12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пашинина Анна Александровна41
Россия, Мурманская обл., Оленегорск
1

Конспект урока истории на тему: "Великая российская революция в феврале 1917 года" для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями



Конспект урока истории Отечества для учащихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему: "Великая российская революция в феврале 1917 года".


Тема: "Великая российская революция в феврале 1917 года"


Цель: Дать представление о Великой российской революции 1917 года.


Задачи:


Образовательные: разъяснить причины февральской революции 1917 года, рассказать о ее основных событиях.


Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей: восприятия, памяти, внимания, воображения.


Воспитательные: воспитать у учащихся любовь к своей Родине и уважение к историческому прошлому.


Основные термины и понятия: революция, инфляция, анархия.


Тип урока: Комбинированный.


Ход урока.

1. Организационная часть.

Приветственное слово учителя. Объявление темы и цели урока.


В истории каждого народа есть такие даты, которые коренным образом меняют ход развития страны. Для нас таким переломным  моментом стала Февральская революция 1917 года. Февраль 1917 не только изменил историю нашего государства, но и всего человечества. Тема нашего урока Великая российская революция. Февраль 1917 года."

Запись темы в тетрадь.

Цель нашего урока выяснить причины, движущие силы, узнать ход революции.

2. Актуализация опорных знаний

На доске размещается материал для словарной работы по ходу урока.

- Давайте вспомним что означает термин РЕВОЛЮЦИЯ?

Революция -это пе­ре­во­рот, рез­кая сме­на со­ци­аль­но­го или по­ли­тического строя, как пра­ви­ло, на­силь­ст­вен­ным спо­со­бом. 

Запись термина в тетрадь

Революция происходит тогда, когда общество утратило надежду на изменение реформы (общественной жизни) мирным путем.


- Давайте вспомним какие же события предшествовали революции? Участие  Российской империи в  Первой мировой войне.


- Кто вспомнит и назовет год начала и окончания Первой мировой войны? (1914 год по 1918 год)


3. Основная часть. Объяснение нового материала учителем.


- Давайте с вами узнаем, какое влияние оказала Первая мировая война на Россию? Какая ситуация созрела в нашей стране? Исходя из этого мы узнаем с вами причины февральской революции.


В начале 1917 года ситуация в России стала накаляться, неудачная первая мировая война, которая продолжалась уже третий год, стала ненавистной всему народу. Офицеры и солдаты хотели прекращения войны. В армии зрело недовольство, вызванное неспособностью высшего военного руководства привести к победе, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д., военнослужащие обвиняли в этом правительство и царя.


- Как звали правящего императора во время Первой мировой войны? (Николай II)


Многие солдаты отказывались выполнять приказы командиров, появились случаи уклонения от призыва в армию. Итак, запишите себе в тетрадь:


Причины февральской революции


1. Недовольство армии, усталость населения от затянувшейся войны.


-Участие Российской империи в Первой мировой войне повергло страну в социально-экономический кризис. Государству становилось все труднее содержать армию и обеспечивать продовольствием города. Ухудшалось материальное положение народа. Из-за того, что огромное количество денежных средств и продуктовых ресурсов отдавалось армии, в государстве наблюдался не виданный до тех пор высокий уровень инфляции, цена на товары первой необходимости возросла в 10 раз. Закрывалось множество предприятий, в городах выстраивались длинные очереди за хлебом. Не хватало топлива, промышленных товаров. Страну охватил продовольственный кризис.

Запись в тетради: вторая причина

2. Нарастание экономического кризиса: ухудшение материального положения народа, рост цен на продовольствие, перебои с его поставками.

- Вследствие всех этих событий нарастает кризис и в верховной власти:

1) Народ империи был морально истощен, как затянувшийся войной, так и неумением Николая II решать возникшие государственные проблемы. Верховный главнокомандующий - Царь Николай II лишился авторитета и доверия у офицеров и генералов армий – за неспособность успешно вести войну и управлять империей;

2) Государственный совет и Совет Министров тоже потерял способность управлять государством и лишился доверия армии и народа, всех оппозиционных сил, левых и правых, особенно промышленников и банкиров, так как происходили частые смены министерств: за 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя Совета министров, 5 министров внутренних дел, з военных министра и 4 министра земледелия.


Запись в тетради: третья причина


3. Нарастание кризиса верховной власти: частая смена министров, падение авторитета правительства и царя, Николая II.


- На основе приведенных причин, какой главный вывод мы можем сделать?


Вывод: Все социально-экономические проблемы, возникшие в результате участия России в 1 мировой войне, привели к назреванию февральской революции.


Ход Февральской революции.


Повод: Были в очередной раз сокращены поставки хлеба, произошло очередное увеличение цен, в связи с чем вспыхнули хлебные бунты — толпы людей громили хлебные магазины и лавки.

18 февраля в их число вошли рабочие Путиловского завода. В ответ на их требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства. Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию. Это решение послужило еще одним поводом для массовых выступлений в столице.


23 февраля (8 марта по новому стилю) колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта. С каждым днем росло число бастующих рабочих, к ним присоединились студенты, служащие, ремесленники, а также крестьяне, требующие передела земли. Эта политическая демонстрация положила начало революции.


25 февраля рабочие и работницы с лозунгами "Хлеба!", "Долой войну!", "Долой самодержавие!" вышли на улицы Петрограда. В ней участвовали более 300 тыс. человек.


Во время этих забастовок Николай II не присутствовал в Петрограде, а находился в Могилеве, в штабе русской армии в годы Первой мировой войны.


председатель Государственной Думы Михаил Владимирович Родзянко известил Николая II, что в столице "анархия".


Анархия - безвластие, т.е.означает отсутствие лидера, руководителя, отсутствие порядка, дисциплины.


Чтобы избежать необратимых последствий этого бунта во время его отсутствия он предложил создать новое правительство во главе с человеком, который пользуется уважением. Царь не согласился на это предложение, а наоборот потребовал распустить ГосДуму на 2 месяца, а также повелевал завтра же прекратить в столице беспорядки.


26 февраля были проведены массовые аресты и расстрелы бастующих, но эти действия уже были не в состоянии остудить революционный пыл масс. С каждым днем ситуация все более обострялась, принимая необратимый характер. Правительственные войска были приведены в боевую готовность — Петроград был превращен в военный лагерь.


27 февраля произошло вооруженное восстание, в ходе которого на сторону рабочих перешли вооруженные солдаты. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам «освобождать социалистов», всех «пострадавших от царского режима».


28 февраля они овладели главным императорским дворцом - Зимним дворцом. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.


События февральской революции (запись в тетради)

Учащимся предлагается посмотреть видеоматериал «Революционные выступления в Петрограде», а затем в тетради зафиксировать по датам основные события


18.02.1917 г. - начало забастовки на Путиловском заводе. В ответ на их требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства. Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию

23.02.1917 г.- начало революции, массовые демонстрации в Петрограде

25.02.1917 г. - всеобщая забастовка в Петрограде. В ней участвовали более 300 тыс. человек.

26.02.1917 г.- массовые аресты и расстрелы бастующих расстрел демонстраций. Петроград был превращен в военный лагерь.

27.02.1917 г.- переход войск на сторону бастующих, захват правительственных зданий

28.02.1917 г. - Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.


4.Первичное закрепление изученного (составление таблицы-памятки):


Причины революции

1. Недовольство армии, усталость населения от затянувшейся войны.

2. Нарастание экономического кризиса: ухудшение материального положения народа, рост цен на продовольствие, перебои с его поставками.

3. Нарастание кризиса верховной власти: частая смена министров, падение авторитета правительства и царя, Николая II.

Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции осуществляют их)

Движущей силой в борьбе был рабочий класс вместе с крестьянским населением, а также солдаты.

Ход революции (основные этапы)


18.02.1917г. - начало забастовки на Путиловском заводе. В ответ на их требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства. Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию

23.02.1917г. - начало революции, массовые демонстрации в Петрограде

25.02.1917г. - всеобщая забастовка в Петрограде. В ней участвовали более 300 тыс. человек.

26.02.1917 г.- массовые аресты и расстрелы бастующих. Петроград был превращен в военный лагерь.

27.02.1917г.- переход войск на сторону бастующих, захват правительственных зданий

28.02.1917г. - Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

Главным итогом Февральской революции стало отречение императора Николая II от престола и приход к власти Временного правительства под председательством Г.Е. Львова. Об этом, ребята, мы с вами узнаем более подробно на следующем уроке.


5. Итог урока.


Вопросы по пройденному материалу:

1. Какую роль сыграла 1 мировая война в приближении революции?

2. Какую дату можно считать началом революции? (23 февраля)

3. Какие факты свидетельствуют о беспорядках в стране из-за нехватки хлеба?

4. Почему дирекция Путиловского завода уволила рабочих?

5.Чего требовали рабочие? Народ выходил на улицы и требовал: хлеба, прекращения войны, отставки правительства.

6. Какие лозунги выдвигали участники демонстрации? («Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!»)

7. Что происходило в Петрограде?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.