Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Температура и термометр»
Пояснительная записка к презентации
Организационная информация |
|
Тема урока |
Температура и термометр |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
2 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Охотина Елена Анатольевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
ОГБОУ «Школа-интернат №89» |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) |
|
Республика/край |
|
Город/поселение |
г. Ульяновск |
Методическая информация |
|
Тип урока (мероприятия, занятия) |
Изучение нового материала |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Сформировать целостное представление о термометре, как о приборе для измерения температуры. |
Задачи урока (мероприятия, занятия) |
Образовательные: 1.1. Формировать конкретное представление учащихся о термометре как о приборе для измерения температуры; 1.2.Знакомить с правилами пользования различными видами термометров; 1.3.Учить измерять и записывать температуру. Воспитывающие: Воспитывать наблюдательность, любознательность, любовь к природе 3. Развивающие: развивать внимание, память, логическое и образное мышление, речь. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, презентация. Методы и приёмы: репродуктивный,объяснительно-иллюстративный, наблюдение, практическая работа, опыт, программированный контроль, взаимопроверка, самопроверка |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
40 мин |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
Дети будут знать: строение термометра, его назначение, виды термометров, правила пользования. Дети научатся понимать: взаимосвязь между изменением температуры и высотой столбика жидкости на термометре; поведением животных и изменениями погоды. Практические умения и навыки: пользоваться термометром для измерения температуры, записывать показания температуры с помощью значков-символов. Формирование качеств: Бережное, внимательное отношение к природе; интерес различными проявлениями жизни на земле. Развитие психических процессов: внимания, памяти, логического и образного мышления, речи |
Необходимое оборудование и материалы |
1. Компьютер 2. Модели термометров (общеклассный и индивидуальные) 3. Различные виды термометров: комнатный, уличный, медицинский, водный. 2 стакана с горячей и холодной водой. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) |
демонстрационный материал: портрет М.В. Ломоносова, презентация к уроку, образцы разных видов термометров, учебники; материал для практической работы: модели термометров, оборудование для опыта, рабочие тетради материал для программированного контроля: тесты |
Список учебной и дополнительной литературы |
1. Программы. 1.1. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений. 1.2. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ под ред. С.Г. А.А. Шевченко.2009 2. Плешаков. Мир вокруг нас: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009 3. А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» 1,2части. - М.: Просвещние,2010 4. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Проверим себя 2класс. – М.: Изд. «Вита», 2010 5. Тихомирова Е. М. Природоведение: 2 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». Программа 1-4. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2002. 6. Гринёва Е.А., Агиткина О.Н., Павлова Ж.И. Использование опорных схем в курсе природоведения начальной школы: Методическое пособие. Ульяновск: ИПК ПРО. 1999.-76 с. 7. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 2000.- 224 с. 7. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.:«Просвещение». 2010
|
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. |
|
Мотивация учащихся |
Сегодня мы с вами узнаем много интересного, познакомимся с героями – анимашками, которые с нетерпением ждут встречи с нами-каждый на своём месте - на своём слайде. Но сначала проверим домашнее задание. |
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). |
I.Организационный момент. 1-2 мин проверить наличие учебников, тетрадей, цветных карандашей, линейки |
II. Проверка домашнего задания 4-5 мин Сообщение о Ломоносове и его открытии Два ученика готовили сообщение о М.В. Ломоносове и его открытии. Вопросы : Что такое тело? Что такое вещество? Что такое частица? Может ли тело стать частицей? Может ли вещество стать телом? Может ли тело стать веществом? |
|
III. . Изучение нового материала 22 мин III.I.Беседа о термометре 5 мин - Посмотрите в окно. - Какая сегодня погода? - Какое небо? - Есть ли ветер? Есть ли осадки? - Когда мы говорим «тепло», «холодно», «потеплело», «похолодало» мы что имеем ввиду? Слайд 2-3 - Для чего нам нужно знать температуру воздуха, воды, своего тела, комнатную температуру? -Чем измеряют температуру? Слайд 4. - Какие бывают термометры? Слайд 5. - Из чего состоит термометр? Слайд 6. III.II. Практическая работа с моделями, записи в тетрадях 5 мин. -В чём измеряют температуру? Слайд 7. - Найдите 0 градусов по Цельсию. - Ниже 0 градусов по Цельсию – количество градусов холода - Выше 0 градусов по Цельсию – количество градусов тепла - Они обозначаются так: + и – - Прочитайте запись: +15 , -5 , - 3 , + 6 - Прочитайте запись: +15 , -5 , - 3 , + 6 - Покажите на своих моделях: 10 градусов тепла, 10 градусов холода, 5 градусов ниже ноля, 13 градусов выше ноля. Пальчиковая гимнастика 1-2 мин. - Запишите в тетради: 5 градусов тепла, 6 градусов ниже ноля, 1 градус холода. 12 градусов выше ноля. 1 ребёнок работает на обратной стороне доски. - Проверим (взаимопроверка) Открывают доску. III.III. Опыт по измерению температуры 5 мин. - А сейчас мы посмотрим, как работает термометр водный. Опустим его в стакан с тёплой водой. -Что произошло? Опустим в стакан с холодной водой. - Какими стали показания термометра? - Что можно сказать о работе термометра? Как изменяется высота столбика жидкости? III. IV. Беседа о правилах пользования уличным термометром с использованием проблемных вопросов 5 мин. Задача 1. - Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 градусов. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла с ним на улицу. Подержав его в руке, она заметила, что столбик подкрашенной жидкости показал +20 градусов. Почему термометр показал температуру выше? - Какие ошибки в своих действиях она совершила? Задача 2. - Когда может произойти такое, что в одно время 2 одноклассника могут увидеть разные показания термометра? Отсюда следует, что для определения температуры твои глаза должны быть на том уровне, где кончается столбик жидкости в трубке термометра. Слайд 8. - Какие ещё правила не назвали? Слайды 9, 10. Физкультминутка. 1-2 мин. |
|
IV. Проверочная работа 3 мин Программированный контроль, самопроверка-Презентация. Слайды 11-12 |
|
V. Народная мудрость и прогноз погоды 3 мин Беседа. Изменения погоды можно замечать и по поведению животных. Изменению в мире растений. Так, например, очень точно работает «воробьиное бюро погоды» В хорошую погоду воробьи веселы, подвижны. Порой драчливы. Но вот, если заметили, что бойкие воробьи стали вялыми, притихли, сидят напыжившись или собираются стайками на земле, купаются в песке-будет дождь, перелетают с места на место-перед сильным ветром. Если зимой воробьи сидят на деревьях-снег без ветра, дружно чирикают-к оттепели |
|
VI. Итог 1-2 мин рефлексивная беседа -С чем познакомились сегодня? - Всё ли было понятно? -Кому не было понятно? -Кто всё понял? |
|
VII. Домашнее задание 1-2 мин. Слайд 13. |
|
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) |
Ответы на вопросы по ходу урока, при проведении практической работы, в конце урока |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) |
Стр. 24 учебника читать, записать температуру в комнате, найти народные приметы и составить небольшой рассказ с использованием народных примет |
Дополнительная необходимая информация |
Народные приметы |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
http://www.fun4child.ru/775-100-poslovic-i-pogovorok-pro-pogodu-i-prirodnye.html |
В помощь учителю |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа, мультимедиа, каким образом осуществить |
У детей с ограниченными двигательными навыками (ДЦП) использование медиа-, мультимедиа ресурсов значительно повышают процесс запоминания материала, облегчают осуществление практической деятельности. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
Изучая следующую тему «Что такое погода?» использовать полученные на данном уроке опыт и знания |
Другое |
Изучая тему «Что такое погода?» можно изготовить модели облаков, инсценировать разные погодные явления - детям это очень нравится. |
/data/files/a1527497654.ppt (Презентация)