Урок русского языка «Придаточные предложения условные» (9 класс)
Урок «Придаточные предложения условные» 9 класс
1.Активизация деятельности учащихся с помощью уплотненного опроса:
1 вариант
-ответ по карточкам;
- устное объяснение домашнего упражнения;
- несколько учащихся обобщают, дополняют, исправляют (отметки ставятся в отдельную ведомость, итоговая оценка ставится по совокупности ответов).
2 вариант
-письменная проверка для всего класса (свободный диктант 5 предложений, ответить на вопросы 1-2 и т.д.);
- устно на аналогичные вопросы отвечают 2-3 человека.
3 вариант
-орфографическая пятиминутка (5 слов на доске с пропущенными орфограммами, задание: вставить буквы, объяснить);
-задание для всех: подобрать слова с этими орфограммами;
- сравнить два предложения с союзом И (с однородными членами, сложносочиненное предложение).
2.Знакомство с новым материалом.
Всегда ли можем совершать прогулку?
Ответом должно быть сложное предложение, где во второй части будет объясняться условие, необходимое для прогулки.
Например: Мы пойдем на прогулку, если будет хорошая погода.
Если я буду хорошо чувствовать себя, мы пойдем на прогулку.
Найдем главное и придаточное, задав вопрос. Начертим схему.
3.Обобщение: Придаточное условное содержит информацию об условиях выполнения того, о чём говорится в главном предложении.
4.Закрепление по учебнику: читаем определение в правиле.
5. Расширение знаний по теме: выясняем, какие союзы используются в придаточных условных, с помощью предложений на доске: Всякое дело нужно делать хорошо, коли (коль) взялся за него.
Раз дал слово, то держись.
Не будь его с нами, заблудились бы в лесу.
Анализируем, составляем схемы.
6. Закрепление:
- приводим устно свои примеры с такими же союзами.
- заканчиваем предложения:
Водой холодной обливайся, если…
Эта берёза скоро вырастет, коль…
- пишем диктант, в котором графически выделяем союзы и определяем вид придаточных предложений:
А) Когда мы приехали на турбазу, солнце уже село.
Б) В тот день, когда я готовилась к отъезду, шёл дождь.
В) Беда б не велика сначала, когда бы руки приложить.
Г) Сын спросил отца, когда он поедет за город.
- объясняем орфограммы. Обращаем внимание на предложение г). Личное местоимение ОН заменяет в слово ОТЦА, так как слово ОТЕЦ стоит в конце первого предложения.
7. Домашнее задание: Придумать 5 предложений придаточных условных с разными союзами на тему «От чего зависит успех девятиклассника?»