План-конспект занятий «Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения»
- государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения»
План-конспект занятий
Итоговая работа
Срок обучения с «19» октября 2015 г. по «05» ноября 2015 г.
Исполнитель:
Голубенко Екатерина Сергеевна,
педагог-психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»
им. Новикова Г.Г.
г. Кемерово (т. 8-951-171-42-26)
Консультант:
Приходько Н.И.,
к.п.н., доцент, доцент кафедры КРИПКиПРО
Кемерово 2015
Содержание
Введение……………………………………………………….…………….…....3
Занятие 1. «Формула профессии». …………………………..……………….5
Занятие 2. «Наименования дней недели»…………………………….......……11
Занятие 3. Что я знаю о мире профессий? Проблема выбора…….………14
Заключение………………………………………………….……………..……20
Список литературы………………………………………………..……….….22
Приложения……………………………………………….………....................23
Введение
Профильное обучение, предусматривает организацию предпрофильной подготовки в 8–9 классах и профильного обучения на старшей ступени школьного образования. Окончание основной, старшая школа – возраст, когда формируются жизненные планы, перспективы. В том числе – представления о будущей профессии, уровне образовательного роста и т.п. Это возраст активного формирования ценностных ориентаций и установок. Очень важна в этот период помощь растущему человеку в осознании жизненных перспектив, в том числе образовательных. В этом смысле профильная подготовка, предлагаемая концепцией профильного обучения, психологически вполне обоснована. В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения важным представляется выработка новых и совершенствование имеющихся средств педагогической и психологической поддержки выбора учащимися направления продолжения образования. Профориентационная работа не нова для школы в целом и для специалистов службы сопровождения, в том числе психологов, в частности. Задачу оказания помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении ставят практически все педагоги-психологи. Реализуется она чаще всего в форме: – диагностики профессиональной направленности (на классных часах); – выступлений на родительских собраниях; – индивидуальных и групповых консультаций по запросам учащихся. При обращении учащихся на консультацию к психологу тема выбора профессии является наиболее частой.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки: оказание поддержки учащимся в принятии решения выбора профиля обучения, повышении уровня знаний подростков о мире профессий, активизации осознанности профессионального выбора, предоставление средств для самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением.
Задачи:
– Формировать ответственное отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
– Научить определять наиболее существенные факторы, влияющие на выбор направления продолжения образования.
– Развивать умения выделять профессионально важные качества профессий.
Структура занятий: занятия рассчитаны на учащихся 9–11-х классов. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.
Продолжительность занятий: примерно 35–60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения: оптимальное количество детей в группе — 10–15 человек. Рекомендуется проводить занятие, рассаживая участников в круг.
Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».
Используемые методы:
– профориентационные беседы;
– тестирование на определение профиля способностей, склонностей и интересов, помощь в осознании своей образовательной траектории;
– создание компьютерных презентаций о профессиях (компьютерный «банк профессий);
Все эти направления можно осуществить в течение недели и сделать ежегодной традицией.
Занятие 1. «Формула профессии»
Цели занятия:
дать представление о мире профессий и их классификации;
определить профессиональные склонности учащихся;
развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями.
Задачи:
расширять и систематизировать знания детей о профессиях.
Стимульный материал:
Игра «Формула профессии» (Пряжников Н.С.), классификация профессий по предмету труда [4].
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча называется «Формула профессии». Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах занятия. Принимаются правила работы в группе.
А начнём мы с игры «Я знаю названия трех профессий...»
1. Разогрев. Обогащение кругозора
Игра «Я знаю названия трех профессий...»
— Ребята, вы передаете мяч по кругу и называете три профессии. Повторяться нельзя.
– Почему существует много профессий?
– Что было бы, если б не было профессии доярки (сапожника, электрика, писателя) [2]?
II. Основная часть
1. Беседа о профессиях и психологических требованиях к профессии.
Ведущий: Сегодня известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться?
Чтобы в этом разобраться, нужно классифицировать профессии. Классификация — это осмысление порядка вещей, распределение их по какому-либо признаку. Профессии принято классифицировать и выделять по следующим признакам:
• Предмет труда:
- То, на что направлена работа.
Классификация профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек —художественный образ.
• Цели труда:
- Преобразовательские (воздействие на предмет труда).
- Гностические (получение и анализ информации о предметах труда).
- Изыскательские (поиск чего-то нового).
- Управленческие (управление другими людьми).
Инструкция для учащегосяПодчеркните наиболее привлекательные цели, предмет, средства.
1. Цели труда
1.1 Оценивать, проверять.
1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3 Перевозить что-либо.
1.4 Изготавливать какие-то предметы.
1.5 Учить, воспитывать, консультировать.
1.6 Творить, создавать что-то новое.
1.7 Руководить людьми.
1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.
1.9 Постоянно работать над собой, быть в «форме».
2. Предмет труда
2.1 Технические объекты.
2.2 Тексты, графики, числа.
2.3 Экономика и политика.
2.4 Искусство.
2.5 Наука.
2.6 Растения и микроорганизмы.
2.7 Животный мир.
2.8 Люди.
2.9 Детали и материалы.
3. Средства труда
3.1 Ручные.
3.2 Механические.
3.3 Автоматические.
3.4 Компьютеры.
3.5 Интеллект.
3.6 Выразительные движения, мимика.
3.7 Творческое мышление.
3.8 Возможности организма и органы чувств.
3.9 Голос, интонация.
4. Итог занятия:
Ведущий. Если вы выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она наиболее привлекательным для вас характеристикам. Если нет — попробуйте сами смоделировать ее по этим признакам.
Сегодня мы познакомимся с формулой профессий.
Игра «Формула профессии»
— Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.
Предметы труда — это предметы, с которыми работает человек данной профессии.
Цели труда — это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:
Профессия = предметы труда + цели труда. |
Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму).
Можно предложить такие формулы:
1) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.
2) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
3) Прачка = белье + чистота.
4) Врач = организм человека + здоровье.
5) Автослесарь = машины + безопасность.
6) Повар = продукты + полезная пища.
7) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
8) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.
9) Слесарь = трубы + доставка воды.
10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.
11) Почтальон.
12) Дворник.
2. Цель: Показать детям связь профессии с личностными характеристиками человека.
Игра «Способности и профессия»
— Ребята, вы часто слышите такое: например, этот человек красиво поет, у него хороший голос, у него способность к пению. Или человеку советуют идти учиться на водителя и говорят, что для этого у него есть способности: выдержка, внимание, глазомер, знание законов механики и устройства машины.
Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям.
Учитель русского языка:
— знание науки о языке;
— выдержка;
— любовь к детям;
— умение правильно говорить;
— умение обучать;
— ответственность;
— уровень интеллекта;
— способность к самообразованию.
Слесарь:
— глазомер, точность движений;
— умение разбираться в чертежах;
— выдержка, терпение;
— сила, выносливость;
— знание материала;
— ловкие руки.
Парикмахер:
— культура речевого общения;
— кругозор (много красок, средств для ухода за волосами);
— желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах,
— выдержка, терпение;
— аккуратность;
— ловкость рук;
— знание химии.
Директор фирмы:
— знание экономических законов;
— знание бухгалтерского дела;
— организаторские способности;
— ум;
— культура речевого общения;
— знание этикета;
— мобильность, дисциплинированность.
Вывод: каждая профессия требует определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и способностей [8].
III. Заключительная часть
Рефлексия занятия
— Ребята, мне интересно было с вами играть. Хочу спросить каждого из вас:
– Что нового ты узнал о профессиях?
– Какой профессии соответствуют твои способности?
– Какую профессию ты посоветовал бы... исходя из его способностей?
– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в результате тренинга?
– С каким настроением ты заканчиваешь нашу встречу? Почему?
— Спасибо за встречу. До свидания!
Занятие 2. «Наименования дней Недели»
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча называется «Наименования дней Недели». Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах занятия.
Цель:
— Получить подробную информацию об различных профессиях.
Задачи:
–– Мотивация личностного роста ученика.
— Развитие умения выделять профессионально важные качества профессий;
— Содействие в построении идеального и адекватного образа профессии
А начнём мы с теста, который называется ДДО (дифференциально-диагностический опросник). Автор – Е. А. Климов (см. Приложение 1). Предназначен для того, чтобы Вы смогли определить тип профессии, который наиболее подходит Вам в зависимости от Ваших интересов, склонностей, темперамента.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Для обозначения тематики дней мы воспользовались типологией профессий Е.А. Климова:
День профессий типа человек—знаковая система (программист, бухгалтер, технический переводчик, нотариус, радист, телеграфист, диспетчер, корректор, редактор, картограф, статистик, оператор банковских операций, кассир, брокер, финансовый аналитик, биржевой аналитик, аудитор, архивариус, делопроизводитель и др.).
День профессий типа человек—художественный образ (художник, артист, режиссер, дизайнер, стилист, визажист, парикмахер, модельер, декоратор, оформитель, фитодизайнер, музыкант, композитор, писатель, поэт, аниматор, хореограф и др.).
День профессий типа человек—человек (юрист, врач, педагог, организатор, имиджмейкер, менеджер, продавец, психолог и др.).
День профессий типа человек—техника (инженер, конструктор, оператор, механик, проектировщик, строитель, нефтяник, металлург, оружейник, программист, системный администратор, водитель и др.).
День профессий типа человек—природа (биолог, врач, ветеринар, эколог, геолог, географ, дизайнер по ландшафту, генетик, лаборант, криминалист, дрессировщик, озеленитель, агроном, животновод, продавец растений и животных, селекционер и др.)[1].
Карта самоанализа
Класс получает карту, где каждый ученик ежедневно проводит самооценку и делает отметки по 3-балльной шкале (3 балла — мне подходят профессии этого типа; 2 балла — мне не совсем подходят профессии данного типа; 1 балл — скорее всего, это не мои будущие профессии, 0 — это точно не мой тип профессии). Можно использовать шкалу с цветовыми обозначениями.
|
Ч-Ч |
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-ЗС |
Ч-ХО |
Иванов |
|||||
Петров |
|||||
Сидоров |
Подготовительная работа
Проводится заранее и предполагает оформление информационных стендов по тематике каждого дня. Стенд заполняется следующими структурными элементами:
— Сочинения о профессиях своих родителей — готовят учащиеся начальной школы.
— Фотографии своих родителей на рабочем месте с комментариями (что он делает на своей работе, в каких условиях приходится работать, описание того, как это непросто) — готовят учащиеся начальной школы.
— Рисунки на тему «Я хочу быть…» — готовят учащиеся начальной школы.
— Коллаж из журналов про определенный тип профессий — готовят учащиеся средней школы (требования к коллажам: размер — половина ватманского листа, в коллаже должно быть представлено все многообразие профессий данного типа, допускаются подписи названий профессий).
— Изображения (фото) известных личностей — представителей профессий определенного типа — готовят учащиеся средней школы (требования к фотографиям: размер от 10x15 до 15x21, желательно цветной вариант, фото должно быть подписано следующим образом: фамилия, имя, чем знаменит; фотографии могут быть как распечатаны, так и вырезаны из журналов).
— Профессиограммы профессий — готовят учащиеся старшей школы (описание самых популярных, востребованных и новых профессий, профессий с необычными названиями на листах формата А4 для дальнейшего составления каталога профессиограмм).
— Набор интересных фактов про определенный тип профессий в рубрику «Знаете ли вы, что…» — готовят учащиеся старшей школы [9].
Рефлексия
— Ребята, наша встреча заканчивается. Мне интересно знать:
— Что нового вы узнали о профессиях?
— Мне было приятно с вами общаться, и я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе. До свидания!
Занятие 3. Что я знаю о мире профессий? Проблема выбора профессии
Цель:
– Совершенствование умение устанавливать причинно-следственные связи.
– Осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Задачи:
• создавать условия для сознательного выбора профессии.
• активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
• содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
• активизация самопознания;
• активизация размышлений о соответствии собственных качеств и требований профессии;
• актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие участниками друг с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».
- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.
-Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел.
-Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!
-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно.
(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)
Основной этап.
Игра «Выбор профессии для друга»
— Ребята, вы друг друга знаете давно и, наверное, понимаете, какая профессия может подойти каждому из вас. Сейчас вы будете передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы Оля стала продавцом, потому что она честная и хорошо считает». В своем предложении вы обязательно называете черту характера человека и его умение, которые важны для данной профессии.
Упражнение: Основы альтернативного выбора (схема выбора «хочу – могу – надо»)
Задачи:
• проанализировать факторы профессионального выбора;
• создание схемы альтернативного выбора;
I. Составление схемы выбора профессии по Климову «Хочу, могу, надо».
Цель: активизация мышления участников, погружение в профориентационную тематику, информирование об основных факторах выбора профессии; применение этих факторов к ситуации выбора профессионального образования.
Схема выбора профессии состоит из трех факторов: «хочу, могу, надо» (рисует на доске схему выбора профессии). Фактор «хочу» – это наши желания, интересы, склонности. Он не является менее значимым, чем другие факторы, так как наши склонности часто говорят нам о том, что мы предрасположены к какой-либо деятельности. Фактор «могу» – это наши способности, таланты, материальные, транспортные, психические (особенности мышления, памяти и т.д.) возможности. Фактор «надо» – востребованность профессии на рынке труда, ее «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом. Медицинские противопоказания: вы знаете, что при поступлении на некоторые виды работ требуется пройти ряд испытаний. Как вы думаете, для чего это делается? Представьте себе оператора на атомной станции, который долго не может оставаться сосредоточенным или ветеринара, у которого аллергия на шерсть.
Вопрос ведущего: «Как вы думаете, всегда ли человек выбирает профессию, учитывая все эти факторы?». Как правило, участники отвечают: «Нет». Участникам предлагается обсудить, что будет, если один из факторов выпадет: – если совпадает «хочу» и «надо», но отсутствует фактор «могу». Каковы последствия такого выбора? Сможет ли человек быть специалистом в своей области? – если совпадает «хочу» и «могу», но профессия не востребована. Какие трудности будут у человека в этом случае? – если выпадает «хочу». Представьте себе человека, который выбрал нужную профессию и у него есть способности к ней, но работать ему скучно и не интересно, будет ли такой человек счастлив в профессиональном плане? Слово ведущего: «Таким образом, необходимо, чтобы при выборе профессии все три фактора согласовались, то есть не отсутствовал ни один из них». (Ведущий вывешивает плакат с вопросами и схемой на магнитную доску, либо рядом с рабочей доской.)
Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ).
Выбирая профессию, необходимо задать себе три вопроса:
Хочу ли я связать свою жизнь с этой профессией? 2) Хватит ли у меня способностей, возможностей, чтобы получить эту профессию и работать? 3) Где я смогу работать после учебы? Эти же факторы следует учитывать и при выборе соответствующего пути профессионального образования.
Информационный блок: «предмет труда».
Цель: информирование о сферах труда и предмете труда.
Материалы: доска.
Инструкция: участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску. Ведущий рассказывает о предмете труда и записывает их виды на доске.
Слово ведущего: «Предмет труда это то, с чем или с кем человек имеет дело в процессе работы. Выделяют пять предметов труда: человек, техника, знак, художественный образ, природа. Каждому из них соответствует определенный тип профессий. Один работает преимущественно с людьми (обучает, воспитывает, управляет). Это профессии типа «человек – человек». Другие работают с техникой, механизмами, устройствами, различными материалами. Этот тип называется «человек – техника». Есть люди, преимущественно занятые в процессе своей работы с различными чертежами, знаками, таблицами, схемами, программами. Это профессии типа «человек – знак». Особенно одаренные художественными способностями каждодневно имеют дело с построением образов, композиций, произведений искусства – «человек – художественный образ». А если человек работает с животными, микроорганизмами, с почвой, словом, с природой, то его тип профессий называется «человек – природа». Таким образом, существует пять предметов труда и соответствующих им пять сфер деятельности [6].
Игра «Аукцион».
Цель: расширение знаний участников о мире профессий. Материалы: листы бумаги, ручки. Ход работы: 1. Распределение на группы.
«Аукцион» профессий по четырем типам («человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-техника»). Поиск вариантов профессий, совмещающих разные предметы труда.
Обсуждение результатов.
1. Ведущий распределяет школьников на 3 группы с помощью «компота» (он просит рассчитаться участников по порядку, но вместо цифр они называют фрукты. Например: «яблоко», «груша», «слива». «Яблоки» идут в одну группу, «груши» – во вторую и т.д.). 2. Каждой группе нужно написать как можно больше профессий по четырем типам («человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-техника»). На эту работу дается 3 минуты. Та группа, у которой большее количество вариантов в названной ведущим колонке, зачитывает профессии, другие группы называют те профессии, которые не были озвучены. Педагог дополняет число профессий. Возникает вопрос об отнесении многих современных профессий к разным типам. 3. Слово ведущего: «Некоторые профессии можно отнести к разным типам, так как это профессии смешанного типа, каких сейчас очень много. Вообще, сейчас наиболее востребованы специалисты, имеющие смежные профессии, или которым легко переучиться на близкую к их специальности профессию. 5. Вопросы для обсуждения: – Какие новые профессии вы открыли для себя? – Что вам дают знания о мире профессий [7]?
Список престижных профессий (см. Приложение 2)
Цель: развести внешнюю и внутреннюю сторону профессии, познакомиться с понятием «престижной» профессии. Инструкция: Участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску
Ход работы:
1. Составление списка престижных профессий. 2. Составление списка «показателей» престижности профессии. 3. Ранжирование «показателей» престижности профессии. 4. Определите «плюсы» и «минусы» престижной профессии (по выбору из списка). Вывод – в престижных профессиях есть свои плюсы и свои минусы, как и в каждой профессии.
1. Вопрос ведущего: «Давайте вспомним, какие профессии сейчас являются престижными или модными?» Профессии, которые называют ученики, записываются на доске. 2. Вопрос ведущего: «Как вы думаете, почему именно эти профессии являются престижными?» На доске записываются «показатели» престижности профессий (например: высокая заработная плата, интересная работа, предполагает общественную известность, хорошие условия труда). Как правило, школьники не называют «возможность сделать карьеру». Здесь можно просто привести пример: если дворник станет лучше всех мести мусор, изменится ли его должность? Нельзя стать старшим дворником. То есть, возможность продвигаться, достигать более высоких уровней в профессии для нас тоже очень важно. Иногда не называются «условия труда». Здесь можно задать вопрос: «Какие условия отличают профессию пожарника, зооинженера, программиста в престижной фирме?»
Одни работают в условиях вредного производства, другие под землей, третьи – в теплом и светлом помещении, но не имеют возможности общаться с людьми. У кого-то интересная профессия, но низкооплачиваемая или в ней нет возможности в карьерном росте. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Вам необходимо как бы «примерить профессию» на себя. Таким образом, престижность – это всего лишь внешняя сторона профессии. Профессия может быть интересной или высокооплачиваемой, но есть еще внутренняя сторона, которая зачастую выпускается из виду и не является привлекательной – это условия труда или возможности продвижения. Прежде чем остановиться на какой либо профессии, ответьте на несколько вопросов:
– Интересна ли для вас профессия по своему содержанию?
– Устраивает ли вас заработная плата?
– Есть ли возможности для продвижения в этой профессии?
– Насколько вам подходят условия труда [10]?
Рефлексия занятия:
— Ребята, наша встреча заканчивается. Мне интересно знать:
– Что нового вы узнали о профессиях?
– Как вы отнесетесь к выбору своей профессии и почему?
– Почему говорят, что профессию выбирают на всю жизнь?
– Какие пожелания будут ведущему?
— Мне было приятно с вами общаться, и я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе. До свидания!
Заключение
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Итак, цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития.
Эффективность усвоения содержания занятий следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.
Ожидаемые результаты.
По завершении занятий учащиеся должны:
• знать свои способности и возможности;
• знать основные правила выбора профессии;
• владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
• иметь представление об основных индивидуально-психологических особенностях личности, о методах диагностирования;
Учащиеся должны уметь:
• адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
• ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;
• составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.
Три основных принципа выбора профессии школьником:
1. Знание и учет собственных возможностей и способностей.
2. Знание требований профессии к человеку.
3. Умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
На занятиях учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния.
Таким образом, во время занятий молодые люди смогли:
· изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
· получить подробную информацию об различных профессиях;
· получить информацию о правилах выбора профессии;
· определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Если конечной целью профориентационной работы школы является готовность учащегося к самоопределению, то роль учителя, психолога состоит в том, чтобы активизировать позицию самоопределяющегося школьника.
Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить выпускника школы средствами для решения своих проблем.
Данные разработки планов-конспектов позволят подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Достоинством планов-конспектов является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и классный руководитель или учитель.
Список использованной литературы
- Климов, Е. Д. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы [Текст] / Е. Д. Климов – М., 2010. – 359 с.
- Пряжников, Н. С. Игровой метод в профориентации [Текст] / Н. С. Пряжников – Пермь, 2011. – 500 с.
- Пряжников, Н. С. Карточные профориентационные методики [Текст] / Н. С. Пряжников. – М., 2010. – 523 с.
- Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. – М. : Изд-во МПСИ, 2013. – 400 с.
- Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников: Учебное пособие. – М. : МГППИ, 2010. – 97 с.
- Резапкина, Г. В. Я и моя профессия [Текст] / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2012. – 110 с.
- Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы [Текст] / Г. В. Резапкина. – М., 2010. – 256 с.
Периодические издания
- Журнал школьный психолог [Электронный ресурс] – №7. – 2008. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800707.
- Журнал школьный психолог [Электронный ресурс] – №15. – 2009. – Режим доступа:http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901511
- Список наиболее востребованных профессий в 2014 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.express-news.ru/index.php/news/society/item/3305-naibolee-vostrebovannyh-professij-v-2014-godu.
Приложение 1
Дифференциально-диагностический опросик
(информационный материал к занятиям)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых [1].
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материалТестовое задание
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту
Типы профессий |
Номера вопросов |
|||||||
Человек-природа |
1а |
3б |
6а |
10а |
11а |
13б |
16а |
20а |
Человек-техника |
1б |
4а |
7б |
9а |
11б |
14а |
17б |
19а |
Человек-человек |
2а |
4б |
6б |
8а |
12а |
14б |
16б |
18а |
Человек-знаковая система |
2б |
5а |
9б |
10б |
12б |
15а |
19б |
20б |
Человек-художественный образ |
3а |
5б |
7а |
8б |
13а |
15б |
17а |
18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов тестаИспытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» –все технические профессии;
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Приложение 2
Список профессий, наиболее востребованных в 2014 году
(информационный материал к занятиям)
Пятую строчку в списке профессий 2014 года занимают квалифицированные рабочие, в первую очередь, сварщики, токари, мастера по ремонту и электромонтажники.
Четвертое место занимают врачи, поскольку медики в России постоянно пребывают в дефиците. Рынок труда с распростертыми объятиями встретит новых работников, специализация не играет роли.
Инженеры заняли третью строчку. В 2013 году не снизила спрос и стагнация экономики, производства.
Программисты завоевали второе место по показателю интереса рынка. Эти специалисты технического профиля по-прежнему востребованы и дефицитны.
На первой строчке находятся топ-менеджеры, руководство высшего звена, а именно генеральные директоры, директоры крупных холдингов, коммерческие директоры, менеджеры по развитию и по продажам. Несмотря на некоторое снижение спроса на таких руководителей, они все равно востребованы и наиболее высокооплачиваемы.