Занятие в 3 классе на тему «Как найти выход из трудной ситуации»
Пояснительная записка к презентации
Направление: «Личностное развитие
и психологическая реабилитация»
Тема: «Как найти выход из трудной ситуации»
Цель: Формирование навыка поиска выхода из трудной ситуации.
Задачи:
Научить детей управлять своим настроением.
Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.
Развивать умение последовательно излагать свои мысли.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Планируемый результат:
Осознание детьми, что нет ситуации, из которой невозможно найти выход.
Оборудование: МО (ноутбук, доска, презентация), мягкая игрушка мышки и сломанная игрушка, пластилин, резиновый коврик, салфетки.
Ход занятия.
Слайд 1
Ритуал начала занятия: Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Возьмите сердечко и передайте его с улыбкой. Это и будет частичка хорошего настроения.
Введение в тему.
Слайд 2
Воспитатель: Можно ли грустить, когда улыбаешься?
Дети рассуждают.
Слайд 3
Воспитатель: Предлагаю, подумав о грустном, улыбнуться.
Дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением. Слайд 4
Воспитатель: Правильно ребята. Подумайте и скажите, а в вашей жизни были трудные ситуации, из которых вы не могли найти выхода, или вопросы, которые вы не могли решить?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы постараемся научиться находить выход из трудной ситуации и таким образом, тема нашего занятия «Как найти выход из трудной ситуации».
Слайд 5
Итак…
Коррекционно-развивающий блок
Слайд 6
Воспитатель: К нам в гости пришел мышонок Ля. Он грустит из-за возникших у него проблем. Папы на работе. Мама тоже. А если папа и мама дома, то они не играют с ним и все время чем – то заняты. С друзьями поссорился.
Что делать мышонку Ля в этом случае? Давайте ему подскажем.
Обсуждение:
Дети обсуждают и по очереди высказывают,
как можно изменить описанную ситуацию.
Воспитатель делает вывод: бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям. Например, папа и мама на работе. Мы же не можем сделать так, чтобы папа и мама не работали?! Что тогда кушать, во что одеваться, а подарки к празднику? Ситуацию изменить нельзя. Но можно:
Убраться дома и порадовать папу и маму.
Когда они придут домой поинтересоваться, как отработали и как у них настроение?
Нарисовать рисунок и подарить. Да еще и поцеловать.
Или УРА «Я один дома» - можно громко петь, играя шуметь и т.д. замечаний от уставших папы и мамы не будет.
Ситуацию не изменили, а отношение да. И так в любых трудных ситуациях, главное подумать.
Слайд 7
Воспитатель: Посмотрите, а мышонку Ля понравились наши советы. Он улыбается. Давайте и мы улыбнемся ему в ответ.
Физкультминутка.
Продолжение занятия…
Дети улыбаются.
Воспитатель: Давайте проведем необычный опыт и обсудим последствия этого опыта.
Слайд 8
Опыт «Сломалась игрушка»
Воспитатель: Посмотрите на экран, где изображена сломанная машинка. Ответьте на вопросы:
Может ли игрушка вновь стать целой?
Дети отвечают.
А если долго ждать?
Дети отвечают.
А если заплакать?
Дети отвечают.
А если закричать?
Дети отвечают.
Вывод: Еще раз повторяю, ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней.
Как можно изменить ситуацию со сломанной машинкой?
Дети рассуждают.
Слайд 9
Воспитатель: Подумайте над тем, как мышонку Ля можно изменить отношение к трудным ситуациям, которые его огорчают:
Поссорился с друзьями.
Мама и папа не обращают на него внимания.
Мышонку не знает, чем заняться.
Дети рассуждают и по очереди высказывают свое мнение.
На занятии необязательно показывать именно сломанную игрушку, можно показать разорванную книгу, разбитую чашку и т. Д. Главное — продемонстрировать детям ситуацию, которая подтверждает, что «слезами горю не поможешь», и настроить детей на поиск выхода из создавшейся ситуации.
- Теперь предлагаю вам непосредственно своими руками изменить ситуацию из трудной в позитивную. Итак….
УПРАЖНЕНИЕ «Измени отношение» (авторское)
Воспитатель раздает пластилин комками детям.
Напоминает правила работы с пластилином.
- Перед вами бесформенный пластилин. Он вам нравиться в таком виде?
Дети отвечают.
- Мне тоже не нравиться. Представьте, что это ваша проблема, которая и создала трудную ситуацию в вашей жизни. Что можно сделать с этой проблемой и тем самым найти выход из трудной ситуации?
Дети размышляют и предлагают варианты.
Идет обсуждение, что можно слепить.
Воспитатель предлагает слепить гладкий шар.
Дети работают, после обсуждают тактильные ощущения от прикосновения к шару, процесс работы. После предлагается украсить его.
Вывод: нам удалось из бесформенной массы пластилина, которая символизировала проблемы и трудную ситуацию, сформировать гладкий и красивый шар, который после еще мы и украсили – это выход из трудной ситуации. Главное не быть пассивным и не ныть: «Ой, как плохо все, ой, как решить проблему, ой как найти выход из трудной ситуации и т.д.», а быть активным, деятельным. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ – БЫТЬ СПОКОЙНЫМ, РАССУДИТЕЛЬНЫМ И АКТИВНЫМ.
Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Закончим его необычно – посмотрим мультфильм «Пух». У жителей луга и пруда каждый год было бедствие – тополиный пух, который мешал всем. Действительно трудная ситуация и нет вроде бы выхода. А вот и нет. Лунтик, и его друзья смогли изменить ситуацию. Итак, смотрим.
Слайд 11
Краткое обсуждение с детьми м/ф.
Вывод по занятию - наше отношение к проблеме может изменить проблему.
Обращение внимания на поделку из пластилина, которую дети сделали.
Ритуал окончания занятия:
Слайд 12
Эстафета настроения.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свое хорошее настроение, и она идёт от меня к Захару, от Захара к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение стало лучше, так как каждый из вас добавил частичку своего настроения. Пусть же она вас не покидает и греет»
Рефлексия:
Что больше всего понравилось на занятии, с каким настроением заканчиваем…