Презентация к уроку обществознания «Рыночная экономика» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Как можно одним словом назвать то, что вы видите на экране? (слайд)
- Товар
- Являются ли, например, компьютерные услуги, товаром?
- Да. Почему?
Определение в тетрадь: Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.
- Где можно приобрести товар?
- На рынке.
- Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их:
1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?
Почему он так называется?
- Потому, что в основе рынка лежит конкуренция между производителями.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.
Что же такое рынок? Давайте попробуем дать ему определение.
- обмен товара на денежные знаки или другой товар
- взаимодействие производителей и потребителей
- зависимость производства от покупательского спроса
Определение в тетрадь: Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.(слайд)
Характерными признаками рыночной экономики являются: свободный обмен, частная собственность и материальная ответственность за результаты принятых решений. (слайд)
Для нормальной деятельности рынку необходимы: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности. (слайд)
Для нормального функционирования рынка требуется конкуренция. Конкуренция – это соперничество между производителями.
Читаем пункт конкуренция на стр. 168-169 и пытаемся ответить на вопрос: Каковы достоинства конкуренции?
Это двигатель торговли.
Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производителю возможность самому принимать экономические решения.
В тетрадь: Достоинства конкуренции: снижение цен, улучшение качества товара, развитие новых технологий, прогресс. (слайд)
Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок? (Производители подчиняются диктатуре цен)
Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».
Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.
Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. (слайд)
Спрос напрямую зависит от цены. А что еще оказывает влияние на спрос (слайд)
Укажите сезон, в который каждый из представленных услуг и товаров будет пользоваться большим спросом и почему?
Мы видим, что на спрос имеет влияние сезонность
Другой пример зависимости спроса от неценовых факторов (слайд)
Что произойдет со спросом на газировку, если подешевеет сок в пакетах? Это пример изменения спроса в зависимости от наличия товара-заменителя.
Какие ещё товары – заменители вы знаете?
Итак, величина спроса зависит не только от цены, но и от сезона, предпочтений покупателей, моды и др.
В тетрадь: Закон спроса - чем выше цена, тем меньше спрос.
А какие факторы оказывают влияние на предложение? Самостоятельно ищем в учебнике и выписываем в тетрадь:
Цена, рост или падение затрат на выпуск продукции, заработная плата сотрудников, затраты на сырье, использование эффективных технологий
Ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Цены выполняют две основные функции.
Функции цен
Ограничивают потребление
Ресурсов
Мотивация для производства
На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Как это происходит?
Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?
Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
Вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?
Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?
Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.