Статья на тему «Причины появления детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

5
0
Материал опубликован 5 June 2020

Причины появления детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Анализ научных исследований, публицистики показывает, что существует достаточно большое количество причин, приводящих к появлению обездоленных детей. Можно более подробно описать несколько причин, приводящих к появлению детей, которые ока­зываются вне семьи. При описании причин, провоцирующих появ­ление обездоленных детей, будут одновременно представлены и механизмы решения проблем данной категории детей. [42; 125].

1. Отказ родителей от детей, в том числе и при рожде­нии. Как показывают статистические данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти. Причины отказа от детей в основном определены социально-экономическими факторами (оставляют детей матери из социально не защищенных семей, не имеющие хорошего образования и пре­стижной профессии, молодые мамы и др.). В последние годы даже появился термин рыночный ребенок. Молодые женщины приез­жают работать в большие города из стран ближнего зарубежья или средней полосы России, устроиться на работу не могут и поэтому идут торговать на рынки. Довольно часто такие жен­щины проживают в городе достаточно длительное время, зара­ботанные деньги отправляют в свои семьи, зачастую их использу­ют хозяева-наниматели, а родившихся детей они оставляют в ро­дильных домах.

Механизм реализации мероприятий по устранению этого явле­ния, по нашему мнению, должен выстраиваться в таком направле­нии: усиление ответственности родителей за жизнь и воспитание детей. Для этого необходимо изменение семейного кодекса и вне­сение поправок в Конституцию РФ об усилении ответственности родителей и введении реальных и действующих форм наказания за уклонение от воспитания, отказ от ребенка.

Решение данного вопроса вызывает ряд трудностей. Непонят­ным остается вопрос: Кто будет работать с родителями или мама­ми, которые оставляют детей в родильном доме? Здравоохранение, юстиция, Комитет по делам семьи и молодежи? Кто ответственен за решение данного вопроса? Все это остается на сегодняшний день нерешенным.

2. Отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родным, а также другим людям. В по­следнее время все чаще обнаруживаются факты, когда родители не заботятся о своих детях, а перекладывают воспитание на преста­релых бабушек, других членов семьи, родственников, друзей и под­руг, соседей, а иногда и просто незнакомых людей. Отсутствие от­ветственности за воспитание и заботу о детях в таком случае очень трудно выявляемо. Ребенок накормлен, не болтается на улице, одет и обут, но такое отношение не проходит для ребенка бесследно, и результат такого "воспитания" получается несколько отстраненный.

Механизм реализации контроля представляется следующий: введение совета по защите прав детей или уполномоченной служ­бы защиты прав детей на всех уровнях, выявляющих нарушение прав ребенка в семье, в образовательных учреждениях и т.д. [50; 145].

Реформирование и усиление функций отделов по охране прав детей, введение дополнительных штатных единиц в эти отделы по­зволит проследить положение детей в семье на вверенной им тер­ритории. Решению данного вопроса мешает нахождение данного отдела в разных органах: образования, социальной защиты, здра­воохранения. Необходимо было бы такой отдел оставить в кон­кретном ведомстве по всей России, например, при органах образо­вания. Такое решение было бы единым для всей страны и облег­чило бы решение многих вопросов. Механизм решения данной проблемы напрямую связан с усилением функций комиссий по де­лам несовершеннолетних и защите их прав, что требует акцента на защитную функцию, а не на репрессивные меры.

Немаловажную роль играет работа ОПДН с семьей и родите­лями по выполнению статей Конституции и семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них. Важную роль сыграло бы введение статьи об уголовной наказуе­мости родителей при отсутствии с их стороны заботы о детях. Не­обходимо также внести изменения в понятия родительские права и родительская ответственность. Для решения данных вопро­сов необходима программа взаимодействия разных ведомств.

3. Эксплуатация детей в семье (экономическая, сексуальная и т.д.). Для борьбы с этим явлением необходимо внести поправку в Конституцию РФ или принять закон о предотвращении насилия в семье, а также ввести статьи в Уголовный кодекс об ответст­венности родителей за эксплуатацию детей в семье и установить формы наказания. В случаях сексуального посягательства на детей надо установить, кто и как возбуждает уголовное дело? Мать, например, чаще всего не верит ребенку, особенно, если домога­тельство со стороны отчима. По этому вопросу нет единого мнения. Нужен протокол согласованных действий разных ве­домств по таким случаям с разъяснениями по вопросам законо­дательной базы. [49; 89].

4. Жестокое отношение к ребенку (побои, оставление без пищи, безнадзорность в течение несколько дней и т.д.). Надо в первую очередь установить, кто выявляет этих детей, так как юридические основы, законодательная база не прописаны ни в ка­ком документе. Может ли врач возбудить уголовное дело по из­биению ребенка, если он это обнаружил? Пока у нас в стране этого нет. При выявлении врачами таких случаев и даже при передачи информации в отдел опеки и попечительства, кто и на ка­ком основании может возбудить уголовное дело или поставить во­прос о лишении родительских прав?

5. Собственное состояние детей (алкоголь, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуаль­ность, психические расстройства). Здесь главная роль отводится здравоохранению (центры для таких детей и лечение их там), об­разованию и социальной защите (центры психолого-медико-социальной помощи и реабилитационные центры). К настоящему времени не отработан механизм передачи ребенка из одного уч­реждения в другое, существуют межведомственные барьеры.

Ну­жен протокол согласованных действий: кто направляет детей на лечение, кто их передает на реабилитацию, и на какой срок и кто с ними работает после того, как они вернулись в семью. Лучше всего это может делать Совет по защите прав несовершеннолет­них, находящийся при администрации муниципальной власти, а все ведомства должны находиться в его подчинении.

Условия, провоцирующие социальное сиротство.

Приведем девять, на наш взгляд, основных условий.

1. Социально-экономические - безработица, невозмож­ность получения жилья, снижение заработной платы, снижение материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозмож­ность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи. [10; 56].

В стране нет государственной политики экономической поддерж­ки семьи. По мнению представителей всех ведомств, самая главная причина, которая порождает сиротство, - экономическая - имеет самое трудное устранение. Эта задача должна стать фронтальной за­дачей государства. Некоторые формы экономической и социальной поддержки семьи имеются, многие прописаны только в законах, но не работают. Например, родители, имеющие детей, не должны попадать под сокращение, должны иметь дополнительные 2-3 дня к отпуску. На деле все не так. В первую очередь сокращают женщин, имеющих детей, особенно маленьких, так как они часто болеют. На производст­вах нет льгот для родителей, имеющих детей. Особенно усугубилось положение в связи с введением нового Трудового кодекса.

Необходимо ввести обязательную помощь производства родите­лям с детьми в виде денежных пособий, покупки одежды, обуви, пу­тевок в лагеря отдыха, санатории, на лечение, на обучение и т.д.

Должны быть открыты бесплатные столовые для бедных семей с детьми или столовые с недорогой стоимостью блюд.

Нужен закон о социальных гарантиях граждан, в котором должно быть дано четкое понятие термина малоимущие и описа­ны все характеристики с учетом минимального прожиточного уровня, но только реального. В настоящее время государственное пособие на детей - это насмешка над идеей помощи семье с детьми, тем более что оно реально не выплачивается вовремя.

Механизм реализации предложений: согласованные действия министерств финансов, труда и социальной защиты, здравоохранения, образования. Контроль осуществляют Министерство юстиции и прокуратура. Необходим протокол согласованных действий.

Должны предоставляться льготы на получение жилья семьям с детьми, причем предоставление жилья должно быть в первую оче­редь и бесплатным.

2. Кризис семьи - распад семьи, рост внебрачной рождаемо­сти детей, постоянный рост семейного алкоголизма, рост наркомании среди родителей, токсикомании, рост правонарушений роди­телями (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, ко­лониях и т.д., а дети находятся в детских домах), ранняя рождае­мость детей вне брака, в том числе и раннее материнство. [25; 153].

Для ликвидации указанных явлений надо изменить политику всех ведомств в области подготовки к семейной жизни, обучения родителей выполнять свои функции в вопросах воспитания детей и заботы о них, разъяснения ответственности родителей за воспи­тание и заботу о детях, воспитание законопослушных граждан.

При этом необходимо:

разработать межведомственную программу подготовки к семей­ной жизни, в которую включить образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическую работу специа­листов всех ведомств по месту жительства или приближенности к месту жительству в клубах для будущих матерей, для будущих молодых семей, для молодых семей;

согласовать действия на муниципальном уровне комитетов по культуре, здравоохранению, ОППН, соцзащите, по физкультуре и спорту;

создать центры помощи молодым мамам, в том числе одиноким, а также несовершеннолетним мамам с возможностью проживания в них. Это возможно в любом ведомстве и при межведомственном уч­реждении;

расшить типы учреждений социально-педагогической поддерж­ки в разных ведомствах, внести изменения в "Закон об образова­нии РФ" с перечнем учреждений образования и специалистов, ввести туда все названия имеющихся сегодня учреждений соци­ально-педагогической поддержки (Центр семейного воспитания, Психолого-медико-педагогическая служба, Центр психолого-медико-социальной помощи, Кризисный центр, Социальная гостиница, Центр социально-трудовой адаптации подростков и т.д.). Необхо­димо согласование с министерствами финансов и труда и социаль­ной защиты; [25; 154].

внести поправки в законы, Семейный кодекс и Конституцию РФ, в которых указать юридическое право социального педагога или социального работника прихода в семью.

3. Педагогическая несостоятельность семьи - утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность, от­сутствие ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности ро­дителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое от­ношение к ребенку.

Механизм устранения причин:

воспитательная работа с будущими родителями, формирование ценности ребенка для общества и семьи;

социальная помощь родителям, которые заняты на работе, на службе;

создание при центрах занятости отдела по оказанию помощи семье, службы помощи семье и т.д. (специалисты отдела социаль­ной помощи приходят, чтобы забрать ребенка из школы и 2-3 часа побыть с ним);

привлечение приходящих нянь, воспитателей, учителей, чтобы провести выходной с мальчиком (юноша, мужчина, если мальчика воспитывает одна мама) или с девочкой (девушка, женщина, если девочку воспитывает один папа), а также отвести ребенка на за­нятия, в кружок и т.д., если родители работают (чтобы ребенок не ходил один, не был безнадзорен и т.д.).

Протокол согласованных действий между ведомствами должен включать механизм реализации этой проблемы.

Необходимо внести в Семейный кодекс положение об обязан­ности родителей отвечать за жизнь и здоровье детей, не оставлять их одних, приводить и забирать из школы и т.д.

4. Снижение воспитательного потенциала системы об­разования - перекос в сторону образования, обучения, сниже­ние числа детских общественных организаций, сужение сферы внеклассной и внешкольной деятельности, переориентация систе­мы дополнительного образования на образовательные услуги.

Министерством образования должна быть разработана и вне­дрена "Программа воспитания", в которой особый акцент сделан на воспитательную работу с семьей, воспитание будущих родите­лей и воспитание настоящих родителей, повышение их педагоги­ческой компетентности.

5. Социальная политика государства - отсутствие госу­дарственной социальной политики защиты и поддержки детства.

Механизм устранения причины:

создание в каждом городе, районе системы социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных усло­вий, которая решала бы проблемы детей в совокупности и была бы направлена на реабилитацию ребенка и его социализацию в нормальную жизнь;

введение в действие положения о признании "детей, нуждаю­щихся в государственной защите" в закон или в Конституцию РФ с перечнем детей, относящихся к данной категории;

создание межведомственной программы "Семья".

6. Исчезновение системы воспитательной работы с деть­ми, подростками и родителями по месту жительства. Для восстановления такой работы необходимо:

проведение всеми ведомствами на муниципальном уровне праздников "Мой дворик", "Моя улица", праздника района в му­ниципальном образовании;

сооружение семьями площадок для детей и подростков и про­ведение игр на них;

привлечение общественных организаций, особенно при прове­дении акций "Матери против наркомании", "Построим игры для себя сами", "Праздник двора" и т.д.;

создание работающих клубов по месту жительства для родите­лей и детей при ЖЭУ, ДЭЗАх и т.д.

7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учи­тывающей традиционных форм духовности и нравствен­ности. Для борьбы с этим явлением надо:

создавать в каждом ведомстве молодежные общественные орга­низации с идеалами духовности и нравственности;

проводить молодежные слеты, олимпиады, игры и другие меро­приятия с целью пропаганды духовных ценностей, формирования любви к Родине, гордости за достижения.

8. Увеличение влияния СМИ, массовой культуры на
субкультуру молодого поколения –
разрыв поколений, про­паганда новых форм и ценностей поведения детей и молодежи че­рез средства массовой информации.

В механизм борьбы с этим влиянием надо ввести:

цензуру на показ фильмов и передач в дневное время, имею­щих порнографические сюжеты, на боевики, которые могут смот­реть дети и подростки;

новые циклы передач и программ для современной молодежи с содержанием, отвечающим духовности и нравственной ценности; пропагандировать образы положительных героев;

учебные телевизионные программы для детей и подростков по предметам учебных планов.

9. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав. Для устранения этого явления необхо­димы:

создание Ювенального суда, уполномоченной службы защиты прав детей;

законодательное творчество, направленное на предотвращение насилия в семье;

введение альтернативных форм наказания для подростков, со­вершивших правонарушения и преступления;

работа специалистов по оказанию помощи детям и подросткам, совершившим правонарушения, продолжение с ними встреч в СИЗО и ИЗО, в колониях. [25; 161].

Необходимо провести в жизнь перечисленные мероприятия. Выводы.

Создать новые формы устройства детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

Развить институт приемной семьи, так как выполнение фе­дерального закона невозможно из-за передачи материального обеспечения на муниципальный уровень (везде ответ один: "Нет денег").

Развивать систему устройства детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, в семьи на выходные дни, кани­кулы, праздники с оплатой семье пребывания в них детей.

Развивать альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, а не в уч­реждения.

Изменить типовое положение об учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерству образования разработать нормативно-пра­вовые и содержательные стороны деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и со­гласовать их с другими ведомствами.

Развивать систему постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выработать межве­домственные соглашения между органами опеки и попечительства и центром занятости по квотированию рабочих мест для детей-сирот.

Внести изменения в ФЗ, ст. 59 по поводу предоставления воспитаннику из детского дома возможности получать начальное, среднее профессиональное и высшее образование при возможности проживания в детском доме. Получение профессии у воспитанников детского дома должно определяться их возможностями, способностями и желанием.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.