Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика» на тему «Алгоритмы и способы их описания»
Алгоритмы и способы их описания Тема занятия: 17.10.19
Вопросы: Понятие алгоритма и его исполнителя Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Команда присваивания Линейный алгоритм
Актуализация опорных знаний Скажите, где вы уже встречались с термином «алгоритм»? Как вы понимаете этот термин? Рассмотрим задачу: решить уравнение ax2+bx+c=0. Как вы будете решать задачу?
Решить уравнение ax2+bx+c=0 Решить уравнение ax2+bx+c=0 1. Если D>0, то D=b-4ac, тогда 2. Если D = 0, то 3. Если D<0, то нет решений ЗАДАЧА
Изучение и освоение нового материала
Алгоритм – это конечная последовательность строго очерченных правил, на основании исходных данных, приводящих к однозначному решению задачи
algorithmi IХ век
Пример: Рецепт приготовления чая Вскипятить свежую воду Ополоснуть заварной чайник крутым кипятком Положить чай из расчёта 1 чайную ложку на чашку чая и сразу залить кипятком Через 3-5 минут помешать Добавить сахар по вкусу
Исполнитель — человек или техническое устройство (автомат, робот, компьютер) со строго определенным набором возможных команд Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя
Свойства алгоритмов АЛГОРИТМ Дискретность Детерминированность Конечность Массовость Результативность
Дискретность – разрывность, отделённость одного действия от другого
Детерминированность – однозначность, определённость формулировок, не допускающая разных толкований
Конечность – каждое отдельное действие (и весь алгоритм) должно быть выполнено (имеет предел)
Результативность – получение результата после конечного числа шагов, предусматривающее все возможные варианты
Массовость – возможность решать множество однотипных задач
Способы записи алгоритмов
Блок-схемой называют определенную форму графического представления алгоритма Блок-схемой называют определенную форму графического представления алгоритма
Наименование Обозначение Описание Прерывание Начало или конец подпрограммы Передача данных Ввод данных, вывод результатов Процесс (действие) Выполнение арифметических действий Принятие решения (условие) Проверка условий, переход к действию по условию Модификация (цикл) Организация циклического процесса Запись алгоритмов в виде блок-схем
Команда присваивания <переменная> := <выражение> Знак «:=» читается «присвоить» Примеры: Y:= A+B х:=1/2; z:= 2z; I:= i+1
Закрепление учебного материала
Назовите формы записи алгоритмов: Словесная Графическая
Является ли алгоритмом следующая последовательность действий: Достать ключ Вставить в замочную скважину Повернуть два раза по часовой стрелке Вынуть ключ Открыть дверь
Составьте определение по указанному времени: 15:55, 13:30, 04:10, 07:50, 12:25, 20:45 и запишите его в тетради Моделирование – это метод познания, состоящий в создании моделей
Тест (ответы) Вариант-1 Вариант-2 В 1. Б Б,В 2. В Б 3. А А 4. В В 5. А Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3»
Рефлексия
Домашнее задание выучить основные понятия и определения записать в тетради алгоритм из области деятельности вашей специальности
Кияйкина Наталья Федоровна