Презентация по истории России на тему «Русь при Владимире Святославовиче» (6 класс)
Русь при Владимире Святославовиче Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамский район Московская область
Ярополк Олег Владимир Святослав
После смерти Святослава между его детьми сидевшими в разных городах началась война. Ярополк опирался на варягов, служивших еще его отцу Святославу. А Олег пополнил свою дружину крестьянами, что отразилось в былине о Микуле Силяниновиче. «Наконец Ярополк послушался Свенельда и пошел на брата в древлянскую землю. Олег вышел со своею дружиной ему навстречу. Началась битва и киевский князь победил древлянского. Олег со своими воинами бежал в город Овруч. На мосту через ров столпилось множество беглецов. В тесноте люди толкали друг друга с моста в ров. Столкнули и Олега. Тем временем Ярополк вошел в город и велел искать брата. Искали, искали, - и нигде не находили. Тогда Ярополк велел искать брата во рву: с утра до полудня вытаскивали трупы, пока не нашли Олега».
«Тут говорит ведь Вольга Святославович: Ай же, ты, оратай-оратаюшко! Ты поедем-ко со мной во товарищах? А тут ли оратай-оратаюшко Гужики шелковые повыстегнул, Кобылу из сошки повывернул. Они сели на добрых коней, поехали… …Говорит оратай таковы слова: Я оставил сошку во бороздочке Не для-ради прохожего-проезжего: Маломощный-то наедет – взять нечего, А богатый-то наедет – не позарится, - А для ради мужичка да деревенщины, Как бы сошку из земельки повыдернути, Из омешиков бы земельку повытряхнути Да бросить сошку за ракитов куст».
Олег погиб в междоусобной войне, но под стенами Киева появился княжич Владимир и его дядя Добрыня и победили Ярополка. «Ярополк затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. Тогда Владимир сказал Блуду: «Возьми мою сторону; если мне удастся убить брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь». Тогда Блуд стал говорить Ярополку: «Видишь сколько войска у твоего брата; нам его не пересилить; лучше мирись с ним». Ярополк согласился, а Блуд послал ко Владимиру: «Желание твое исполнено». Ярополк отправился к Владимиру. Когда он входил в двери, 2 варяга прокололи его мечами». Владимир Ярополк
Долгие века живет в народе память о лучших его сынах – богатырях. Много песен, легенд, былин и сказок повествует об их подвигах. Один из таких богатырей – Никита Кожемяка. Кожемяками в старину называли мастеров – обработчиков кожи.
Прискакал во двор киевского князя Владимира гонец. «Беда, - кричит. – Идут на Киев полчища печенегов!».
Вышел врагу навстречу князь Владимир со своим войском. Стали рати в поле против друга – бой не начинают.
Говорит печенежин Владимиру: «Выпустим сильнейших наших богатырей. Пусть бьются один на один. Если мой твоего одолеет три года будем твою землю топтать, дань с киевлян брать».
«А если мой твоего победит?» - спрашивает Владимир. «На три года в степь уйдём, против вас воевать не будем».
Всполошились, зашумели киевляне: «У печенегов гляньте, какой воин. Силы необыкновенной. А нам где такого взять, где его сыскать?»
Стали глашатаи во все концы кричать: «Храбрые молодцы! Кто самый сильный? Кто печенежина одолеет? Выходи!»
Вышел вперёд могучий человек, «Мы, княже, кожемяки – люди сильные. Я с собой четырёх сыновей в твоё войско привёл. Пятый, меньшой, Никитой звать, дома остался. Кожи мнёт. И силён же он! Может одолеет печенежина?»
Пришли к Никите княжеские посланцы: «Силён ты Никитка, сразу 12 кож мнёшь. А сила твоя нынче для другого дела нужна – Киев-град спасать…» - «Ладно», - говорит Никита.
«Ох, опозорит нас Кожемяка – молод очень, не сдюжит!» - думает князь.
«Наш богатырь вашего одним пальцем раздавит», - смеются печенеги.
«Не хвались идучи на рать» - гласит пословица. Победил не печенег, победил киевлянин Никита Кожемяка.
Но коротка у князя память. Празднует Владимир победу, а Никиту Кожемяку и на пир позабыл позвать.
Обиделся Никита, навсегда ушёл из княжеского войска. Живёт-поживает, кожи мнёт … Так прошло немало лет.
Чёрные дни наступили в Киеве: поселился под городом непобедимый шестиглавый Змей. Своими детьми горожане ему дань платили. С плачем ненасытному отдавали.
Трепетали перед ним киевляне. Лишь однажды Змею не повезло. Размачивал Никита Кожемяка двенадцать шкур в Днепре, а Змей захотел их утопить. Так Кожемяка чуть со шкурами самого Змея на берег не вытащил!
Еле ушёл от него Змей и с тех пор ещё злее стал.
А тут пришёл черёд и молодой княжне – дочери Владимировой на верную гибель к Змею идти. Рыдает княгиня-мать, плачет княжна, горюет князь, а что делать? Никто не может Змея одолеть…
Княжна голубя с собой взяла, чтобы, когда Змей её изведёт, вернулся он к родителям, весточку от дочки последнюю передал.
Ждёт своего страшного конца девушка. А Змей ей говорит: «Ты, княжна, роду знатного, красивая и нрава кроткого, я тебя не съем, я на тебе женюсь».
Услыхала княжна, что в живых останется, и решила перехитрить Змея. «Коли мне за тебя замуж идти, хочу знать: есть ли на свете человек, который бы тебя одолел? Не придётся ли мне во вдовах остаться?»
Отвечает Змей: «Живёт в Киеве простой кожемяка, Никитой звать. Он один побороть меня в силах».
Послала княжна с голубем письмо отцу. «Найди Никиту Кожемяку. Он может один змея побороть, меня спасти».
«Голубь вернулся, - рыдает княгиня. – Загубил Змей нашу доченьку…» - «Погоди плакать, - говорит князь, - тут от неё письмо».
Посылает князь к Никите почтенных старцев. «Боюсь, - говорит, - сердится на меня Кожемяка. Так уж вы его уговорите».
Как увидел Никита, что стариков к нему князь прислал, вспомнил старую обиду и не стал их слушать. Так рассердился, что 12 кож надвое разорвал.
«Не простил меня Кожемяка, - жалуется князь. – Вы с ним одних годов, авось поймёте друг друга, упросите его тяжкому горю моему помочь».
И этих послов княжеских не послушался Никита. Не захотел ради неблагодарного князя на смертный бой идти.
«Сегодня Змей мою дочку загубит, завтра и до ваших доберётся, - говорит князь. – Авось малые дети Никиту разжалобят, упросят».
Пожалел Никита малых детей, согласился против Змея на бой пойти.
«Вели, княже, - потребовал он, - чтобы мне 12 возов соломы да 12 бочек смолы привезли. Драться со Змеем пойду». Тут же ему всё и доставили.
Обмотался для защиты Никита соломой, осмолился смолой и пошёл к Змеевой пещере.
«Ты зачем, кожемяка, ко мне пожаловал? Биться или мириться?» - «Чего уж там мириться, биться с тобой, с душегубом!»
Никита одну голову Змею отсёк, до тот другой головой большой кусок смолы у Кожемяки оторвал.
Срубил Никита другую голову, а четыре-то шипят, пасти зубастые открывают. Почти всю соломенную защиту с него сорвали.
Так распалился Змей, что побежал к Днепру водицы напиться, в реке охладиться.
А Никита Кожемяка, покуда Змей к реке бегал, заново соломой обмотался и смолой осмолился.
Долго бились… Но пришёл Змею конец. Задрожали горы на которых Киев стоит, когда Никита вогнал Змея в Землю.
А в другой былине говорится, что запряг Никита Змея в плуг Крепости необыкновенной. Плуг землю выворачивает – высокий вал вырастает. До сих пор встречаются у Киева остатки оборонительных насыпей. Народ называет их «змеёвыми».
«Ай да Никита! Ай до Кожемяка! – кричит народ. - Слава храброму киевскому богатырю Никите Кожемяке, на долгие века слава!»
Владимир, как и каждый князь много пировал со своею дружиной, насчитывавшей три-четыре сотни человек, но в отличии от других он приказывал ставить на княжьем дворе столы для народа. Все могли прийти к праздничному столу. Время княжения Владимира воспето в былинах. Самого князя былины называют Владимир Красное Солнышко.
Первым государственным делом князя Владимира стала защита Руси от кочевников – печенегов. На опасных южных рубежах Руси создается мощная оборонительная система крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп. На важных крепостях строили башни для сигнальных костров: если появятся печенеги на башне зажигали костер, его было видно с другой башни, там тоже зажигали костер – и так до Киева. Гонцам надо было скакать 2 дня, а при помощи таких огней через несколько минут князь знал, что враг у границ Руси.
Вторым государственным делом князя Владимира стало крещение Руси. В 10 веке Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Еще в 980 году Владимир приказал свести всех идолов в капище на берегу Днепра и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям.
Князь Владимир Мусульманин
Католики
Иудей
Православный
Страшный суд
Крещение князя Владимира
В. Васнецов. Крещение В 988 г. по приказу князя киевлян загнали в воды Днепра и византийские священники разом их крестили . Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с Перуном. Новая религия стала распространяться по всей Руси. Но еще несколько веков жители Руси продолжали одновременно поклоняться и Христу и языческим богам. По свидетельству летописей, Владимир после крещения сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатно пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жен, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.
Значение принятия христианства для Руси: Запрещены жертвоприношения, многоженство, кровная вражда Помощь убогим и нищим Письменность, образование, церковное искусство Русь стала равной странам Европы Тесные связи с Византией Укрепление государства, изменения быта и нравов, развитие культуры
Снакина Наталья Викторовна
Милагина Марина Васильевна