Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Практикум
Урок 24. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Практикум
Тип урока - урок отработки умений и рефлексии
Цель- отработка пунктуационного навыка в предложениях с причастным оборотом.
Задачи: формировать умение анализировать предложения с причастным оборотом, пунктуационно грамотно оформлять такие предложения, конструировать собственные предложения с причастным оборотом.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1) Терминологический диктант (диктант значений).
Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства имени прилагательного и глагола, называется…причастие.
Причастие с зависимыми словами называется…причастный оборот.
В предложении причастный оборот выполняет роль… определение.
Слово, от которого зависит причастие, называется…определяемое слово.
Выделение запятыми на письме и интонацией при произнесении называется…обособление.
2) Какой теме будет посвящен наш урок?
3. Актуализация знаний.
Карточки понятий. Установите соответствие предложениям из первого столбика и цифрам, обозначающим правильно поставленные запятые, из второго столбика.
Предложения | Ответы |
А. Толерантность - это принятие и чужого выбора (1) основанное на уважении (2) чужих особенностей (3) мнений. Б. Не следует путать толерантность с уступкой (1) с унижающим человека (2) снисхождением (3) с отказом от своих убеждений (4) а также с принятием (5) иного мировоззрения. В. Наши граждане услышали о толерантности от Михаила Горбачева (1) ставшего первым и единственным президентом Советского Союза. Впервые (2) заговоривший о толерантности (3) он пытался изменить (4) воинствующий настрой всего мира (5) «подружить» страны (6) и все человечество. Г. Люди (1) живущие в гармонии и порядке (2) и (3) стремящиеся ко всеобщему счастью (4) никогда не станут оскорблять или унижать человека (5) с противоположными взглядами. Д. Не боящаяся сравнения с другими точками зрения (1) толерантность (2) являющаяся признаком уверенности в себе (3) необходима по отношению к особенностям различных народов (4) наций (5) религий. | 1.2345 2.1245 3.245 4.135 5.123 6. 13 7.135 8.134 9.14 |
4. Закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания)
Клоуз-текст. Задание: вписать в каждый пропуск один или два причастных оборота так, чтобы в итоге получился текст о толерантности. Расставьте недостающие знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты. В случае необходимости обращайтесь к материалу для справок.
В русском языке существует два слова со схожими определениями: «терпимость» и «толерантность». ____________________________________первое слово присутствует во всех словарях.
К _____________________________________________________ словарю В.И. Даля_______________________________________________ мы обращаемся чаще всего.
____________________________________________С.И.Ожегов приводит такое определение: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению».
Черных П.Я.________________________________ дает следующее определение глагола «терпеть»: стойко и безропотно переносить, переживать что-либо тяжелое (в нравственном смысле) или неприятное, крепиться, мужаться.
Во многие европейские языки это ______________________________________ понятие также значит «терпение». И во всех языках _________________________________________ оно обозначает возможность дать другому человеку быть таким, каким он есть, не ограничивая свободу выбора.
Материал для справок: создававший свой словарь в середине прошлого века; пришедшее от латинского слова «tolerantia»; связанное с общим понятием «терпение»; трактующему слово «терпимость» как способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению»; написавший известный этимологический словарь; возникшее раньше второго; не утратившему своей актуальности.
Приложение 1-25DOCX / 11.28 Кб
5. Реализация построенного проекта
Вопросы к тексту. (Работа в группах). Прочитайте текст. Определите его тему, стиль, тип. Найдите причастные обороты, определите их стилистическую роль в каждом предложении. Сформулируйте и задайте своим одноклассником вопросы (толстые и тонкие, по одному от группы).
Оценивающий адекватно себя и окружающих толерантный человек имеет критическое мышление, направленное на себя, он пытается разобраться в своих проблемах. Интолерантный человек, действующий по принципу «в своем глазу бревна не вижу, в чужом соринку замечаю», замечает преимущественно только свои достоинства, у других критикует недостатки. Уверенный в своих силах, решительный толерантный человек считает, что справится с любой задачей. А видящий во всем угрозу интолерантный сомневается в себе, в своем окружении. Если толерантный, умеющий посмеяться над собой, обладает хорошим чувством юмора, то интолерантный апатичен, мир воспринимается таким человеком в мрачных тонах, на все шутки в свой адрес реагирует болезненно.
Приложение 2-25DOCX / 11.79 Кб
6. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Комментированное письмо
В большинстве случаев толерантность - это моральные нормы, определяемые терпимостью человека. Сюда же включается принятие традиций, веры, принципов других людей. Например, человек может толерантно относиться к преступнику, но осуждать само преступление. Можно быть терпимым к людям с половыми отклонениями, но сам факт продвижения таких отклонений вызывает отторжение. Толерантность не означает молчание, это, скорее, принятие, наличие собственного мнения и умение его отстаивать.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Диктат «Проверяю себя»
В современном мире, где различия между людьми становятся все более очевидными и заметными, невероятно важно обладать навыками толерантности, играющей огромную роль в формировании здорового и гармоничного общества и способствующей успеху в личной и профессиональной сферах.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
«Найди ошибку». Укажите номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.
1. Открытый для новых идей, толерантный человек готов выслушать и понять других людей, несмотря на их различия.
2. Построенные на компромиссах отношения и есть толерантность.
3. Открытый общению с другими людьми, имеющими разные взгляды и в целом отличающимися от всех остальных, он всегда был душой компании.
4. Человек, стремящийся поставить себя на место другого и понимающий его чувства и переживания, может воспитать в себе терпимость.
5. Читающий книги, и изучающий культуру других народов он, много путешествующий и чувствующий множество точек зрения, с уверенностью считал себя толерантным.
Приложение 3-25DOCX / 12.8 Кб
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению упр. 68 (письменно), 69 (устно), с. 37.
10. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Продолжите предложения (выбрать один или несколько вариантов):
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я выяснил…
Сегодня на уроке я определил…
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня на уроке я убедился…
Использованная литература
1. Что такое толерантность. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://news.mail.ru/guide/chto-takoe-tolerantnost-prostymi-slovami-16/#a04
(дата обращения 06.07.2024)
2. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - Ростов-на-Дону, 2009. - 553 с.
3. Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Теоретические основы формирования толерантной личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16860
(дата обращения: 06.07.2024).
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Красина Лидия Александровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарасова Ирина Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна