Урок окружаюшего мира во 2 классе на тему «Приборы и инструменты»
Тема «Приборы и инструменты» 2 класс.
Учитель начальных классов: Муравьева Татьяна Владимировна НСО г. Искитим МБОУ – СОШ №1
Цель урока: Формирование представлений обучающихся с назначениями различных приборов и инструментов. Развитие умений исследовать микропрепараты под микроскопом.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новые понятия «приборы» и «инструменты»;
· познакомить учащихся с различными видами приборов, применяемых для научных исследований и использование их в практической деятельности человека;
- познакомить учащихся с цифровым микроскопом;
- развивать умение исследовать под микроскопом микропрепараты крови, листья комнатных растений, срезы овощей.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- прививать уважительное отношение друг к другу ;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
- уметь объяснять значение терминов «приборы», «инструменты»;
- уметь объяснить, для чего нужны приборы и инструменты, где их используют;
- научиться пользоваться микроскопом, рассматривать микропрепараты в микроскоп.
Формы работы учащихся– фронтальная, групповая.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, карточки с заданиями, учебник «Окружающий мир» 2 класс, интерактивная доска, толковый словарь русского языка.
Технологии обучения: технология создания учебных ситуаций, исследовательская технология. ИКТ технология.
Структура и ход урока:
- Организационный момент.
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно над собой работать, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в правильности этого высказывания.
2. Введение в тему.
Сегодня мы будем работать в группах . У нас с вами шесть групп. Сейчас каждая группа получит задание – загадки, которые вам нужно разгадать.
(учить каждой группе предлагает по 6 загадок, загадки написаны на карточках)
После того, как разгадаете загадки, напишите отгадки на каждой карточке.
1.Прибор для выслушивания тонов сердца, дыхательных шумов и других естественных звуков, возникающих в организме человека и животных.
(СТЕТОСКОП)
2.Астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел,
светил.
(ТЕЛЕСКОП)
3.Фотографический , кинематографический или телевизионный аппарат.
(КАМЕРА)
4.Орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой. (ТОПОР)
5.Металлические щипцы. (КЛЕЩИ)
5.Оптический прибор с сильно увеличивающими стеклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
( МИКРОСКОП)
6.Прибор для измерения времени. (ЧАСЫ)
7.Орудие для копания земли с рукояткой и широким плоским отточенным концом. (ЛОПАТА)
8.Увеличительное стекло. (ЛУПА)
9.Столярный инструмент для строгания в виде деревянной колодки с широким, наклонно поставленным лезвием внутри.
( РУБАНОК)
10.Стальная зубчатая пластинка для разрезания дерева, металла.
(ПИЛА)
11.Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
* * *
12.Всех на свете обшивает,
Что сошьёт — не надевает. (Иголка)
* * *
13.На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
* * *
14.Тит на работу вышел —
Каждый услышал! (Молоток)
* * *
15.Сам худ —
Голова с пуд. (Молоток)
* * *
16.Кланяется, кланяется,
Придёт домой — растянется. (Топор)
* * *
17.Быстро грызёт, мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает? (Пила)
* * *
18.Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (Клещи)
* * *
19.У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит. (Рубанок)
* * *
20.Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
* * *
21.Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
* * *
22.Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (Лопата)
* * *
23.Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос —
Увезли зелёный воз. (Коса)
* * *
24.Цап-царапки:
Подбирай охапки! (Грабли)
25.Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про…
Ответ: Компьютер
26.На что взглянет этот глаз -
Всё картинке передаст.
Ответ (Фотоаппарат)
27.Живёт за рамой
Человечек стеклянный.
Любую погоду
Вымеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом.
(Термометр.)
Ученики читают загадки, разгадывают , обмениваются мнениями.
Учитель проводит опрос после обсуждения по группам.
3. Актуализация знаний
Сейчас я предлагаю вам отгадки разделить на две группы.
(Ученики в процессе рассуждения догадываются, что некоторые предметы – инструменты, которые нужны для облегчения труда человека, а некоторые предметы – приборы).
4. Постановка проблемной ситуации.
Учитель:
-Что вы видите на доске?
Дети: Мы видим картинки: пила, телескоп, часы, молоток, видеокамера, ножницы.
- Для чего человеку нужны эти предметы?
Дети отвечают.
- Как можно разделить на группы эти предметы?
Дети: Пила. Молоток, ножницы нужны в хозяйстве для работы, помогают человеку – это инструменты, а телескоп, часы, видеокамера тоже нужны человеку, но это не для ручного труда, просто человек не может без них обходиться, это приборы)
5.Сообщение темы урока
- Какова же тема нашего урока? (Приборы и инструменты)
Давайте в учебнике посмотрим на странице 22, какие нарисованы приборы. Назови их. Какие приборы вы еще знаете? Теперь посмотрим на странице 23 какие нарисованы инструменты. Для чего их используют?
6. Изучение нового.
Учитель: как вы думаете. С каким прибором мы будет знакомиться сегодня более подробно?
Дети: с микроскопом.
Учитель: Прежде, чем мы начнем работать с микроскопами, давайте познакомимся с их устройством. Посмотрите на схему( учитель знакомит детей с устройством микроскопа: штатив, объектив, окуляр.
Учитель: Современные микроскопы могут увеличивать объекты в миллионы раз, фотографировать их, снимать на видео.
Учитель: мы будем не просто знакомиться с микроскопом. Мы будем проводить исследования. Все готовы?
-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)
Работа со словарём.
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
-Мы тоже можем назвать себя исследователями.
Сначала мы с вами попадем в лабораторию, где исследуют кровь человека. Где берут кровь? Для чего? Кто из вас сдавал кровь? Какие инструменты используют лаборанты?
Каждой группе раздаются микропрепараты с кровью. Учитель показывает, как аккуратно нужно брать стеклышки с микропрепаратами. Дети самостоятельно в группе помещают препарат по увеличительное стекло и рассматривают изображение.
Учитель: Какое изображение вы видите? (колечки, точечки, шарики)
Дети догадываются, что так в лаборатории проводят исследование крови и записывают результат.
Учитель: А сейчас давайте рассмотрим листочки капусты. Дети рассматривают, делятся своими впечатлениями. Потом учитель раздает в каждую группу срезы моркови.
Учитель: и последнее исследование. Каждая группа получает по разному листочку комнатного растения нашего класса, посмотрите на изображение.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги наших исследований. Для чего же нужны микроскопы? Можно ли представить жизнь современного человека без микроскопа?
Нужны ли человеку другие приборы и инструменты?
Дети доказывают, что человек не может обойтись без приборов и инструментов, что они не только облегчают жизнь современного человека, но и вооружают его более мощными средствами познания мира.
1. Рефлексия.
Поднимите кружочек, соответствующий тому, как вы работали: зеленый – я работал в полную силу, у меня всё получилось!; синий – я могу работать лучше, у меня не всё получалось; красный – я ничего не понял.
2. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?