Статья «Приёмы воспитания учебной мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями»
Не секрет, что современные дети не любят читать, учиться, идут более лёгким путём при решении проблем или даже принимают готовые решения. Наиболее это заметно при работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Вряд ли можно сказать, что ученики любознательны, в лучшем случае любопытны. И то на каком-то бытовом уровне.
Придя в 1 класс, ребёнок с интеллектуальными нарушениями, возможно, имеет в некоторой степени внешнюю мотивацию. Например, из желания порадовать маму или получить обещанное вознаграждение. И даже это желание можно использовать, как стартовую позицию для формирования мотивации к учению. Зная, что без внешней мотивации невозможно перейти на уровень внутренней, я планирую уроки следующим образом. Первым правилом могу назвать «Не спугни». То есть, ни в коем случае нельзя отбить желание идти в школу. Напротив, создать все условия для успешной адаптации в новых условиях, новом коллективе…
Игра-главный метод на протяжении всего пропедевтического периода. В игре ребёнок может передать свои беспокойства. В игре педагог может научить правилам.
Я считаю, при любой возможности нужно создавать ситуацию успеха, дать почувствовать себя победителем, учить радоваться за себя и других.
Например, задание поощряющее выполнить посильную инструкцию вместе. Игра «Накорми ёжика». Собери круги- получи «яблоко» для ёжика. Вместе с другом, держась за руки, соберите только красные круги- получите 2 «яблока» для ёжика. Можно дать возможность выбора: сам или с другом.
На любом этапе урока использую компьютерные презентации. Применение информационных технологий в учебном процессе делает обучение более интересным, запоминающимся и эффективным.
Можно долго рассказывать, а можно показать и всё доступно и увлекательно. Ну и, конечно же, музыкальные физические минутки всегда вызывают живой интерес.
Также разминки для глаз помогают не только снять зрительное напряжение, но и психологическое напряжение в учебном процессе.
Секрет прост: если материал доступно, интересно подан и может быть полезен лично ученику, то шансы удержать внимание возрастают в разы!