Презентация для уроков обществознания «Возникновение права»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско – юношеский центр» «Возникновение права и его развитие» Выполнила : Васянкина Василиса Васильевна
В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать - значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования : - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае); нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права. В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений, который берёт своё начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность.
Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно- религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами: 1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности; 2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов; 3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь; 4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.
Таким образом, возникновение права было связано с: - качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества; - обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу); - формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи: - обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность; - закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Патриархальная теория - она является самой древней. Ее приверженцы полагают, что государство – это закономерное продолжение патриархальной семьи. Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве. Теологическая теория - это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право. Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом. Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать. Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле
Естественно-правовая теория . Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву. Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов. Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения. Историческая теория - разработана в начале XIX в. В Германии. Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать реально происходящие процессы, в результате которых оно возникло. Ее автором является немецкий юрист и историк Савиньи (спустя некоторое время после ее разработки он стал министром юстиции прусского короля). По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать нельзя. Оно формируется самопроизвольно и является следствием развития народного духа. Рождение права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты. Возникновение государства Савиньи также объяснял результатом развития народного духа. Историческая теория содержит верное утверждение, согласно которому государство и право возникают как закономерный результат развития человеческой цивилизации. Однако она так и не дает ответа на вопрос, что такое «народный дух», который, по утверждению Савиньи, является движущей силой исторического развития. Появление данной теории стало огромным шагом вперед для гуманитарной науки. Марксистская теория . Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята В. Лениным и его последователями. В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами. В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство. Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения.
Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Психологическая теория. Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания. Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой. Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий. Социологическая теория - она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом. Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев. Нормативистская теория. Источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте. Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система должна иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим. Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность правовой системы, нацеленность на обеспечение законности. Но она преувеличивает влияние государства и не рассматривает содержательную часть права (определяющую права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
РАЗВИТИЕ ПРАВА Древнерусское право. Право у славян обозначалось общими терминами: «правда», «норов», «пошлина» «обычай», «преданье». Так же как и у народов Европы древнейшим источником права у восточных славян был обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на "закон русский", являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. Русско-византийский договор 911г. ( Радзивиловская летопись). Источники древнерусского права: Договоры князей русских земель с царями Византии. Договоры русских земель с Ригой, Германией и Швецией. Кормчие книги - источники русского права, заимство-ванные в других странах и приспособленные к осо-бенностям Руси. Заимствования осуществлялась из источников римского права: Эклога ( законодательный свод) 739-741 гг. Прохирон 870-878 гг. – один из источников православно-го церковного права (нормы гражданского, уголовного, су-дебного, церковного права) Судебник царя Константина: телесные наказания заменя-ются на материальные (денежные) Номоканон патриарха Фотия – сборник церковных кано-нов и гражданских законов, касающихся быта и семейного права Византийской империи. Княжеские церковные уставы: Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных (1136 г.). Устав князя Ярослава о церковных судах. Крещение Руси (988 г.) вызвало необходимость урегулировать отношения между государством и церковью. Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X - XI вв.) содержали нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. В нормах древнерусского права закреплялись: привилегированное положение князя и лиц, находящихся у власти юридические факты – акты юридических сделок и судебные акты (жалованная грамота князя Мстислава 1130 г. обычаи, например, «посадить князя на стол», т.е. законность приобретения власти религиозная идеология (русские клялись исполнять договор, постановленный князем Олегом как Божие задание по закону и по покону (исконный обычай, порядок) заимствования из иностранных источников.
Русская Правда – кодекс частного права. Её субъекты – физические лица. Кодекс построен на казуальной основе. Частное право - Краткая Правда: Правда Ярослава (30-е годы XI в.) Правда Ярославичей (последняя четверть XI в.) Сохраняет обычаи; свидетельствует об отсутствии социального деления общества; содержит нормы уголовного права и процесса. Физическое лицо - Пространная Правда и Сокращенная Правда - Устав князя Ярослава Устав Владимира Мономаха Свидетельствует о развитии феодальных отношений; содержит нормы уголовного права и процесса; содержит нормы гражданского права и процесса. Право - это некая система законов, в которых четко прописаны права и обязанности граждан конкретной страны. Называется все это Конституция. Для каждого государства это самый важный документ, который полностью регулирует жизнедеятельность в пределах его границ. Придерживаться этих норм обязан каждый, так как в противном случае его ожидает наказание, которое опять-таки прописано в Конституции. Когда бумаги не было изобрели клинопись – запись на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный. Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов. Позднее закреплять в письменном виде общие правила для народа стали такие цивилизации, как Египет, Древний Китай, Карфаген и другие. Некоторые из них пользовались папирусом, другие рисовой бумагой, одним словом, у каждой страны был свой метод. Появление на свет бумаги объединило в данном вопросе все народы, и эта традиция дотянула до современности. Таким образом, история возникновения права берет свое начало со времен племенного обычая, когда законы передавались из уст в уста. Конституция побывала на глиняных дощечках и на папирусе и лишь после этого надежно закрепилась на бумаге.
Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство. Достоверно мы уже не сможем выяснить, что из этих двух факторов появилось изначально, поэтому рассмотрим их как взаимодополняющие элементы. Итак, причины происхождения Конституции: • Необходимо было установить единый для всех порядок. • Необходимо было также поддерживать его на должном уровне. • Требовалось оформлять товарно-денежные отношения. • Противоречия, которые сформировались между различными слоями общества, следовало сгладить. Выделить также можно основные признаки права, которыми оно обладало в древности и обладает по сей день: • Право является отображением воли властвующей элиты. • Оно навязывает данную волю всему остальному народу. • Право имеет принудительный характер и навязывается всем слоям общества. В противном случае существование государства невозможно. • Сам государственный аппарат формируется непосредственно в праве • Между властью и народом формируются определенного рода взаимоотношения, рамки которых должны быть четко отображены в конституции.