12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Александра Савельевна44
учитель математики
Россия, Свердловская обл., Каменск-Уральский
0

Методические указания «Приемы формирования познавательных УУД у учащихся с ОВЗ на уроках математики»

Антонова Александра Савельевна

учитель математики

МАОУ «СОШ № 19»

г. Каменск-Уральский



Приемы формирования познавательных УУД у учащихся с ОВЗ

на уроках математики


Увеличение численности обучающихся с нарушениями в психическом и(или) физическом развитии (с ограниченными возможностями здоровья – далее по тексту ОВЗ) определяет одно из приоритетных направлений развития современного образования – построение системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.

Большинство учащихся с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии имеют задержку психического развития (далее по тексту – ЗПР), которым характерны недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение), поверхностное мышление (склонность к шаблонам), медленное обдумывание и решение практической задачи.

Отдельного ФГОС ООО для детей с ОВЗ нет. Чтобы разработать АООП для учеников с ОВЗ используется ФГОС ООО, учитывая ФГОС НОО ОВЗ, чтобы соблюсти преемственность уровней образования).

Изучив нормативно-правовые документы (приложение 1), регламентирующие организацию обучения детей с ЗПР, можно сделать вывод о том, что основными различиями в освоении планируемых результатов образовательных программ являются требованиями к формированию «умению учиться» - универсальных учебных действий (далее по тексту – УУД) и в овладении практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми обучающемуся в повседневной жизни – жизненные компетенции. При этом предметные результаты освоения учащимися с ЗПР образовательных программ практически не изменились.

Таким образом, перед учителем возникает проблема в интеграции различных форм, методов, средств и способов инклюзивного обучения учащегося с ОВЗ в общеобразовательном классе для формирования УУД у всех учащихся и жизненных компетенций у учащегося с ОВЗ во время освоения учащимися предметных результатов.

Формирование вышеперечисленных действий и компетенций должно осуществляться на каждом уроке, в частности математике. «Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса» - Абросимова М. М.. В наибольшей степени на уроках математики мы развиваем познавательные УУД, которые включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.

Изучив приемы педагогической техники А.А. Гина, были выделены следующие приемы для развития познавательных УУД у учащихся с ЗПР на уроках математики.



Разделы урока

Прием

«Формула»

Примеры

Организационный этап/ Актуализация знаний.

Разминка

«Опрос/счет»

Актуализация основных понятий, правил, формулировок и формул.

На каждом уроке проводится простой опрос на индивидуальной карточке для ответов (выпишите из представленных чисел только двухзначные числа; выполните элементарные вычисления; ответьте на вопросы «Да/Нет» или «+ (верно) / - (не верно)»).

Целеполагание.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Привлекательная цель

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Помочь герою пройти испытания, чтобы найти спасти принцессу / открыть сундук с кодом.

Разыграть ситуацию с магазином (выполнение элементарных вычислений, проценты (скидка), округление).


Удивляй!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Назовите самое большое число!

Возьмите - 9 счетных палочек и разложите так, чтобы в каждой руке было поровну.

Построить треугольник и измерить его углы. Посчитать сумму углов в треугольнике.

Отсроченная отгадка

1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Предлагается вычислить «высоту» географических объектов (горы и моря). В результате учащийся придет к проблеме вычитания из меньшего большего.

Решение поставленной проблемы (изучение нового материала)

Вопросы к тексту

Перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составит к нему список вопросов.

Составить список вопросов к тексту (к каждому абзацу текста).

Смотри!

Показать примеры с использованием нового правила. Задача ученика по образцу сформулировать правило.

t1679939532aa.gif

t1679939532ab.gif

Подумайте, какие действия сделали и для чего?

Лабораторная работа

Выполнить простую лабораторную/практическую работу с выводом.

Выяснить сколько прямых можно провести через 1 точку, через 2 точки, через 3 точки?

Закрепление материала

Лови ошибку!

Некий учащийся решил задачу. Задача ученика найти ошибку в решении.

Некий учащийся (Имя) решил задачу. Проверь и поставь отметку.

Привлекательная цель

Учащийся продолжает выполнять цель (поставленную в целеполагании).

При оказании помощи герою отрабатывает решение задачи

Практические задачи

Применение правила в сюжетных задачах.

Во время урока технологии Коля собрал 2 изделия, Миша – 5 изделий, Сережа – 8 изделий. Сколько всего изделий сделали за урок ребята?

Своя опора

Ученик составляет авторский опорный конспект по теме.

Ведение тетради с опорными конспектами (сначала вместе с учителем, потом самостоятельно).

Свои примеры

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Придумайте пример из жизни, где бы пригодились формулы нахождения периметра и площади прямоугольника.

Контроль

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Учитель проводит тренировочный опрос, но не оценивает ответы либо предлагает оценить себя.

Ответьте на следующие вопросы.

Как вы оцениваете свои ответы?

Программируемый опрос

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

Тест

Домашнее задание

Задание массивом

Задать большой массив задач (примеров) сразу – в рамках большой изучаемой темы. Учащийся сам выбирает, какое количество задач (примеров) он решает. Оговаривается минимальный объем заданий.

Вычислите примеры на карточке 100 примеров). За 20 правильно решенных примеров – отметка 3. За 40 правильно решенных примеров – 4, за 60 правильно решенных примеров – 5.

Необычная обычность

Учитель задает домашнее задание необычным способом.

Предложить несколько заданий. Решить задание, под номером на котором выпал кубик-рубик.

Рефлексия

Опрос-итог

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока

Что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное). Что новое сегодня узнали? Чему научились?

Мордашки

Ученик сигнализирует о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунком.

На смайлике нарисовать свою эмоцию.


Данные приемы позволяют формировать познавательные УУД детей с ОВЗ на уроках математики.

Приложение 1.

Общеобразовательная программа

Адаптивная программа (формирование жизненных компетенций)

Личностные результаты

осознание своего статуса в социуме;

умение адекватно оценивать ситуации и свое поведение в них с принятыми нормами поведения;

жизненное самоопределение;

самообразование.


адекватное представления о собственных возможностях и ограничениях;

самообслуживание;

знание норм поведения в различных ситуациях, умение выделять ситуации требующие привлечения взрослых/товарищей и умение обратиться за помощью;

проявление активности в общении и в помощи другим.

Метапредметные результаты

умение применять свой опыт в учебно-познавательной деятельности и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.


умение оценивать свои возможности в различных ситуациях (безопасно / опасно);

умение использовать вещи в соответствии с их функциями;

умение ориентироваться в знакомых пространствах (в расписании уроков/распорядке дня), изучать новые пространства;

умение брать на себя посильную ответственность в быту/жизни школы;

формирование представлений о явлениях окружающей среды;

проявление любознательности, умение задавать вопросы и исследовать совместно со взрослым;

умение формулировать свои впечатления, умозаключения так, чтобы было понятно другим;

умение использовать коммуникацию как средство решения возникшей проблемы;

умение вести разговор (задавать вопросы, узнавать информацию, просить о помощи, корректно отказывать, выражать свое мнение.


Приложение 2

Сравнительная характеристика

Основная программа

Адаптированная программа

Срок получения ООО

5 лет

5-6 лет

Личностные результаты

Сформированность целостного представления роли учащегося во всех сферах жизнедеятельности человека и его осознанного взаимодействия с другими.

Сформированность способность к социальной адаптации, умений выполнять задания по алгоритму, способность к самообслуживанию.

Предметные результаты

Владение всеми доступными методами научного познания, используемые при изучении физики и химии

Владение основными доступными методами научного познания, используемые при изучении физики и химии

Коррекционная работа


Психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся, создание оптимальных условий для возможности обучения

Приложение 3.

Познавательные УУД Федеральная образовательная программы основного общего образования (Редакция от 2 янв 2023 Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993).

18.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:

познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);

25.2.3.3. Математика и информатика.

25.2.3.3.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых логических действий.

Выявлять качества, свойства, характеристики математических объектов.

Различать свойства и признаки объектов.

Сравнивать, упорядочивать, классифицировать числа, величины, выражения, формулы, графики, геометрические фигуры и другие.

Устанавливать связи и отношения, проводить аналогии, распознавать зависимости между объектами.

Анализировать изменения и находить закономерности.

Формулировать и использовать определения понятий, теоремы; выводить следствия, строить отрицания, формулировать обратные теоремы.

Использовать логические связки "и", "или", "если..., то...".

Обобщать и конкретизировать; строить заключения от общего к частному и от частного к общему.

Использовать кванторы "все", "всякий", "любой", "некоторый", "существует"; приводить пример и контрпример.

Различать, распознавать верные и неверные утверждения.

Выражать отношения, зависимости, правила, закономерности с помощью формул.

Моделировать отношения между объектами, использовать символьные и графические модели.

Воспроизводить и строить логические цепочки утверждений, прямые и от противного.

Устанавливать противоречия в рассуждениях.

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев.

25.2.3.3.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых исследовательских действий.

Формулировать вопросы исследовательского характера о свойствах математических объектов, влиянии на свойства отдельных элементов и параметров; выдвигать гипотезы, разбирать различные варианты; использовать пример, аналогию и обобщение.

Доказывать, обосновывать, аргументировать свои суждения, выводы, закономерности и результаты.

Дописывать выводы, результаты опытов, экспериментов, исследований, используя математический язык и символику.

Оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

25.2.3.3.3. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части работы с информацией.

Использовать таблицы и схемы для структурированного представления информации, графические способы представления данных.

Переводить вербальную информацию в графическую форму и наоборот.

Выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения учебной или практической задачи.

Распознавать неверную информацию, данные, утверждения; устанавливать противоречия в фактах, данных.

Находить ошибки в неверных утверждениях и исправлять их.

Оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.