Статья «Приемы и способы повышения интереса к уроку русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы»
Сведения об авторе:
Шефер Елена Харитоновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «В(С)Ш № 1» города Новосибирска, Новосибирская область, город Новосибирск.
Заголовок: «Приемы и способы повышения интереса к уроку русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы»
Активные формы и методы урока с целью формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы.
Одним из факторов специфики вечерней школы, является контингент учащихся. Кто в основном обучается в вечерней школе? Во – первых: это подростки, характеризующиеся как педагогически запущенные с низким уровнем мотивации к учёбе, не имеющие основного образования по социальным причинам, выбывшие из дневной школы из-за низкой успеваемости, посещаемости. Дети, у которых были конфликты с учителями и одноклассниками. К этой категории в последнее время прибавился большой процент учащихся, проходящих повторный курс обучения в 9 - 11 классе (не сдавших ОГЭ по одному или двум предметам). Во – вторых: это люди, не получившие среднего образования в силу каких-то причин: обучающиеся в училище по специальности без получения аттестата о среднем образовании, не закончившие учёбу в училищах и колледжах, имеющие необходимость трудовой деятельности, вступившие в ранний брак и занятые воспитанием детей.
Перечисленные категории лиц имеют различные психолого-педагогические характеристики по умственному развитию и способностям, уровню подготовленности к обучению, мотивации к обучению, по возрастному и жизненному опыту. Разнородность контингента приводит к изменению социальной роли каждого учащегося в условиях вечерней школы (подросток ощущает себя уже взрослым, а взрослый – школьником), в результате – нарушение процесса социализации. Таким образом, контингент учащихся вечерней школы неоднороден по возрасту, интересам, профессиональному самоопределению.
Основная «миссия» общеобразовательной организации в самосознании её педагогического коллектива – создание условий для внедрения в воспитательный процесс школы новых форм, методов и технологий, которые бы обеспечили успешную социализацию учащихся, помогли им в дальнейшем становлении, научили позитивному общению друг с другом и социумом в целом.
В связи с особенностями обучающихся вечерней школы, необходимо уделять важную роль в формировании познавательного интереса к предмету, для чего на уроках используются различные методы и формы обучения.
В целях достижения основной цели образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» - освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО в вечерней школе реализуются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, словесные, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные: модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов.
Такие формы организации урока как урок - лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен реализуется интегрирующая роль, поскольку они включают в себя цели, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Главными задачами реализации программы являются:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Таким образом, систематическая организация работы на уроках в сочетании с различными методами и формами обучения, позволяет выработать у обучающихся устойчивые навыки познавательного интереса к предмету. Это способствует увеличению темпа освоения изучаемого материала, осуществлению практических навыков изучаемого предмета, конкурентоспособности, следовательно, и мотивации к обучению.
Список использованной литературы и источников:
Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с.;
Кодификация РФ. Действующее законодательство Российской Федерации // [Электронный ресурс] – URL: https://rulaws.ru/acts/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obschego-obrazovaniya/ (дата обращения 01.04.2023).