12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тулупова Лариса Сергеевна1119
Педагог дополнительного образования ОГБН ОО "Дворец творчества детей и молодёжи"
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
3

Открытый урок-презентация по истории для 6 класса по теме «Древний Рим»



Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 26»

МО учителей гуманитарного цикла

Конспект проведения

открытого урока истории

в 6 а классе

на тему

«Обобщение знаний по теме «Древний Рим»

(урок-игра)

Учитель I категории

Тулупова Лариса Сергеевна

Ульяновск, 2015

Аннотация

Различные игровые формы урока разработаны давно и знакомы всем учителям. Общепризнано, что они способствуют развитию у детей нестандартного мышления, фантазии, взаимопомощи, самоконтроля; приобретаются навыки коллективной работы, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; вызывают либо закрепляют интерес к учебным предметам; дают представление о практическом применении полученных знаний. Именно в этих целях и была выбрана данная форма урока.

Урок является неотъемлемой итоговой частью темы «Древний Рим».

Тема урока: «Обобщение знаний по теме «Древний Рим».

Дата проведения: 22.12.2015

Место проведения: Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26».

 

Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Рим».

 

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

 

Форма проведения урока: урок-игра.

Задачи:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Рим»: знание основных исторических событий, деятелей, важнейших дат исторической эпохи;

продолжить развивать умение работать с историческими картами.

Коррекционно-развивающие:

корректировать звукопроизношение, развивать слитное чтение;

продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;

продолжать формировать умение работать в группе;

развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

развивать познавательный интерес к предмету;

формировать умение оценивать уровень своих знаний и знаний товарищей.

Воспитательные:

воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;

воспитывать умение самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;

воспитывать стремление к самообразованию.

Учебно-наглядный комплекс:

компьютер,

экран;

презентация учителя;

магнитная доска;

раздаточный материал: таблички с названиями команд, сетка для исторического кроссворда, комплекты заданий «Исторический портрет», криптограммы, фотографии волчицы и гусей, наборы «Исторические карты», оценочные листы.

 

  

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы урока, целеполагание (1 мин.)

- Ребята! Мы с вами закончили изучение большого, последнего раздела нашего учебника истории Древнего мира. Этот раздел называется… («Древний Рим»). Как вы думаете, что нас сегодня ожидает на уроке? («Повторение всего, что изучили по теме»). А что же мы должны вспомнить? («Исторические даты, деятелей эпохи, основные события и т.д.») Верно! Итак, у нас сегодня урок повторения материала по теме «Древний Рим».

3. Представление команд (1 мин.)

- И для того, чтобы повторить всё изученное по теме, мы с вами отправимся в наше заключительное путешествие в Древний Рим. Это путешествие будет состоять из нескольких этапов – заданий. А поскольку путешествовать всегда интереснее с друзьями, вы разделились на команды. Команды заранее выбрали себе капитана и подобрали название, связанное с нашей темой. Пожалуйста, представьтесь. (Учащиеся встают и под руководством капитана представляются).

- Итак, в путь.

4. Задание 1 - «Исторический кроссворд» (10 мин.)

- И в качестве первого задания – разминки – я предлагаю командам решить исторический кроссворд. Команда «Патриции» выполняет задания по горизонтали, а команда «Гладиаторы» – по вертикали. Я дам вам время, а затем мы проверим, как вы справились с заданием.

Важное условие: каждый член команды должен принять участие в выполнении задания. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл и заносите его в свой оценочный лист, который лежит перед каждым из вас. Чем больше баллов вы сегодня получите, тем выше будет ваша оценка. Время выполнения задания - 3 минуты.

 

                   

1)

в

       
                   

е

       
           

1) х

р

2)

и

с

т

и

а

н

е

               

м

 

о

       
               

п

           
           

3)

2) К

л

е

о

п

а

т

р

а

           

а

 

р

           
       

4) К

 

р

 

3) А

в

г

у

с

т

 
     

4) П

о

 

ф

 

т

           
       

л

 

а

 

о

           
   

5)

в

 

и

 

г

 

р

           
   

е

 

з

 

е

               

5) П

а

н

т

е

о

н

               
   

е

 

й

                   
   

д

                       
   

ы

                       
 

 

 

По горизонтали:

1. Почитатели Иисуса Христа, преследования которых в Римской империи прекратились при

императоре Константине.

2. Последняя царица Египта, супруга Марка Антония.

3. Летний месяц, названный в честь римского императора Октавиана.

4. Река на севере Апеннинского полуострова. 5. Древняя достопримечательность Рима - «Храм всех богов», увенчанный куполом.

По вертикали:

1. Право народных трибунов, означавшее «Запрещаю!».

2. Глава Римской империи.

3. Древний город в Африке, разрушенный в 146 г.до н.э. и заново отстроенный Цезарем.

4. Древняя достопримечательность Рима – огромный амфитеатр.

5. Древние предки славян, восточные соседи Римской империи.

 

 

(Ребята выполняют задание, по истечении времени учащиеся, читая задания кроссворда, называют правильные ответ. Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации).

Ответы:

 

По горизонтали:

  • Христиане.

    Клеопатра

    Август.

    По.

    Пантеон.

По горизонтали:

  • Вето.

    Император.

    Карфаген.

    Колизей.

    Венеды.

 

 

5. Задание 2 - «Исторический портрет» (12 мин.).

- Молодцы, ребята, справились с первым заданием.

А вот и второе задание. Но вначале отгадайте его название. Оно зашифровано в криптограмме, прочитать которую можно так: вам нужно будет выписать каждую 3 букву, начиная с конца.

(раздаю задание:

митлфеаэрощтзкрузохдпмб

 

Команды разгадывают криптограмму и дают ответ: «Портрет»).

- Верно, это слово «портрет». А задание называется «Исторический портрет». Сейчас я каждой команде раздам портреты ярких исторических личностей Древнего Рима. Вам, «Патриции», портреты двух римских императоров (передаю портреты Цезаря и Нерона 1 команде), а вам, «Гладиаторы», портреты двух деятелей периода гражданских войн в Римском государстве (передаю портреты Спартака и Тиберия Гракха 2 команде). Портреты подписаны, так что кто это, вам не придётся отгадывать. Только вот листочки с характеристиками этих личностей у меня случайно перемешались, и теперь придётся здесь наводить порядок. Кроме того, в некоторых характеристиках отсутствуют отдельные сведения о личностях. Но я надеюсь, что вы мне поможете и каждому листочку с характеристикой найдёте своё место, а также вставите пропущенные сведения. Итак, ваша задача – распределить характеристики исторических личностей под их портретами.

Напоминаю, участие в обсуждении должен принять каждый! Не забудьте поставить себе по одному баллу за каждое угаданное слово и характеристику. А капитаны команд зачитают получившиеся характеристики. На выполнение задания – 4 минуты.

(Ребята получают наборы листочков и приклеивают на лист под портретами исторических личностей. Под фотографиями должны получиться следующие характеристики:

Задание для 1 команды:

1. Под фотографией Цезаря:

1. Получил славу полководца, завоевав Заальпийскую Г_ _ _ _ю.

2. Вопреки запрету римского сената, со своими легионами перешёл реку Р_ _ _ _ _ н, воскликнув : « Ж_ _ _ _ й брошен!».

3. Получил от сената пожизненное звание д_ _ _ _ _ _ _а.

4. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.

5. Его очень уважали легионеры и бедняки: в Италии и провинциях он наделил землёй десятки тысяч в_ _ _ _ _ _ _ в - старых солдат, завершивших службу.

6. В его честь был назван один из месяцев года - _____________.

7. Перед смертью от рук заговорщиков произнёс слова: «И ты, ________!»

2. Под фотографией Нерона:

1. Считал себя великим поэтом и актёром и заставлял римлян посещать представления со своим участием.

2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие.

3. По его приказу в доме убитого рабом римлянина были казнены все остальные (сколько?)________ рабов.

4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели города Т_ _я.

5. Последние его слова были таковы: «Какой великий а _ _ _ _ т умирает!»

Задание 2 команды:

1. Под фотографией Спартака:

1. Был родом из Фракии, попал в плен к римлянам и был продан в г_ _ _ _ _ _ _ _ ы.

2. Организовал бегство (скольких?)_________ рабов из города Капуя и устроил лагерь на вершине вулкана В_ _ _ _ _ й.

3. Вместе со своим войском собирался перейти горы А_ _ _ы.

4. Дойдя до реки По, повернул на юг – к острову С_ _ _ _ _ я.

5. Его обманули (кто?)____________, которые обещали за золото переправить его войско на Сицилию.

6. Попал в ловушку, устроенную полководцем Крассом.

7. В последней битве был ранен в бедро д_ _ _ _ _ _м, отбивался от легионеров, пока не погиб.

2. Под фотографией Тиберия Гракха:

1. Был родом из плебейского рода и добился должности народного т_ _ _ _ _а.

2. На сходках граждан произносил речи в защиту бедняков: «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света».

3. В 133 г. до н.э. предложил принять земельный закон: отобрать излишки земли у богатых и раздать их (каким?) ______________гражданам.

4. Погиб от рук сенаторов вместе со своими сторонниками.

5. Его дело продолжил младший брат Г_й, также погибший, защищая права бедных граждан.

(Команды выполняют задание, по окончании зачитывают получившиеся тексты).

- Молодцы! Не забудьте поставить себе баллы! Капитан, зачитавший этот сложный текст, получает 2 балла.

 

6. Задание 3 – «Римский зоопарк» (6 мин.)

- А вот и следующее задание. А отгадать его вам вновь придётся самим. Вот ещё одна криптограмма. Вы её разгадаете, если вместо цифр вставите соответствующие буквы из ключа к криптограмме.

(Раздаю задание:

2789677 3551426

Ключ:

П

4 - А

7 – И, Й

Р

5 - О

8 - М

3 - З

6 -К

9 - С

Ответ: Римский зоопарк.)

- Верно. И наше задание так и называется «Римский зоопарк». Нет, мы с вами не будем угадывать названия животных, проживавших на территории Римской империи. Но вам нужно будет по изображению животного вспомнить, какую роль это животное или птица сыграла в истории Рима. А затем одному из вас нужно будет рассказать об этом.

Время выполнения работы – 2 минуты.

(Команды выбирают один из 2 листов с изображением волчицы либо гусей, обсуждают версии, выбирают отвечающего, который по окончании отведённого времени даёт ответ).

Примерные варианты ответов:

1. Волчица.

Именно волчица вскормила двух маленьких братьев-близнецов – Ромула и Рема, основавших впоследствии Рим в 753 году до н.э.

2. Гуси.

В 390 году до н.э. во время нашествия галлов на Рим, Гуси своим гоготанием предупредили римлян, спасавшихся на Капитолийском холме, о том, что враги пытаются забраться на холм. Римляне проснулись и сбросили галлов вниз).

- Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Не забудьте в оценочных листах отметить свою активность – поставить себе баллы, если вы отвечали или участвовали в обсуждении. А те, кто отвечал за всю команду – по 2 балла.

7. Задание 4. «Исторические карты» (6 мин.)

- А вот и последнее задание. Мы с вами очень много работали с картами по теме «Древний Рим», в том числе с контурными картами. А поэтому это задание не будет для вас сложным. Я раздаю хорошо знакомые вам карты, но без их названий и условных обозначений. Вам нужно будет привести карты в порядок: подобрать правильное название, соответствующие условные обозначения, а также вписать пропущенные исторические даты. На выполнение задания – 4 минуты.

(Командам выдаются 3 карты и 3 листа с условными обозначениями. Ребята оформляют работы, устанавливая соответствие «карта - условные обозначения» и вписывают пропущенные даты. По окончании меняются своими работами и оценивают работы другой команды.)

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин.)

- К сожалению, время нашего путешествия по Древнему Риму подошло к концу. Надеюсь, оно было для вас интересным и познавательным. Это был не только наш последний урок по Древнему Риму, но и в целом по истории Древнего мира. И со 2 полугодия мы приступаем к изучению следующего исторического периода – истории Средних веков.

Ну а сегодня каждый получит оценку, заработанную набранными на уроке баллами. Но я хотела бы, чтобы вы сами попытались оценить свою активность и работу на уроке и поставили себе оценку. Возьмите эти листочки и поставьте оценку, которую вы сегодня, по-вашему мнению, заслуживаете. (Учащиеся заполняют оценочные листы, спрашиваю желающих, почему выставлена та или иная оценка, складывают карточки в коробку).

 

- На этом наш урок закончен. До свидания!

Презентация к уроку здесь

9. Список литературы:

Учебник «История Древнего мира» для 5 класса ав­торов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.

Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.

Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»: http: //www, earth- history.com /

Мировая художественная культура. Древний мир: от пер¬вобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru /

 

Опубликовано в группе «Коррекцоонная школа - интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.