Формирование восприятия речи у детей с нарушениями произношения
Формирование восприятия речи у детей с нарушениями произношения.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности.
На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углубленной работы над словом. Предлагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи, совершенствовать память, внимание.
Работу по воспитанию слухового внимания необходимо начинать с того, чтобы научить ребёнка слушать обращённую к нему речь, так, как именно этот вид учебной деятельности – « один основных видов познавательной деятельности школьников».
К формированию фонематического слуха, к освоению понятий «звук» - «буква, «слог» -«слово» ученик будет готов значительно позже. Этому предшествует большая работа над словом. Прежде всего, ребёнок должен научиться оперировать словом в различных ситуациях и вариантах и этим значительно обогатить свой словарь.
Учащимся предлагаются такие виды работ, которые являются предпосылками формирования фонематического слуха, способствуют развитию чувства языка, её интонации.
Приступая к занятиям, логопед должен помнить, что у детей неустойчивое внимание и память. Поэтому нужно начинать с игры. В игре оценок не ставят, но результаты её должны быть непременно проанализированы. При необходимости учащемуся может быть дан совет, как играть успешно. В обучении лучше использовать устные задания и воздержаться от письменных. На занятиях нужно создавать максимальную индивидуальную загруженность детей.
Так как дети не умеют читать, то продолжительное время все задания, комментарии к ним и дополнения даёт логопед. При этом речь логопеда, его умение выделять голосом нужное слово в вопросе или ответе должны быть образцом для учащихся. Параллельно даются упражнения, непосредственно развивающие слуховое внимание и память. При их выполнении от учащихся требуется удержать в памяти произнесённые слова, назвать их количество и последовательность в ряду и предложении. Для такого вида работы у каждого ученика должен быть комплект фишек с условными обозначениями: квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное; позже вместо фишек дети выкладывают предложение цветными полосками и записывают его в виде схем.
Логопед диктует: | Ученик ставит фишки и в конце обозначает количество слов цифрами: |
ДОМ, ЛЕС, КОТ | |
ОКНО, КОНУРА, КУСТ, СТОЛ. | |
ВОЛНА, МОРЕ, РЫБАК, ЛОДКА, ТРУБКА. |
В процессе диктанта логопед может предложить ученику устно воспроизвести последовательность продиктованных слов. При закреплении понятий «кто»-«что» может быть дано дополнительное задание: нарисовать и закрасить символ одушевлённого слова, отвечающего на вопрос кто?, красным цветом.
Например:
Логопед диктует: Ученик выкладывает:
квартира, топор, продавец
В работе над существительным логопед знакомит учащихся с понятием единственного и множественного числа, обращая внимание на окончание имени существительного в конце слова. По мере необходимости логопед вводит эти окончания в задания. Окончания существительных записываются на отдельные карточки и раздаются ученикам вместе с фишками. Логопед диктует слова книга – книги, дети на столах выкладывают:
а | - | и |
ют
л
Также ведётся работа и со словами, обозначающими действия, логопед вводит слова с суффиксом прошедшего времени – л, и окончанием множественного числа настоящего времени – ют. Эти окончания логопед также записывает на карточки и раздает детям. Логопед диктует: стирает – стирал, читает- читают, дети выкладывают соответственно:- , - .
От фишечного диктанта можно перейти к записи диктуемых слов отдельными короткими полосками, которые потом фиксируются в тетради ручкой или карандашом. Этим видам работы предшествует объяснение, что первое слово в предложении пишется с большой буквы и обозначается стрелкой вверх, в конце словесного ряда ставится точка. Например, логопед диктует: бумага, окно, карандаш, тетрадь.
Ученик выкладывает полоски (записывает в тетради или на доске).
Дополнительное задание здесь может быть такое: подчеркнуть слова, обозначающие учебные вещи.
Вариантов заданий к упражнениям может быть много в зависимости от того, насколько дети понимают задание и как чётко его выполняют.
В первый период логопед систематически использует картинки из лото других речевых игр. Желательно, чтобы комплекты игр или картинок были не только у логопеда, но и у каждого ученика.
Независимо от степени сложности проводимых диктантов логопед должен придерживаться основного правила: строчка слов или предложение диктуется только два раза. Первый раз – для прослушивания, второй - для записи. Во время второй диктовки материал может быть разделён паузой на две равные части, чтобы учащиеся успели всё записать.
Фишечные диктанты и их схематическая запись на первых занятиях используется логопедом активно. Это поможет учащимся правильно располагать слова в предложении, осознанно обозначать слова – действия – признаки.
Работа по воспитанию слухового внимания один из видов предварительной работы над фонематическим слухом. Поэтому вводятся упражнения по развитию фонематического слуха. Упражнения включают задания на прослушивание связных текстов; работу над словами, обозначающими предмет, действие предмета, над категориями рода и числа; работу над словосочетанием, предложением, словарную работу. Параллельно включаются виды работ по обучению грамоте.
Цель упражнений по развитию фонематического слуха – научить учащихся выделять из словесного потока слова с одинаковыми звуками, звуки из слова, определять их место в слове. Причём, указать место звука в слове можно с помощью знакомых полосок. Например, нужно с помощью полосок записать предложение и обозначить в словах место звука л.
Логопед диктует: Ученики выкладывают.
Сначала учащиеся выполняют первую часть задания и записывают предложение с помощью полосок,затем в схеме помещают звук л. Логопед выясняет, на каком месте находится звук л в словах дятел и долбит. Дети проверяют и исправляют ошибки.
При обучении грамоте, с целью повышения интереса и активизации возможностей учащихся, используются бемеды и всевозможные игры по формированию аналитико – синтетической деятельности.
Использование одного и того же речевого материала в разных видах работы помогает учащимся получит более чёткие представления о фонеме как смыслоразличителе, учит их быстрее оринтироваться в заданиях, повышает качество выполнения упражнений.
4