Дополнительная общеобразовательная программа «Коррекция задержки речевого развития детей 3 лет»

3
0
Материал опубликован 5 January 2022 в группе

17


Целевой раздел

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.  В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общениия с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка

овладение словарным запасом и правилами синтаксиса

активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается

овладение смысловой стороной речи.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.


1.2 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

      Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.

замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).

заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).

нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

различные заболевания впервые годы жизни.

наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда»«сядь».

Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!

Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)


Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития         (по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал


1.3  Цель, задачи, программы 

Цель программы: создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 3х лет.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- развить общие речевые умения;
-  расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
- способствовать повышению мотивации к общению;

- улучшить коммуникативные навыки.


В системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗРР используют игровые упражнения:

с элементами логоритмики;

на развитие артикуляционной моторики;

на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;

на развитие дыхания;

на развитие эмоциональной сферы ребенка;

на расширение пассивного и активного словаря

на развитие психических процессов.


1.4 Направления работы учителя-логопеда

- развитие у детей познавательной активности, интереса к окружающей действительности

- формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления).
- преодоление речевого негативизма; развитие языкового чутья;

-формирование элементарных общих речевых умений;

-формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с использованием невербальных и вербальных (речевых) средств общения;
-отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности.

 В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

  Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения,  дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.

Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.


Содержательный раздел

2.1 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Структура логопедических  занятий:

- Приветствие, разминка.

- Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.

- Развитие речевого дыхания.

- Речевые игры, логоритмические упражнения.

- Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка и т.д.

- Рефлексия.


Структура цикла:

Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога и логопеда и на заключительном занятии. Следящая диагностика (заполнение дневников речевого развития).

Задача: диагностика уровня речевого развития ребенка, стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.


 Практические (совместные) занятия для родителей и детей.

Основные задачи:

Знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.

Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.

Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми и другими детьми.

Развитие навыков рефлексии у родителей.

Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.

Апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

Создание условия для запуска спонтанного речевого развития у детей, Развитие общих речевых умений у детей,

Расширение пассивного и активного словарного запаса ребенка.

Завершающий этап.


Основные задачи:

Подведение итогов.

Подтверждение эффективности программы посредством диагностики участников.

 

2.2  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

- расширение коммуникативных навыков в диаде «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок»,

-расширение пассивного и активного словаря детей,

-овладение новыми формами и видами игровой деятельности в диаде «взрослый- ребенок», «ребенок- ребенок»,

-развитие высших психических процессов.


2.3 Примерное календарно-тематическое планирование   по коррекции ЗРР

Планирование программы коррекции задержки речевого развития детей 3 лет   составлено с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий.



п/п

Дата проведения

Тема лексического занятия

Примечание

1.

12.11

Обследование


2.

19.11

Игрушки


3.

26.11

Осень


4.

3.12

Части тела


5.

10.12

Семья


6.

17.12

Овощи


7.

24.12

Фрукты


8.

14.01

Посуда


9.

21.01

Одежда


10.

28.01

Обувь


11.

4.02

Мебель


12.

11.02

Дом


13.

18.02

Зима


14.

25.02

Зимние забавы


15.

4.03

Домашние животные


16.

11.03

Домашние птицы


17.

18.03

Дикие животные


18.

25.03

Транспорт


19.

1.04

Птицы


20.

8.04

Весна


21.

15.04

Весенняя одежда


22.

22.04

Деревья


23.

29.04

Профессии


24.

6.05

Ягоды


25.

13.05

Цветы


26.

20.05

Насекомые


27.

27.05

Лето


28.

Заключительная диагностика



Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало – 1шт;

2. Стол для детей – 1 шт;

3. Стулья детские – 5 шт;

4. Стол для логопеда – 1 шт;

5. Стулья для взрослых – 1 шт;

6. Мольберт - 1 шт;

7. Коробки и папки для пособий.

8. Комод детский для игрушек – 1 шт;

9. Шкаф для наглядности и пособий – 1 шт;


3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

ПОСОБИЯ

Для проведения логопедического обследования:

1. Обследование звукопроизношения;

2. Обследование понимания речи;

3. Обследование связной речи;

4. Обследование грамматического строя речи;

5. Обследование состояния словарного запаса;

6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа

и синтеза, фонематических представлений;

7. Обследование слоговой структуры слова;

8. Счетный материал для обследования;

9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 (и более) частей;

10. Картинки и тексты


Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Профили звуков;

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях,

текстах;

4. Пособия для работы над речевым дыханием;

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового

анализа:

1. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

3. Тексты на дифференциацию звуков;

4. Игры и пособия на дифференциацию звуков.

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки

Ягоды;

Головные уборы;

Мебель;

Птицы;

Растения;

Обувь;

Продукты;

Грибы;

Одежда;

Посуда;

Игрушки;

Насекомые;
 Профессии;

Деревья;

Животные и их детеныши;

Инструменты;

Времена года;

Овощи

Фрукты

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов;

4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один-много»;

6. Пособия на составление предложений с простыми и сложными

предлогами;

7. Пособия на согласование слов;

8. Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Сюжетные картинки;

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных

рассказов;

4. Алгоритмы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов














3.3 Список используемой литературы:

1.Мой первый словарь» Герасимова А. С., «Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста»

2.Жарова В.А.,«Методика формирования начального детского лексикона»

3.Громова О.Е «Программа по преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет»  4.Шемякина О.В., «Расти, малыш!

5. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. 6.ФГОС» Нищева Н., Гавришева Л., Кириллова Ю. «Психолого-педагогическая  диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелева Е.А. и др.  

7.Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др.

8. С. Батяева «Новый альбом по развитию речи»

9. Н.В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет

10. Полный годовой курс занятий с детьми от 2 до 3 лет, от 3 до 4 лет («Школа 7 гномов»)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.