Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
Конспект открытого урока русского языка
во 2 классе
«Роль местоимений в речи»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Пантелеева Наталья Ивановна
2017 г.
Тема: «Роль местоимений в речи»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для формирований умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли; способствовать развитию навыка определения рода, числа существительных, местоимений, формированию умения заменять имена существительные местоимениями; содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма.
Планируемые предметные результаты:
Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; выполнять звуко-буквенный разбор слова;указывать части речи; определять роль местоимений в тексте.
Метапредметные УУД
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные результаты.
Осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Используемая литература:
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с.: ил. – (Школа России).
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Изд. . – М.: Просвещение, 2016.– (Школа России).
Ситникова Т. Н. , Яценко И. Ф. , Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.:ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2015 – 320с.: ил.
Жиренко О.Е., Гайдина Л. И. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2015. – 240 с. – (Методическая библиотека). – 3-е изд.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Раздаточный материал (опорные сигналы орфограмм).
Сюжетные картинки .
Ход урока
Организационный момент.
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно!
Слушаем внимательно!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно!
Слушаем внимательно!
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
- Какие части речи вы знаете?
- Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?
- Какая часть речи обозначает признак предмета?
- Какая часть речи отвечает на вопросы Что делает? Что сделают? Что делали?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-Что обозначает имя существительное?
- Что обозначает глагол?
- Как пишется частица не с глаголами?
-У кого были трудности при выполнении домашнего задания?
2. Минутка чистописания.
-Запишите данные буквы.
Ч Ъ Ы Ь
- На какие группы можно разделить написанные буквы?
(Буквы, обозначающие согласные звуки - ч;
-Буквы, не обозначающие никаких звуков – Ъ, ь;
- Гласные буквы – Ы)
-Запишите данное предложение. Найдите изученные орфограммы, подчеркните их.
Помощь в несчастье, что дождь в засуху.
(Один ученик работает у доски)
Проверка выполненного задания.
Работа над словами с непроверяемым написанием.
-Запишите отгадки к данным загадкам, через запятую, обозначьте ударение, подчеркните «опасные « места.
(Один ученик работает у доски)
Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
Они бывают разные -
Зелёные и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты.
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты.
Вагон, вокзал, пассажир
Проверка данного задания.
III . Введение в тему урока.
1. Определение целей урока. Сообщение темы урока.
- Послушайте внимательно стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино».
- Подумайте, почему поэтесса его так назвала?
-Что обозначает данное заглавие?
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
А. Л. Барто
2. Проверка восприятия стихотворения.
- Почему девочка ничего не поняла?
- Что такое местоимение?
- С какими местоимениями вы уже знакомы?
(С личными)
(Брат не назвал имена героев, а заменял их местоимениями)
3. Сообщение темы урока.
- Сформулируйте задачи урока.
-Уточним роль местоимений в речи.
IV. Работа по теме урока. Первичное закрепление
Историческая справка
Местоимение – (лат.) – прономен.
Про (предлог) – вместо.
Номен (существительное) – имя.
«Вместо имени»
Работа по учебнику (упражнение № 109).
Разбор задания к упражнению.
-Прочитайте строчки стихотворения В. Маяковского. Что вы представили? Почему автор именно так расположил стихотворные строки?
- Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого, на что могут указывать?
V. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
1. Работу по учебнику (упражнение № 110).
-Прочитайте местоимения.
- Почему эти местоимения названы личными?
- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит.
- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, к кому (на то, к чему) обращаются с речью.
- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, о ком (на то, о чем) говорят.
2.Работа в рабочей тетради (задание № 68).
Разбор задания в рабочей тетради с печатной основой.
- Прочитайте загадки. Отгадайте их.
- Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.
- Почему в загадках используются местоимения?
- Прочитайте. Впишите название части речи. Подчеркните слова этой части речи.
аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Проверка выполненного задания.
- Что такое местоимение?
-Назовите личные местоимения.
Делают в ы в о д : личные местоимения («я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они») указывают на лицо, предмет, но не называют его.
- Местоимения «я», «мы» указывают на того, кто говорит.
- Местоимения «ты», «вы» указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью.
- Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на того, о ком (о чем) говорят
4. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.
5.Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Выписывают местоимения, записывают имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.
Он - сом. Она - ящерица.
Выполняют звуко-буквенный разбор слов «глазки», «змейка».
Выполняют задание в рабочей тетради.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Заполняют таблицу.
Лицо |
Число |
|
Ед.ч. |
Мн. ч. |
|
1-е |
я |
мы |
2-е |
ты |
вы |
3-е |
он (м. р.), она (ж. р.), оно (ср. р.) |
они |
VI. Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое местоимение?
- На какие вопросы оно отвечает?
- Какие морфологические признаки свойственны местоимению?
- Какую синтаксическую функцию выполняют местоимения?
- Какую роль выполняют местоимения в речи?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
Оцените себя.
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания:
•Я смог...
•Я попробую...
•Меня удивило...
• Урок дал мне для жизни...
• Мне захотелось...
VII. Домашнее задание :
1. Правило стр.52, 54;
2. Упражнение № 111, рабочая тетрадь стр. 32.
Разбор домашнего задания.