Презентация «Подготовка юных спортсменов в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций»

0
0
Материал опубликован 23 April

Предварительный просмотр презентации

МАУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» «Подготовка юных спортсменов в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций» Ковалев А.В. Хабаровск, 2025

Актуальность Актуальность исследования определяется: а) недостаточной эффективностью функционирования существующей системы подготовки юных спортсменов в связи с не разработанностью методики специальной физической и технической подготовки, в основе которой должен быть положен учет возрастного развития психомоторных функций; б) отсутствием рекомендаций по развитию психомоторных функций детей, занимающихся рукопашным боем в возрастном аспекте, что отрицательно сказывается на качестве освоения технических приемов и затрудняет осуществление учебно-тренировочного процесса на различных этапах их подготовки.

Гипотеза, объект, предмет, цель исследования Гипотеза. Разработка методики специальной физической и технической подготовки, включающей дифференцированное построение тренировочных средств и методов, обеспечивающих развитие ведущих психомоторных функций детей в определенном возрастном периоде, позволит повысить качество выполнения технических приемов в рукопашном бое. Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных спортсменов 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем. Предмет исследования - специальная физическая и техническая подготовка детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем на основе развития психомоторных функций. Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики специальной физической и технической подготовки детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем на основе развития психомоторных функций с учетом индивидуально-дифференцированного подхода

Задачи Провести анализ исследований по проблеме развития рукопашного боя в педагогическом и спортивном направлениях. Определить влияние уровня развития психомоторных функций на освоение технических приемов у детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем. Разработать методику специальной физической и технической подготовки в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций детей 9- 15 лет с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Экспериментально проверить влияние разработанной методики на качество освоения технических приемов, включенных в специальную физическую подготовку

Методы Теоретический анализ и обобщение литературных данных Анкетирование Педагогическое тестирование Педагогические наблюдения Педагогический эксперимент Экспертная оценка Статистическая обработка материалов исследования выполнена с использованием пакета прикладных компьютерных программ (MICROSOFT EXCEL 6.0 и SPSS 13.0 FOR WINDOWS

Организация исследования 1 этап с декабря 2005 по ноябрь 2006 годов. анализ научной и специальной литературы по проблеме развития детско-юношеского рукопашного боя; анкетирование тренеров и спортсменов с целью выяснения мнений по вопросам совершенствования учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. 2 этап с декабря 2006 по январь 2008 годов проводилась оценка развития показателей психомоторных функций детей в возрастном аспекте, занимающихся рукопашным боем и не занимающихся спортом. Исследовались следующие показатели: точность воспроизведения мышечного усилия (методика динамометрии), быстрота сенсомоторного реагирования (методика РДО), частота движения в лучезапястном суставе, вестибулярная устойчивость (проба Ромберга). проводилось педагогическое тестирование юных спортсменов в возрасте 9-15 лет в количестве 62 человек по специальной физической подготовленности, включающей технику выполнения приемов рукопашного боя. 3 этап с февраля 2008 по декабрь 2009 годов разработка методики специальной физической и технической подготовки на основе развития психомоторных функций. организован педагогический эксперимент проводилась оценка показателей психомоторных функций, быстроты выполнения технических приемов, включенных в специальную физическую подготовку, экспертная оценка качества выполнения технических приемов в условиях «мини-рукопашного боя».

Спортивно-оздоровительная группа возраст 9-10 лет п=21 КГ-11 чел ЭГ-10 чел Группа начальной подготовки возраст 11-13 лет п=21 КГ-10 чел ЭГ-11 чел Учебно-тренировочная группа возраст 14-15 лет п=20 КГ-10 чел ЭГ-10 чел

1 задача Анализ научно-методической литературы показал, что наименее разработанными вопросами в методике подготовки юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем, является проблема совершенствования специальной физической и технической подготовки детей разного возраста на основе развития психомоторных функций. Рациональный подбор средств, необходимых для развития психомоторных функций детей, занимающихся рукопашным боем, и их целесообразное сочетание с технической подготовкой должно осуществляться с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

2 задача Для определения вклада психомоторных функций в успешность освоения технических приемов специальной физической подготовки был проведен дискриминантный анализ. В результате чего в каждой возрастной группе были выявлены наиболее значимые и характерные показатели, имеющие значительную дифференцирующую способность: у юных спортсменов в возрасте 9-10 лет (спортивно-оздоровительная группа) наибольший вклад в успешность освоения техники, входящую в спецальную физическую подготовку, вносит вестибулярная устойчивость; в 11-13 лет (группа начальной подготовки) - показатели быстроты действий в заданном промежутке времени и вестибулярной устойчивости; в 14-15 лет (учебно-тренировочная группа) - способность распределять усилия во времени. В процессе проведения дискриминантного анализа получены высокие результаты прогнозирования (спортивно-оздоровительная группа 81,0%; группа начальной подготовки - 95,2%; учебно-тренировочная группа - 89,5 %), поэтому можно утверждать, что исследуемые показатели действительно могут использоваться для построения методики применения специальных психомоторных упражнений для формирования спортивно-технических навыков юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

3 задача Полученные нами данные послужили основой для разработки методики специальной физической и технической подготовки в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций детей 9-15 лет. Методика включала средства, направленные на развитие ведущих психомоторных функций в определенном возрастном диапазоне: 1) обще подготовительные упражнения с использованием подвижных игр и элементов спортивных игр. Педагогическое значение данных видов упражнений заключается в развитии и совершенствовании быстроты двигательных реакций, умения переключаться с одних действий на другие, реакции выбора, антиципации (предугадывания хода события), способности сменить решение в последний момент. Обучение, связанное с игровой деятельностью, должно было повысить у детей интерес к выполнению заданий; 2) специально-подготовительные упражнения. Педагогическое значение данной группы упражнений заключается в развитии и совершенствовании вестибулярной устойчивости, быстроты и точности в действиях, максимальной частоты движений, ориентировки в пространстве; обучение базовым элементам техники и их совершенствование; 3) специальные упражнения с партнером. Педагогическое значение этой группы упражнений заключается в совершенствовании специальных физических качеств и основ техники рукопашного боя. Основу перечисленных групп упражнений составляли комплексы игр.заданий

Анализ полученных данных позволяет говорить о следующем: в спортивно-оздоровительной группе (рис. 1) в ЭГ по сравнению с КГ после эксперимента показатели вестибулярной устойчивости достоверно выше как в пробе Ромберга № 4 (t = 2,17; р < 0,05), так и пробе Ромберга № 5 (t = 2,4; Р < 0,05);

В группе начальной подготовки (рис. 2) по исследуемым показателям в ЭГ в сравнении с КГ получены достоверные различия по частоте движения в лучезапястном суставе (теппинг-тест-10), как показателе быстроты двигательных действий в заданном промежутке времени (t = 2,39; р < 0,05), способности распределять усилия во времени (теппинг-тест-60) (t = 2,13; р < 0,05), вестибулярной устойчивости в пробах Ромберга № 4 (t = 2,16; р

В учебно-тренировочной группе (рис. 3) по исследуемым показателям в ЭГ в сравнении с КГ получены достоверные различия по частоте движения в лучезапястном суставе (теппинг-тест-10), как показателе быстроты двигательных действий в заданном промежутке времени (t = 5,15; р < 0,01) и способности распределять усилия во времени (теппинг-тест-60) (t = 2,26; р < 0,05).

В спортивно-оздоровительной группе (табл. 1) достоверные различия на 2 этапе исследования между КГ и ЭГ зафиксированы по суммарному времени выполнения 6 боковых ударов ногами. Это можно объяснить тем, что применяемые средства в этой возрастной группе, в большей степени были направлены на развитие вестибулярной устойчивости, которая и определяет специфику выполнения данного технического приема. По остальным упражнениям достоверных различий в результатах контрольной и экспериментальной групп на 2 этапе не обнаружено, хотя в обеих группах имеется тенденция улучшения показателей и по другим оцениваемым упражнениям.

При проведении учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки использовались упражнения, направленные не только на развитие вестибулярной устойчивости, но также на быстроту действий в заданном промежутке времени и на способность распределять усилия во времени (табл. 2). Анализируя полученные результаты во всех оцениваемых упражнениях можно констатировать следующее. На 2 этапе юные спортсмены, тренировавшиеся в экспериментальной группе, показали достоверно лучшие результаты по всем упражнениям. Исходя из анализа полученных данных, можно говорить о том, что в этой группе прослеживается зависимость между развитием указанных выше показателей психомоторных функций и результативностью выполнения технических приемов, включенных в специальную физическую подготовку.

В учебно-тренировочной группе (табл. 3), где основной акцент в тренировочных занятиях был сделан на развитие быстроты действий в заданном промежутке времени и способности распределять усилия во времени, достоверные различия между результатами в группах наблюдались по упражнению «Суммарное время 6 прямых ударов руками». о остальным оцениваемым упражнениям наблюдалась тенденция в увеличении различий результатов юных спортсменов экспериментальной и контрольной групп, но они не достигли достоверных значений. Выявленная тенденция в возрастной группе 14-15 лет может свидетельствовать также и о том, что при увеличении длительности воздействия в учебно-тренировочных занятиях специально направленных средств, обусловливающих развитие психомоторных функций, различия в результатах могут достигнуть достоверных значений.

ВЫВОДЫ Анализ научно-методической литературы показал, что наименее разработанными вопросами в методике подготовки юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем, является проблема совершенствования специальной физической и технической подготовки детей разного возраста на основе развития психомоторных функций. Опрос тренеров и спортсменов выявил определенные разногласия во взглядах относительно методики совершенствования различных сторон специальной физической и технической подготовки юных спортсменов в возрастном аспекте, занимающихся рукопашным боем. Для определения вклада психомоторных функций в успешность освоения технических приемов специальной физической подготовки был проведен дискриминантный анализ. В результате чего в каждой возрастной группе были выявлены наиболее значимые и характерные показатели, имеющие значительную дифференцирующую способность. В процессе проведения дискриминантного анализа получены высокие результаты прогнозирования, поэтому можно утверждать, что исследуемые показатели действительно могут использоваться для построения методики применения специальных психомоторных упражнений. Методика специальной физической и технической подготовки на основе развития психомоторных функций с учетом индивидуально-дифференцированного подхода включала следующие группы средств: 1) общеподготовительные упражнения с использованием подвижных игр и элементов спортивных игр, так как обучение, связанное с игровой деятельностью, повышало у детей интерес к выполнению заданий; 2) специально-подготовительные упражнения, направленные на развитие и совершенствование вестибулярной устойчивости, быстроты и точности в действиях, максимальной частоты движений, ориентировки в пространстве; 3) специальные упражнения с партнером для совершенствования базовых технических приемов. Экспертная оценка качества выполнения технических приемов показала, что в условиях учебного «мини-рукопашного боя» юные спортсмены экспериментальных групп действуют более успешно, чем в контрольных группах: спортивно-оздоровительная группа (р<0,05); учебно-тренировочная группа (р<0,05). 7. Ориентирование учебно-тренировочных занятий на направленное формирование психомоторных функций, выбранных по результатам предварительных исследований, оказалось оправданным.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации