Технологическая карта урока русского языка «Причастный оборот» (7 класс)
Дополнительные материалы
DOCX / 71.07 Кб
Технологическая карта урока "Причастный оборот"
Фамилия Имя Отчество |
Дятлова Людмила Сергеевна |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
7 |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Цели урока: |
1.Обучающие: - познакомить учащихся с понятиями одиночное причастие и причастный оборот, зависимое слово и определяемое слово; - научить графически обозначать причастный оборот в предложении; - объяснить разницу между зависимым и определяемым словами; 2.Развивающие: - обеспечить развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; - научить развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации; - развивать способность классифицировать и оценивать языковые факты; 3.Воспитывающие: - формировать отношение к языку как к основному средству общения; - прививать интерес к изучению русского языка; - воспитывать сознательность и дисциплину на уроках; - прививать умение работы в команде с целью создания коллективного творческого продукта. |
Планируемые результаты: |
Обучающиеся научатся: - систематизировать знания о частях речи; - определять причастие в предложении; Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать знания по теме «Морфология» в практической деятельности; - грамотно употреблять причастия и причастные обороты в устной и письменной речи; |
Понятия: |
Морфология, причастие, зависимое слово, определяемое слово, причастный оборот. |
Методы обучения: |
Системно-деятельностный |
Технологии и приемы: |
1. Здоровьесберегающая технология (элемент); 2. Проблемная технология (элемент); 3. Технология развития критического мышления (приемы «кластер», «яркое пятно»); |
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, взаимопроверка |
Эпиграф к уроку |
«Причастие – это часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного» - В.И. Даль. |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Мотивационный (2 м) |
Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе. |
Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний (5 м)
- ТРКМ (прием «кластер»); - взаимопроверка |
Систематизация ранее пройденного материала: - какими признаками, приобретенными от глагола, обладает причастие? (время, вид, возвратность, переходность, разряд / наклонение). По мере ответа на вопросы ученики формируют на доске таблицу (с каждым ответом крепится новый кластер), класс проверяет. |
Отвечают на вопросы. Отвечающий ученик крепит на доску кластер с ответом. Класс проверяет правильность расположения кластеров.
|
3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока (3 м)
|
На доске записаны словосочетания с одиночными причастиями, одно из них выделено яркой рамкой: Задача детей – высказать предположение, по какому принципу выделено одно из словосочетаний (имеется зависимое от причастия слово).
|
Выполняют предложенное задание.
Формулируют тему урока, записывают в тетради. Формулируют цели урока (устно). |
4. Открытие нового знания и первичное закрепление (7 м) |
Даются определения новых понятий под запись. С предложенным словосочетанием предлагается составить предложения: «Сваренный мамой компот выпили дети»; «Дети выпили компот, сваренный мамой». Поясняется, что от того, где находится определяемое слово по отношению к причастному обороту, зависит наличие или отсутствие знаков препинания. |
Записывают определения. Выполняют упражнение на первичное закрепление. |
5.Физкультминутка (2 м)
- элемент здоровьесберегающей технологии |
Проводит физкультминутку: Зачитывает слова. Если слово является прилагательным, ученики должны отреагировать 3-мя хлопками, если причастием – поднять руки вверх. |
Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают. |
6.Самостоятельная работа (14 м) |
Предлагает выполнить самостоятельную работу. Каждый ученик получает карточку с заготовленными предложениями для самостоятельной работы. Задача учеников: найти и обозначить причастный оборот, перефразировать предложения так, чтобы изменилось пунктуационное оформление. По истечении 10 минут желающие зачитывают получившиеся предложения, дают пояснения касательно расстановки разделительных знаков. |
Выполняют работу. Каждый выполняет самостоятельно. По истечению 10 минут зачитывают получившиеся предложения, дают пояснения. |
7.Включение нового знания в систему знаний (5 м)
|
Проговаривается значение причастного оборота. На доску с таблицей крепится последний кластер «Причастный оборот». Это значит, что последний пункт, касающийся данной части речи, изучен. |
Слушают, отвечают на вопросы. |
8.Рефлексия (4 м) |
Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися): - Сегодня я узнал(а) …………… - Мне понравилось / не понравилось ……………. - У меня получилось / не получилось …………. |
Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока. |
7.Домашнее задание (2м)
- элемент дифференцирующей технологии |
Объясняет домашнее задание и способ его выполнения: выполнить упражнение 156 способом, аналогичным классной работе. Задание дифференцированное: ученикам, претендующим на оценку «отлично», рекомендуется выполнить упражнение полностью, на оценку «хорошо» - первые 5 словосочетаний. |
Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник. |
Карточка для самостоятельной работы:
Упавший с дерева лист кружит на ветру.
Удлиненное мамой платье выглядит прелестно.
Полученные от поездки впечатления радуют детей.
Топот скачущих мимо лошадей слышен издалека.
Посаженное недавно дерево нуждается в поливе.
Карточка для самостоятельной работы:
Упавший с дерева лист кружит на ветру.
Удлиненное мамой платье выглядит прелестно.
Полученные от поездки впечатления радуют детей.
Топот скачущих мимо лошадей слышен издалека.
Посаженное недавно дерево нуждается в поливе.
Карточка для самостоятельной работы:
Упавший с дерева лист кружит на ветру.
Удлиненное мамой платье выглядит прелестно.
Полученные от поездки впечатления радуют детей.
Топот скачущих мимо лошадей слышен издалека.
Посаженное недавно дерево нуждается в поливе.