы придают тексту динамику, задают тон.
Во втором абзаце найдем фразу, которая поможет увидеть рождение одного из главных конфликтов романа: «…ТРУСЛИВОЕ ОЩУЩЕНИЕ, КОТОРОГО СТЫДИЛСЯ И ОТ КОТОРОГО МОРЩИЛСЯ…» Во втором абзаце найдем фразу, которая поможет увидеть рождение одного из главных конфликтов романа: «…ТРУСЛИВОЕ ОЩУЩЕНИЕ, КОТОРОГО СТЫДИЛСЯ И ОТ КОТОРОГО МОРЩИЛСЯ…»
Разберемся, какие чувства испытывает герой. Болезненное душевное состояние Раскольникова- это не что иное, как подсознательный голос СОВЕСТИ. ( Совесть –чувство духа человеческого, различающее добро от зла…Труднее обольстить совесть, нежели ум…Совесть- естественный закон…) Этого ощущения и стыдился Раскольников, то есть стыдился своей совести. Голос совести
Душа Раскольникова- поле битвы.
Раскольников идет «делать пробу» Из 3 абзаца первой части узнаем, что никакой хозяйки, в сущности , герой не боялся, но ничего со своим страхом, несмотря на свои ум, гордость и огромную волю, сделать не мог. Заглушить человеческое в себе Раскольников бессилен. Особенный страх его связан с тем, что он шел « делать пробу».
Подумаем над деталями Раскольников- «темно- рус», прохожий обозвал его «немецким шляпником", перестал посещать университет полгода назад , потому что худо одет. За такими деталями раскрывается идея раскола, произошедшего в душе конкретного человека. Родион Романович Раскольников- это не что иное, как «раскол родины Романовых». Душа русской нации противопоставляется в романе уму, сознанию, которые опираются на идеи, пришедшие с Запада, из Германии.
Задумаемся над прочитанным После успешной «пробы», несмотря на то что старуха- процентщица была отвратительна, с злыми глазками и шеей, «похожей на куриную ногу», у Раскольникова появляется мысль о том, что он задумал «вздор…нелепость, ужас…что все это грязно, пакостно, гадко, гадко». Но разум «твердит»: «Все это вздор, и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство!» Ключевое слово главы, характеризующее мир, в котором живет герой, объясняющее причину неразрешимого конфликта его с этим миром,- слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ».
Безобразная мечта Безобразен Петербург, безобразны пьяные, старуха- процентщица. Все это отталкивает от себя умного, гордого и красивого Раскольникова и вызывает в его душе безобразные чувства: «чувство глубочайшего омерзения» и «злобное презрение». Из этих чувств рождается «БЕЗОБРАЗНАЯ МЕЧТА».