Методы диагностики и развития воображения у обучающихся с ОВЗ
Современные диагностики нарушений в развитии учащихся с РАС Современные диагностики нарушений в развитии учащихся с РАС Выполнила учитель-логопед МБОУ СОШ № 191 Петкевич Ирина Михайловна
АУТИЗМ [греч. autos сам] АУТИЗМ [греч. autos сам] погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС
Для диагностики аутизма используют: Скрининговые тесты (M-CHAT, CARS, ASSQ) Предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту. Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC) Тесты на аутизм используются для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Подходят для всех возрастных групп. Оценка контрольных показателей заболевания (VB-MAPP, ABBLS-R, ATEC).
Диагностический тест ADOS (ADOS-2) ADOS шкала наблюдения для диагностики аутизма Является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра. Применяется по всему миру, как надежный метод диагностики болезней аутистического спектра. Авторами является группа международных специалистов (Кэтрин Лорд, детский психиатр, профессор Микаэл Раттер и другие). Тест позволяет оценить особенности общения, социального взаимодействия и игры ребенка.
Диагностический тест ADI-R ADI-R – интервью для диагностики аутизма. ADI-R является инструментом широкого диапазона применения, предоставляющим полный спектр информации для постановки дифференциального диагноза РАС. Данный опросник представляет собой структурированное интервью родителей (законных представителей) детей с подозрением на расстройства аутистического спектра. Опросник состоит из 93 вопросов открытого типа. Которые позволяют получить более подробный ответ. Методику ADI-R рекомендуется использовать вместе с Планом диагностического обследования при аутизме (ADOS). Авторы: Michael Rutter, M.D., FRS, Ann Le Couteur, Catherine Lord, Ph.D.
Генетическое тестирование при расстройствах аутистического спектра В целом информативность методов генетической диагностики выше при более тяжелой картине аутизма и сочетании аутизма с другими проблемами (пороками развития, нарушениями интеллектуального развития, эпилепсией). В более легких случаях генетическую причину удается выявить реже. Важно понимать, что универсального метода генетического тестирования, выявляющего все известные типы генетических нарушений, приводящих к аутизму, не существует.
Оценка контрольных показателей заболевания VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) Программа оценки навыков речи (вербального поведения) и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями. Программа была разработана в 2008 году Марком Сандбергом. Цели VB-MAPP: Выявить сильные стороны ребёнка. Определить потребности ребёнка. Определить цели работы специалистов (что необходимо сформировать, какой навык, какие сильные стороны могут помочь в процессе формирования навыка).
Оценка контрольных показателей заболевания ABBLS-R (Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised) Инструмент для оценки начального уровня навыков ребенка в различных областях, включающих в себя базовые речевые или иные навыки, необходимые для успешного общения и обучения в естественной среде, академические навыки, навыки самообслуживания, развитие моторики. Призван помочь родителям и специалистам установить, какие умения нужны ребенку для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими и обучаться в повседневной жизни.
Оценка контрольных показателей заболевания ATEC ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма. Этот онлайн-тест предназначен для оценки результата от любой методики. Вопросы АТЕК: речь и коммуникативность, социализация, сенсорика и познавательные способности, здоровье и поведение.
Первичная диагностика Анкетирование родителей (законных представителей) Знакомство и наблюдение Изучение документации Оценка продуктивной деятельности (лепка, рисование) Проведение диагностики Речевая карта аутичного ребёнка (по К.С.Лебединской, О.С.Никольской) https://urok.1sept.ru/articles/692442
Адаптационный период Установление контакта Начало и конец занятия – эмоциональные, мотивирующая деятельность Привыкание ребенка к новому месту и новым людям
Важно! Время на обработку информации Ограничить количество повторов инструкций Диагностика (тестирование) заканчивается на положительной эмоции Помнить о перерывах Убедитесь, что ребенок понял задание