Технологическая карта урока русского языка «Причастный оборот» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 12 October 2021 в группе

Дополнительные материалы
DOCX / 71.07 Кб

Технологическая карта урока "Причастный оборот"

Фамилия Имя Отчество

Дятлова Людмила Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

1.Обучающие:

- познакомить учащихся с понятиями одиночное причастие и причастный оборот, зависимое слово и определяемое слово;

- научить графически обозначать причастный оборот в предложении;

- объяснить разницу между зависимым и определяемым словами;

2.Развивающие:

- обеспечить развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- научить развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать и оценивать языковые факты;

3.Воспитывающие:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- прививать интерес к изучению русского языка;

- воспитывать сознательность и дисциплину на уроках;

- прививать умение работы в команде с целью создания коллективного творческого продукта.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

- систематизировать знания о частях речи;

- определять причастие в предложении;
- графическим и пунктуационным нормам оформления предложения с причастным оборотом;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знания по теме «Морфология» в практической деятельности;

- грамотно употреблять причастия и причастные обороты в устной и письменной речи;
- составлять предложения с причастным оборотом.

Понятия:

Морфология, причастие, зависимое слово, определяемое слово, причастный оборот.

Методы обучения:

Системно-деятельностный

Технологии и приемы:

1. Здоровьесберегающая технология (элемент);

2. Проблемная технология (элемент);

3. Технология развития критического мышления (приемы «кластер», «яркое пятно»);
4. Дифференцирующая технология (элемент).

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, взаимопроверка

Эпиграф к уроку

«Причастие – это часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» - В.И. Даль.

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивационный

(2 м)

Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе.

Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку.

2.Актуализация знаний (5 м)

 

 

 

 

- ТРКМ (прием «кластер»);

- взаимопроверка

Систематизация ранее пройденного материала:
- что изучает морфология?
(слово как часть речи)
- что такое причастие? (самостоятельная часть речи / особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий?)
-
какими признаками, приобретенными от прилагательного, обладает причастие? (склоняется по родам, числам, падежам; имеет краткую форму; синтаксическая роль)

- какими признаками, приобретенными от глагола, обладает причастие? (время, вид, возвратность, переходность, разряд / наклонение).

По мере ответа на вопросы ученики формируют на доске таблицу (с каждым ответом крепится новый кластер), класс проверяет.

Отвечают на вопросы. Отвечающий ученик крепит на доску кластер с ответом. Класс проверяет правильность расположения кластеров.

 

 

 

 


 

3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (3 м)


- элемент проблемной технологии
- ТРКМ (прием «яркое пятно»)

На доске записаны словосочетания с одиночными причастиями, одно из них выделено яркой рамкой:
-
решенная задача; - цветущий луг; - сваренный мамой компот; - прочитанный рассказ; - танцующие дети.

Задача детей – высказать предположение, по какому принципу выделено одно из словосочетаний (имеется зависимое от причастия слово).
Причастие с зависимым словом (причастный оборот) – явление незнакомое. Следовательно, тема урока – «Причастный оборот». Помощь в формулировании темы и целей урока.

 

Выполняют предложенное задание.

 

 

Формулируют тему урока, записывают в тетради. Формулируют цели урока (устно).

4. Открытие нового знания и первичное закрепление (7 м)

Даются определения новых понятий под запись. С предложенным словосочетанием предлагается составить предложения: «Сваренный мамой компот выпили дети»; «Дети выпили компот, сваренный мамой». Поясняется, что от того, где находится определяемое слово по отношению к причастному обороту, зависит наличие или отсутствие знаков препинания.

Записывают определения. Выполняют упражнение на первичное закрепление.

5.Физкультминутка (2 м)

 

- элемент здоровьесберегающей технологии

Проводит физкультминутку:

Зачитывает слова. Если слово является прилагательным, ученики должны отреагировать 3-мя хлопками, если причастием – поднять руки вверх.
Окруженный город, круглый стол, дикая роза, одичавший зверь, холодный напиток, остывший чай (слова могут быть любыми)

Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают.

6.Самостоятельная работа (14 м)

Предлагает выполнить самостоятельную работу. Каждый ученик получает карточку с заготовленными предложениями для самостоятельной работы. Задача учеников: найти и обозначить причастный оборот, перефразировать предложения так, чтобы изменилось пунктуационное оформление. По истечении 10 минут желающие зачитывают получившиеся предложения, дают пояснения касательно расстановки разделительных знаков.

Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно. По истечению 10 минут зачитывают получившиеся предложения, дают пояснения.

7.Включение нового знания в систему знаний (5 м)


- ТРКМ (прием «кластер»)

Проговаривается значение причастного оборота. На доску с таблицей крепится последний кластер «Причастный оборот». Это значит, что последний пункт, касающийся данной части речи, изучен.

Слушают, отвечают на вопросы.

8.Рефлексия (4 м)

Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися):

- Сегодня я узнал(а) ……………

- Мне понравилось / не понравилось …………….

- У меня получилось / не получилось ………….
Подведение итогов урока, выставление оценок.

Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока.

7.Домашнее задание (2м)

 

- элемент дифференцирующей технологии

Объясняет домашнее задание и способ его выполнения: выполнить упражнение 156 способом, аналогичным классной работе. Задание дифференцированное: ученикам, претендующим на оценку «отлично», рекомендуется выполнить упражнение полностью, на оценку «хорошо» - первые 5 словосочетаний.

Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник.


 

Карточка для самостоятельной работы:

Упавший с дерева лист кружит на ветру.

Удлиненное мамой платье выглядит прелестно.

Полученные от поездки впечатления радуют детей.

Топот скачущих мимо лошадей слышен издалека.

Посаженное недавно дерево нуждается в поливе.


 


 

Карточка для самостоятельной работы:

Упавший с дерева лист кружит на ветру.

Удлиненное мамой платье выглядит прелестно.

Полученные от поездки впечатления радуют детей.

Топот скачущих мимо лошадей слышен издалека.

Посаженное недавно дерево нуждается в поливе.


 


 

Карточка для самостоятельной работы:

Упавший с дерева лист кружит на ветру.

Удлиненное мамой платье выглядит прелестно.

Полученные от поездки впечатления радуют детей.

Топот скачущих мимо лошадей слышен издалека.

Посаженное недавно дерево нуждается в поливе.


 

t1634055828aa.png


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации