С днем учителя!

Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Практикум

19
14
Материал опубликован 6 July в группе

Урок 24. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Практикум


Тип урока - урок отработки умений и рефлексии

Цель- отработка пунктуационного навыка в предложениях с причастным оборотом.

Задачи: формировать умение анализировать предложения с причастным оборотом, пунктуационно грамотно оформлять такие предложения, конструировать собственные предложения с причастным оборотом.


Ход урока


1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Терминологический диктант (диктант значений).

Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства имени прилагательного и глагола, называется…причастие.

Причастие с зависимыми словами называется…причастный оборот.

В предложении причастный оборот выполняет роль… определение.

Слово, от которого зависит причастие, называется…определяемое слово.

Выделение запятыми на письме и интонацией при произнесении называется…обособление.

2) Какой теме будет посвящен наш урок?

3. Актуализация знаний.

Карточки понятий. Установите соответствие предложениям из первого столбика и цифрам, обозначающим правильно поставленные запятые, из второго столбика.


Предложения

Ответы

А. Толерантность - это принятие и чужого выбора (1) основанное на уважении (2) чужих особенностей (3) мнений.

Б. Не следует путать толерантность с уступкой (1) с унижающим человека (2) снисхождением (3) с отказом от своих убеждений (4) а также с принятием (5) иного мировоззрения.

В. Наши граждане услышали о толерантности от Михаила Горбачева (1) ставшего первым и единственным президентом Советского Союза. Впервые (2) заговоривший о толерантности (3) он пытался изменить (4) воинствующий настрой всего мира (5) «подружить» страны (6) и все человечество.

Г. Люди (1) живущие в гармонии и порядке (2) и (3) стремящиеся ко всеобщему счастью (4) никогда не станут оскорблять или унижать человека (5) с противоположными взглядами.

Д. Не боящаяся сравнения с другими точками зрения (1) толерантность (2) являющаяся признаком уверенности в себе (3) необходима по отношению к особенностям различных народов (4) наций (5) религий.

1.2345

2.1245

3.245

4.135

5.123

6. 13

7.135

8.134

9.14


4. Закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания)

Клоуз-текст. Задание: вписать в каждый пропуск один или два причастных оборота так, чтобы в итоге получился текст о толерантности. Расставьте недостающие знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты. В случае необходимости обращайтесь к материалу для справок.


В русском языке существует два слова со схожими определениями: «терпимость» и «толерантность». ____________________________________первое слово присутствует во всех словарях.

К _____________________________________________________ словарю В.И. Даля_______________________________________________ мы обращаемся чаще всего.

____________________________________________С.И.Ожегов приводит такое определение: «умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению».

Черных П.Я.________________________________ дает следующее определение глагола «терпеть»: стойко и безропотно переносить, переживать что-либо тяжелое (в нравственном смысле) или неприятное, крепиться, мужаться.

Во многие европейские языки это ______________________________________ понятие также значит «терпение». И во всех языках _________________________________________ оно обозначает возможность дать другому человеку быть таким, каким он есть, не ограничивая свободу выбора.

Материал для справок: создававший свой словарь в середине прошлого века; пришедшее от латинского слова «tolerantia»; связанное с общим понятием «терпение»; трактующему слово «терпимость» как способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению»; написавший известный этимологический словарь; возникшее раньше второго; не утратившему своей актуальности.


Приложение 1-25DOCX / 11.28 Кб

5. Реализация построенного проекта

Вопросы к тексту. (Работа в группах). Прочитайте текст. Определите его тему, стиль, тип. Найдите причастные обороты, определите их стилистическую роль в каждом предложении. Сформулируйте и задайте своим одноклассником вопросы (толстые и тонкие, по одному от группы).


Оценивающий адекватно себя и окружающих толерантный человек имеет критическое мышление, направленное на себя, он пытается разобраться в своих проблемах. Интолерантный человек, действующий по принципу «в своем глазу бревна не вижу, в чужом соринку замечаю», замечает преимущественно только свои достоинства, у других критикует недостатки. Уверенный в своих силах, решительный толерантный человек считает, что справится с любой задачей. А видящий во всем угрозу интолерантный сомневается в себе, в своем окружении. Если толерантный, умеющий посмеяться над собой, обладает хорошим чувством юмора, то интолерантный апатичен, мир воспринимается таким человеком в мрачных тонах, на все шутки в свой адрес реагирует болезненно.


Приложение 2-25DOCX / 11.79 Кб

6. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Комментированное письмо

В большинстве случаев толерантность - это моральные нормы, определяемые терпимостью человека. Сюда же включается принятие традиций, веры, принципов других людей. Например, человек может толерантно относиться к преступнику, но осуждать само преступление. Можно быть терпимым к людям с половыми отклонениями, но сам факт продвижения таких отклонений вызывает отторжение. Толерантность не означает молчание, это, скорее, принятие, наличие собственного мнения и умение его отстаивать.


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Диктат «Проверяю себя»

В современном мире, где различия между людьми становятся все более очевидными и заметными, невероятно важно обладать навыками толерантности, играющей огромную роль в формировании здорового и гармоничного общества и способствующей успеху в личной и профессиональной сферах.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

«Найди ошибку». Укажите номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

1. Открытый для новых идей, толерантный человек готов выслушать и понять других людей, несмотря на их различия.

2. Построенные на компромиссах отношения и есть толерантность.

3. Открытый общению с другими людьми, имеющими разные взгляды и в целом отличающимися от всех остальных, он всегда был душой компании.

4. Человек, стремящийся поставить себя на место другого и понимающий его чувства и переживания, может воспитать в себе терпимость.

5. Читающий книги, и изучающий культуру других народов он, много путешествующий и чувствующий множество точек зрения, с уверенностью считал себя толерантным.​​​​​​​


Приложение 3-25DOCX / 12.8 Кб

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению упр. 68 (письменно), 69 (устно), с. 37.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Продолжите предложения (выбрать один или несколько вариантов):

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я выяснил…

Сегодня на уроке я определил…

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня на уроке я убедился…


Использованная литература


1. Что такое толерантность. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://news.mail.ru/guide/chto-takoe-tolerantnost-prostymi-slovami-16/#a04

(дата обращения 06.07.2024)

2. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - Ростов-на-Дону, 2009. - 553 с.

3. Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Теоретические основы формирования толерантной личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16860

(дата обращения: 06.07.2024).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вера Сергеевна! Гениально! Столько разноплановой работы на одном уроке!

6 July

Спасибо, Ирина Владимировна, за высокую оценку. Это ФГОСы так предполагают, а вот удастся ли все реализовать на одном уроке... Попробуем!

6 July

Благодарю за интересную работу!

6 July

Благодарю взаимно, Марина Юрьевна!

6 July

Урок получился интересным и насыщенным разными формами работы! Детям такие занятия очень нравятся!

6 July

Спасибо, Елена Владимировна.

6 July

Вера Сергеевна! Спасибо! Насыщенный урок, интересные задания.

6 July

Благодарю, Лидия Александровна, за внимание к работе.

6 July

Какой замечательный урок! ::smile2::Всё - всё нравится! Работу с текстами очень люблю на уроках! А здесь много текстов, и все они о толерантности! Спасибо большое, Вера Сергеевна! ::smile31::

6 July

Спасибо за внимание, Юлия Васильевна, люблю строить уроки с воспитывающим содержанием. Не всегда это получается, конечно.

6 July

Вера Сергеевна, у Вас всегда всё получается отлично и актуально!

7 July

Благодарю за добрые слова, Ирина Викторовна!

7 July

Спасибо,Вера Сергеевна, за конспект урока! Поражает разнообразие заданий и их нестандартность.

14 July

Благодарю, Галина Геннадьевна, за Ваше внимание!

14 July