Статья на тему «Причины появления детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Причины появления детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Анализ научных исследований, публицистики показывает, что существует достаточно большое количество причин, приводящих к появлению обездоленных детей. Можно более подробно описать несколько причин, приводящих к появлению детей, которые оказываются вне семьи. При описании причин, провоцирующих появление обездоленных детей, будут одновременно представлены и механизмы решения проблем данной категории детей. [42; 125].
1. Отказ родителей от детей, в том числе и при рождении. Как показывают статистические данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти. Причины отказа от детей в основном определены социально-экономическими факторами (оставляют детей матери из социально не защищенных семей, не имеющие хорошего образования и престижной профессии, молодые мамы и др.). В последние годы даже появился термин рыночный ребенок. Молодые женщины приезжают работать в большие города из стран ближнего зарубежья или средней полосы России, устроиться на работу не могут и поэтому идут торговать на рынки. Довольно часто такие женщины проживают в городе достаточно длительное время, заработанные деньги отправляют в свои семьи, зачастую их используют хозяева-наниматели, а родившихся детей они оставляют в родильных домах.
Механизм реализации мероприятий по устранению этого явления, по нашему мнению, должен выстраиваться в таком направлении: усиление ответственности родителей за жизнь и воспитание детей. Для этого необходимо изменение семейного кодекса и внесение поправок в Конституцию РФ об усилении ответственности родителей и введении реальных и действующих форм наказания за уклонение от воспитания, отказ от ребенка.
Решение данного вопроса вызывает ряд трудностей. Непонятным остается вопрос: Кто будет работать с родителями или мамами, которые оставляют детей в родильном доме? Здравоохранение, юстиция, Комитет по делам семьи и молодежи? Кто ответственен за решение данного вопроса? Все это остается на сегодняшний день нерешенным.
2. Отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родным, а также другим людям. В последнее время все чаще обнаруживаются факты, когда родители не заботятся о своих детях, а перекладывают воспитание на престарелых бабушек, других членов семьи, родственников, друзей и подруг, соседей, а иногда и просто незнакомых людей. Отсутствие ответственности за воспитание и заботу о детях в таком случае очень трудно выявляемо. Ребенок накормлен, не болтается на улице, одет и обут, но такое отношение не проходит для ребенка бесследно, и результат такого "воспитания" получается несколько отстраненный.
Механизм реализации контроля представляется следующий: введение совета по защите прав детей или уполномоченной службы защиты прав детей на всех уровнях, выявляющих нарушение прав ребенка в семье, в образовательных учреждениях и т.д. [50; 145].
Реформирование и усиление функций отделов по охране прав детей, введение дополнительных штатных единиц в эти отделы позволит проследить положение детей в семье на вверенной им территории. Решению данного вопроса мешает нахождение данного отдела в разных органах: образования, социальной защиты, здравоохранения. Необходимо было бы такой отдел оставить в конкретном ведомстве по всей России, например, при органах образования. Такое решение было бы единым для всей страны и облегчило бы решение многих вопросов. Механизм решения данной проблемы напрямую связан с усилением функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, что требует акцента на защитную функцию, а не на репрессивные меры.
Немаловажную роль играет работа ОПДН с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них. Важную роль сыграло бы введение статьи об уголовной наказуемости родителей при отсутствии с их стороны заботы о детях. Необходимо также внести изменения в понятия родительские права и родительская ответственность. Для решения данных вопросов необходима программа взаимодействия разных ведомств.
3. Эксплуатация детей в семье (экономическая, сексуальная и т.д.). Для борьбы с этим явлением необходимо внести поправку в Конституцию РФ или принять закон о предотвращении насилия в семье, а также ввести статьи в Уголовный кодекс об ответственности родителей за эксплуатацию детей в семье и установить формы наказания. В случаях сексуального посягательства на детей надо установить, кто и как возбуждает уголовное дело? Мать, например, чаще всего не верит ребенку, особенно, если домогательство со стороны отчима. По этому вопросу нет единого мнения. Нужен протокол согласованных действий разных ведомств по таким случаям с разъяснениями по вопросам законодательной базы. [49; 89].
4. Жестокое отношение к ребенку (побои, оставление без пищи, безнадзорность в течение несколько дней и т.д.). Надо в первую очередь установить, кто выявляет этих детей, так как юридические основы, законодательная база не прописаны ни в каком документе. Может ли врач возбудить уголовное дело по избиению ребенка, если он это обнаружил? Пока у нас в стране этого нет. При выявлении врачами таких случаев и даже при передачи информации в отдел опеки и попечительства, кто и на каком основании может возбудить уголовное дело или поставить вопрос о лишении родительских прав?
5. Собственное состояние детей (алкоголь, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуальность, психические расстройства). Здесь главная роль отводится здравоохранению (центры для таких детей и лечение их там), образованию и социальной защите (центры психолого-медико-социальной помощи и реабилитационные центры). К настоящему времени не отработан механизм передачи ребенка из одного учреждения в другое, существуют межведомственные барьеры.
Нужен протокол согласованных действий: кто направляет детей на лечение, кто их передает на реабилитацию, и на какой срок и кто с ними работает после того, как они вернулись в семью. Лучше всего это может делать Совет по защите прав несовершеннолетних, находящийся при администрации муниципальной власти, а все ведомства должны находиться в его подчинении.
Условия, провоцирующие социальное сиротство.
Приведем девять, на наш взгляд, основных условий.
1. Социально-экономические - безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи. [10; 56].
В стране нет государственной политики экономической поддержки семьи. По мнению представителей всех ведомств, самая главная причина, которая порождает сиротство, - экономическая - имеет самое трудное устранение. Эта задача должна стать фронтальной задачей государства. Некоторые формы экономической и социальной поддержки семьи имеются, многие прописаны только в законах, но не работают. Например, родители, имеющие детей, не должны попадать под сокращение, должны иметь дополнительные 2-3 дня к отпуску. На деле все не так. В первую очередь сокращают женщин, имеющих детей, особенно маленьких, так как они часто болеют. На производствах нет льгот для родителей, имеющих детей. Особенно усугубилось положение в связи с введением нового Трудового кодекса.
Необходимо ввести обязательную помощь производства родителям с детьми в виде денежных пособий, покупки одежды, обуви, путевок в лагеря отдыха, санатории, на лечение, на обучение и т.д.
Должны быть открыты бесплатные столовые для бедных семей с детьми или столовые с недорогой стоимостью блюд.
Нужен закон о социальных гарантиях граждан, в котором должно быть дано четкое понятие термина малоимущие и описаны все характеристики с учетом минимального прожиточного уровня, но только реального. В настоящее время государственное пособие на детей - это насмешка над идеей помощи семье с детьми, тем более что оно реально не выплачивается вовремя.
Механизм реализации предложений: согласованные действия министерств финансов, труда и социальной защиты, здравоохранения, образования. Контроль осуществляют Министерство юстиции и прокуратура. Необходим протокол согласованных действий.
Должны предоставляться льготы на получение жилья семьям с детьми, причем предоставление жилья должно быть в первую очередь и бесплатным.
2. Кризис семьи - распад семьи, рост внебрачной рождаемости детей, постоянный рост семейного алкоголизма, рост наркомании среди родителей, токсикомании, рост правонарушений родителями (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и т.д., а дети находятся в детских домах), ранняя рождаемость детей вне брака, в том числе и раннее материнство. [25; 153].
Для ликвидации указанных явлений надо изменить политику всех ведомств в области подготовки к семейной жизни, обучения родителей выполнять свои функции в вопросах воспитания детей и заботы о них, разъяснения ответственности родителей за воспитание и заботу о детях, воспитание законопослушных граждан.
При этом необходимо:
– разработать межведомственную программу подготовки к семейной жизни, в которую включить образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическую работу специалистов всех ведомств по месту жительства или приближенности к месту жительству в клубах для будущих матерей, для будущих молодых семей, для молодых семей;
– согласовать действия на муниципальном уровне комитетов по культуре, здравоохранению, ОППН, соцзащите, по физкультуре и спорту;
– создать центры помощи молодым мамам, в том числе одиноким, а также несовершеннолетним мамам с возможностью проживания в них. Это возможно в любом ведомстве и при межведомственном учреждении;
– расшить типы учреждений социально-педагогической поддержки в разных ведомствах, внести изменения в "Закон об образовании РФ" с перечнем учреждений образования и специалистов, ввести туда все названия имеющихся сегодня учреждений социально-педагогической поддержки (Центр семейного воспитания, Психолого-медико-педагогическая служба, Центр психолого-медико-социальной помощи, Кризисный центр, Социальная гостиница, Центр социально-трудовой адаптации подростков и т.д.). Необходимо согласование с министерствами финансов и труда и социальной защиты; [25; 154].
– внести поправки в законы, Семейный кодекс и Конституцию РФ, в которых указать юридическое право социального педагога или социального работника прихода в семью.
3. Педагогическая несостоятельность семьи - утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность, отсутствие ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку.
Механизм устранения причин:
– воспитательная работа с будущими родителями, формирование ценности ребенка для общества и семьи;
– социальная помощь родителям, которые заняты на работе, на службе;
– создание при центрах занятости отдела по оказанию помощи семье, службы помощи семье и т.д. (специалисты отдела социальной помощи приходят, чтобы забрать ребенка из школы и 2-3 часа побыть с ним);
– привлечение приходящих нянь, воспитателей, учителей, чтобы провести выходной с мальчиком (юноша, мужчина, если мальчика воспитывает одна мама) или с девочкой (девушка, женщина, если девочку воспитывает один папа), а также отвести ребенка на занятия, в кружок и т.д., если родители работают (чтобы ребенок не ходил один, не был безнадзорен и т.д.).
Протокол согласованных действий между ведомствами должен включать механизм реализации этой проблемы.
Необходимо внести в Семейный кодекс положение об обязанности родителей отвечать за жизнь и здоровье детей, не оставлять их одних, приводить и забирать из школы и т.д.
4. Снижение воспитательного потенциала системы образования - перекос в сторону образования, обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внеклассной и внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги.
Министерством образования должна быть разработана и внедрена "Программа воспитания", в которой особый акцент сделан на воспитательную работу с семьей, воспитание будущих родителей и воспитание настоящих родителей, повышение их педагогической компетентности.
5. Социальная политика государства - отсутствие государственной социальной политики защиты и поддержки детства.
Механизм устранения причины:
– создание в каждом городе, районе системы социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий, которая решала бы проблемы детей в совокупности и была бы направлена на реабилитацию ребенка и его социализацию в нормальную жизнь;
– введение в действие положения о признании "детей, нуждающихся в государственной защите" в закон или в Конституцию РФ с перечнем детей, относящихся к данной категории;
– создание межведомственной программы "Семья".
6. Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства. Для восстановления такой работы необходимо:
– проведение всеми ведомствами на муниципальном уровне праздников "Мой дворик", "Моя улица", праздника района в муниципальном образовании;
– сооружение семьями площадок для детей и подростков и проведение игр на них;
– привлечение общественных организаций, особенно при проведении акций "Матери против наркомании", "Построим игры для себя сами", "Праздник двора" и т.д.;
– создание работающих клубов по месту жительства для родителей и детей при ЖЭУ, ДЭЗАх и т.д.
7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных форм духовности и нравственности. Для борьбы с этим явлением надо:
– создавать в каждом ведомстве молодежные общественные организации с идеалами духовности и нравственности;
– проводить молодежные слеты, олимпиады, игры и другие мероприятия с целью пропаганды духовных ценностей, формирования любви к Родине, гордости за достижения.
8. Увеличение влияния СМИ, массовой культуры на
субкультуру молодого поколения – разрыв поколений, пропаганда новых форм и ценностей поведения детей и молодежи через средства массовой информации.
В механизм борьбы с этим влиянием надо ввести:
– цензуру на показ фильмов и передач в дневное время, имеющих порнографические сюжеты, на боевики, которые могут смотреть дети и подростки;
– новые циклы передач и программ для современной молодежи с содержанием, отвечающим духовности и нравственной ценности; пропагандировать образы положительных героев;
– учебные телевизионные программы для детей и подростков по предметам учебных планов.
9. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав. Для устранения этого явления необходимы:
– создание Ювенального суда, уполномоченной службы защиты прав детей;
– законодательное творчество, направленное на предотвращение насилия в семье;
– введение альтернативных форм наказания для подростков, совершивших правонарушения и преступления;
– работа специалистов по оказанию помощи детям и подросткам, совершившим правонарушения, продолжение с ними встреч в СИЗО и ИЗО, в колониях. [25; 161].
Необходимо провести в жизнь перечисленные мероприятия. Выводы.
Создать новые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развить институт приемной семьи, так как выполнение федерального закона невозможно из-за передачи материального обеспечения на муниципальный уровень (везде ответ один: "Нет денег").
Развивать систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на выходные дни, каникулы, праздники с оплатой семье пребывания в них детей.
Развивать альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, а не в учреждения.
Изменить типовое положение об учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерству образования разработать нормативно-правовые и содержательные стороны деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и согласовать их с другими ведомствами.
Развивать систему постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выработать межведомственные соглашения между органами опеки и попечительства и центром занятости по квотированию рабочих мест для детей-сирот.
Внести изменения в ФЗ, ст. 59 по поводу предоставления воспитаннику из детского дома возможности получать начальное, среднее профессиональное и высшее образование при возможности проживания в детском доме. Получение профессии у воспитанников детского дома должно определяться их возможностями, способностями и желанием.