Урок русского языка в 7 классе «Причастие. Причастный оборот»
Конструирование технологической карты урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Лёвкина Е.Е.
Тема: Причастие. Причастный оборот
(урок закрепления знаний)
Тема | Решение задач | |||
Цель темы | Актуализировать знания, умения и навыки; формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи; совершенствовать орфографические и грамматические умения Способствовать развитию памяти, внимания, навыков групповой и творческой работы, культуры речи, контроля и самоконтроля; осуществлять системно-деятельностный подход; формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные); Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта групповой работы, интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении ответов. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
Знать теорию русского языка. Уметь применять эту теорию. | Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля. Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную речь. Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения; получать необходимую информацию. | |||
Основные понятия | Орфография, морфология, морфемика, причастие. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Русский язык – литература. Русский язык – обществознание. Русский язык – история. | Индивидуальная Работа в группе | Учебная доска Групповые задания (презентация) Мультимедийный проектор |
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Причастие. Причастный оборот (обобщение)
ТИП: повторительно-обобщающий урок.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: актуализировать знания, умения и навыки; формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи; совершенствовать орфографические и грамматические умения
Развивающие: осуществлять системно-деятельностный подход; формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные); способствовать развитию памяти, внимания, навыков групповой и творческой работы, культуры речи, контроля и самоконтроля.
Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта групповой работы, интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении ответов.
Средства обучения: учебная доска, групповые задания (презентация) мультимедийный проектор.
ПЛАН урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||
1-й этап «Организационно – мотивационный» | ||||||||||||
Предлагает ответить на поставленные вопросы по теории русского языка. После проверки результатов учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока. | Отвечают на вопросы. Выдвигают предположение о теме урока Записывают тему урока в тетрадь | Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем во время опроса. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов информации, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. | Уметь слушать, дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | ||||||
2-й этап «Актуализация знаний» | ||||||||||||
Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся. Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. Фиксирует новый способ действия в знаковой, вербальной форме. | Формулируют ответы на вопросы | Осуществляют актуализацию полученных знаний | Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы. | Слушают собеседника, стоят понятные высказывания. | Оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее рациональный. | Уметь слушать, дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | ||||||
3-й этап «Творческое применение знаний» | ||||||||||||
Организует групповую работу. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы. | Сравнивают и анализируют ответы предложенного вопроса, обосновывают свое мнение. | Озвучивают результаты работы, взаимодействуют и обсуждают ответы, выслушивают варианты одноклассников, высказывают предположения. | Слушают собеседника, согласовывают усилия, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности, строят понятные для собеседника высказывания. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный. | Принимают и осуществляют учебную задачу | ||||||
4-й этап «Рефлексия» | ||||||||||||
Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы Делают выводы. | Анализируют степень усвоения материала. | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. | Строят понятные для собеседника высказывания. | Оценивают личные достижения и уточняют пробелы в знаниях. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату, планируют будущую деятельность. |
ХОД УРОКА.
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действия с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность обучающегося | Время (в минутах) |
1 | 1-й Организационно- мотивационный | - Здравствуйте, учащиеся! Сегодня мы собрались на увлекательный урок по русскому языку. - Ответьте на вопросы: 1) Что такое морфология? (слайд) 2) Что изучает раздел морфология? (слайд)
3)Какие части речи вы знаете? (слайд) - Прослушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. Вот свойство моё обязательное- Склоняюсь я, как прилагательно На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. - Как вы думаете, какая цель у нашего мероприятия? (Запись темы на доске.) | - Здравствуйте! - Морфология – учение о частях речи и присущих им способах словообразования. - Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит, что морфология изучает общие значения и изменения слов. Слова могут изменяться по родам, падежам, числам, лицам и т. д. - существительное, глагол, прилагательное и т.д. (Выдвигают предположения) «Причастие. Причастный оборот» (Запись темы учащимися в тетради.) - Систематизация и обобщение изученного по теме.. | 10 минут |
2 | 2-й и 3-й «Актуализация знаний» и «Творческое применение знаний» | - Обратите внимание на слайды. На слайдах утверждения, если вы согласны ставьте себе в тетрадь + 1) Причастия отвечают на вопросы какая? какой? 2) В современном русском языке слова с суффиксами УЧ, ЮЧ – это причастия. 3) Если причастие краткое, то НЕ с причастием пишется слитно. 4) Если к причастию относятся зависимые слова, то НЕ с причастием пишется раздельно. 5) Причастный оборот всегда обособляется. - Теперь сравните свои ответы. - Исходя из ваших ответов, определите для себя цели сегодняшнего урока. Работа в группах. Составьте предложения с причастным оборотом из предложенных слов на слайде 1.Послышался, принадлежавший, голосок, соловью. 2. Наполненные, люблю, радостью, я, дни. 3. Греющее, солнце, посылает, благодатное, землю, тепло, ласково, нам. -Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.
Работа в паре.(слайд) - Спишите текст, расставьте знаки препинания, выпишите причастия, укажите залог причастий, время. Пётр I (1672—1725) был первым русским государем зан…мавшимся природ..охранной деятельностью. Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Пётр велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лес..заготовки а в других категорически запретил и приказал строго охр..нять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно пос..дил в нём (не)сколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира. - Проверьте по слайду правильное написание текста. | Работают в тетрадях + - + + - Сравнивают правильные ответы.
Отвечают о том, что хотели бы узнать или уточнить о причастиях. Составляют предложения в тетрадях. Послышался голосок, принадлежавший соловью. 2. Люблю я дни, наполненные радостью. 3. Ласково греющее землю солнце посылает нам благодатное тепло.) - Если причастный оборот находится перед определяемым словом, он не выделяется запятыми. - Если причастный оборот находится после определяемого слова, он обособляется запятыми с двух сторон . Работают в тетрадях. Занимавшимся- действительное, прошедшее время Заложен - страдательное, прошедшее время Называемый - страдательное, настоящее время Проверяют правильность написания текста. | 30 мин |
3 | 4-й «Рефлексия» | - Ребята, вам понравился урок? - Что было трудным на уроке? - Достигли ли вы поставленных целей? Отзыв – это высказанное мнение о ком-либо, чем-либо, оценка кого-либо, чего-либо. Каждый из вас в тетради пишет свой отзыв о сегодняшнем уроке, рассказывая кратко самое важное. Заслушиваем 2-3 | Высказывают своё мнение. | 5 мин. |
| | Домашнее задание: Проанализировать учебники истории, обществознания, биологии, газетные статьи, сделать вывод: в текстах каких стилей чаще всего употребляются причастия. | Записывают домашнее задание |