Методические указания «Приёмы формирования познавательных УУД у учащихся с ОВЗ на уроках математики»
Антонова Александра Савельевна
учитель математики
МАОУ «СОШ № 19»
г. Каменск-Уральский
Приемы формирования познавательных УУД у учащихся с ОВЗ
на уроках математики
Увеличение численности обучающихся с нарушениями в психическом и(или) физическом развитии (с ограниченными возможностями здоровья – далее по тексту ОВЗ) определяет одно из приоритетных направлений развития современного образования – построение системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.
Большинство учащихся с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии имеют задержку психического развития (далее по тексту – ЗПР), которым характерны недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение), поверхностное мышление (склонность к шаблонам), медленное обдумывание и решение практической задачи.
Отдельного ФГОС ООО для детей с ОВЗ нет. Чтобы разработать АООП для учеников с ОВЗ используется ФГОС ООО, учитывая ФГОС НОО ОВЗ, чтобы соблюсти преемственность уровней образования).
Изучив нормативно-правовые документы (приложение 1), регламентирующие организацию обучения детей с ЗПР, можно сделать вывод о том, что основными различиями в освоении планируемых результатов образовательных программ являются требованиями к формированию «умению учиться» - универсальных учебных действий (далее по тексту – УУД) и в овладении практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми обучающемуся в повседневной жизни – жизненные компетенции. При этом предметные результаты освоения учащимися с ЗПР образовательных программ практически не изменились.
Таким образом, перед учителем возникает проблема в интеграции различных форм, методов, средств и способов инклюзивного обучения учащегося с ОВЗ в общеобразовательном классе для формирования УУД у всех учащихся и жизненных компетенций у учащегося с ОВЗ во время освоения учащимися предметных результатов.
Формирование вышеперечисленных действий и компетенций должно осуществляться на каждом уроке, в частности математике. «Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса» - Абросимова М. М.. В наибольшей степени на уроках математики мы развиваем познавательные УУД, которые включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
Изучив приемы педагогической техники А.А. Гина, были выделены следующие приемы для развития познавательных УУД у учащихся с ЗПР на уроках математики.
Разделы урока | Прием | «Формула» | Примеры |
Организационный этап/ Актуализация знаний. | Разминка «Опрос/счет» | Актуализация основных понятий, правил, формулировок и формул. | На каждом уроке проводится простой опрос на индивидуальной карточке для ответов (выпишите из представленных чисел только двухзначные числа; выполните элементарные вычисления; ответьте на вопросы «Да/Нет» или «+ (верно) / - (не верно)»). |
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся | Привлекательная цель | Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. | Помочь герою пройти испытания, чтобы найти спасти принцессу / открыть сундук с кодом. Разыграть ситуацию с магазином (выполнение элементарных вычислений, проценты (скидка), округление). |
Удивляй! | Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. | Назовите самое большое число! Возьмите - 9 счетных палочек и разложите так, чтобы в каждой руке было поровну. Построить треугольник и измерить его углы. Посчитать сумму углов в треугольнике. | |
Отсроченная отгадка | 1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. | Предлагается вычислить «высоту» географических объектов (горы и моря). В результате учащийся придет к проблеме вычитания из меньшего большего. | |
Решение поставленной проблемы (изучение нового материала) | Вопросы к тексту | Перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составит к нему список вопросов. | Составить список вопросов к тексту (к каждому абзацу текста). |
Смотри! | Показать примеры с использованием нового правила. Задача ученика по образцу сформулировать правило. | Подумайте, какие действия сделали и для чего? | |
Лабораторная работа | Выполнить простую лабораторную/практическую работу с выводом. | Выяснить сколько прямых можно провести через 1 точку, через 2 точки, через 3 точки? | |
Закрепление материала | Лови ошибку! | Некий учащийся решил задачу. Задача ученика найти ошибку в решении. | Некий учащийся (Имя) решил задачу. Проверь и поставь отметку. |
Привлекательная цель | Учащийся продолжает выполнять цель (поставленную в целеполагании). | При оказании помощи герою отрабатывает решение задачи | |
Практические задачи | Применение правила в сюжетных задачах. | Во время урока технологии Коля собрал 2 изделия, Миша – 5 изделий, Сережа – 8 изделий. Сколько всего изделий сделали за урок ребята? | |
Своя опора | Ученик составляет авторский опорный конспект по теме. | Ведение тетради с опорными конспектами (сначала вместе с учителем, потом самостоятельно). | |
Свои примеры | Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. | Придумайте пример из жизни, где бы пригодились формулы нахождения периметра и площади прямоугольника. | |
Контроль | Щадящий опрос Идеальный опрос | Учитель проводит тренировочный опрос, но не оценивает ответы либо предлагает оценить себя. | Ответьте на следующие вопросы. Как вы оцениваете свои ответы? |
Программируемый опрос | Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. | Тест | |
Домашнее задание | Задание массивом | Задать большой массив задач (примеров) сразу – в рамках большой изучаемой темы. Учащийся сам выбирает, какое количество задач (примеров) он решает. Оговаривается минимальный объем заданий. | Вычислите примеры на карточке 100 примеров). За 20 правильно решенных примеров – отметка 3. За 40 правильно решенных примеров – 4, за 60 правильно решенных примеров – 5. |
Необычная обычность | Учитель задает домашнее задание необычным способом. | Предложить несколько заданий. Решить задание, под номером на котором выпал кубик-рубик. | |
Рефлексия | Опрос-итог | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока | Что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное). Что новое сегодня узнали? Чему научились? |
Мордашки | Ученик сигнализирует о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунком. | На смайлике нарисовать свою эмоцию. |
Данные приемы позволяют формировать познавательные УУД детей с ОВЗ на уроках математики.
Приложение 1.
Общеобразовательная программа | Адаптивная программа (формирование жизненных компетенций) |
Личностные результаты | |
осознание своего статуса в социуме; умение адекватно оценивать ситуации и свое поведение в них с принятыми нормами поведения; жизненное самоопределение; самообразование. | адекватное представления о собственных возможностях и ограничениях; самообслуживание; знание норм поведения в различных ситуациях, умение выделять ситуации требующие привлечения взрослых/товарищей и умение обратиться за помощью; проявление активности в общении и в помощи другим. |
Метапредметные результаты | |
умение применять свой опыт в учебно-познавательной деятельности и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. | умение оценивать свои возможности в различных ситуациях (безопасно / опасно); умение использовать вещи в соответствии с их функциями; умение ориентироваться в знакомых пространствах (в расписании уроков/распорядке дня), изучать новые пространства; умение брать на себя посильную ответственность в быту/жизни школы; формирование представлений о явлениях окружающей среды; проявление любознательности, умение задавать вопросы и исследовать совместно со взрослым; умение формулировать свои впечатления, умозаключения так, чтобы было понятно другим; умение использовать коммуникацию как средство решения возникшей проблемы; умение вести разговор (задавать вопросы, узнавать информацию, просить о помощи, корректно отказывать, выражать свое мнение. |
Приложение 2
Сравнительная характеристика | Основная программа | Адаптированная программа |
Срок получения ООО | 5 лет | 5-6 лет |
Личностные результаты | Сформированность целостного представления роли учащегося во всех сферах жизнедеятельности человека и его осознанного взаимодействия с другими. | Сформированность способность к социальной адаптации, умений выполнять задания по алгоритму, способность к самообслуживанию. |
Предметные результаты | Владение всеми доступными методами научного познания, используемые при изучении физики и химии | Владение основными доступными методами научного познания, используемые при изучении физики и химии |
Коррекционная работа | Психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся, создание оптимальных условий для возможности обучения |
Приложение 3.
Познавательные УУД Федеральная образовательная программы основного общего образования (Редакция от 2 янв 2023 Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993).
18.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
25.2.3.3. Математика и информатика.
25.2.3.3.1. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых логических действий.
Выявлять качества, свойства, характеристики математических объектов.
Различать свойства и признаки объектов.
Сравнивать, упорядочивать, классифицировать числа, величины, выражения, формулы, графики, геометрические фигуры и другие.
Устанавливать связи и отношения, проводить аналогии, распознавать зависимости между объектами.
Анализировать изменения и находить закономерности.
Формулировать и использовать определения понятий, теоремы; выводить следствия, строить отрицания, формулировать обратные теоремы.
Использовать логические связки "и", "или", "если..., то...".
Обобщать и конкретизировать; строить заключения от общего к частному и от частного к общему.
Использовать кванторы "все", "всякий", "любой", "некоторый", "существует"; приводить пример и контрпример.
Различать, распознавать верные и неверные утверждения.
Выражать отношения, зависимости, правила, закономерности с помощью формул.
Моделировать отношения между объектами, использовать символьные и графические модели.
Воспроизводить и строить логические цепочки утверждений, прямые и от противного.
Устанавливать противоречия в рассуждениях.
Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев.
25.2.3.3.2. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части базовых исследовательских действий.
Формулировать вопросы исследовательского характера о свойствах математических объектов, влиянии на свойства отдельных элементов и параметров; выдвигать гипотезы, разбирать различные варианты; использовать пример, аналогию и обобщение.
Доказывать, обосновывать, аргументировать свои суждения, выводы, закономерности и результаты.
Дописывать выводы, результаты опытов, экспериментов, исследований, используя математический язык и символику.
Оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
25.2.3.3.3. Формирование универсальных учебных познавательных действий в части работы с информацией.
Использовать таблицы и схемы для структурированного представления информации, графические способы представления данных.
Переводить вербальную информацию в графическую форму и наоборот.
Выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения учебной или практической задачи.
Распознавать неверную информацию, данные, утверждения; устанавливать противоречия в фактах, данных.
Находить ошибки в неверных утверждениях и исправлять их.
Оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.