12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Олеговна Морозова2010
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

"Домашний эксперимент и исследование как способ повышения интереса к учебному предмету"

«ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ»


Автор: И. О. Морозова, преподаватель химии СПб ГБ ПОУ «Колледж «ПетроСтройСервис»


Обучающиеся учреждений среднего профессионального образования поступают в колледжи и техникумы по различным причинам. Кто-то не находит общего языка с учителями школ, кто-то не может соответствовать высокому уровню требований по учебным дисциплинам и уходит из школ в надежде на пониженный уровень сложности в колледжах, кто-то предполагает, что столкнется более с профессиональными предметами, чем с общеобразовательными.

Предмет «Химия» достаточно часто воспринимается обучающимися как один из самых сложных. Регулярно на уроке можно услышать фразу: «Я никогда не понимал и не понимаю химию». Причин подобного отношения тоже может быть много — от отсутствия постоянного учителя химия в штате школы до действительной неспособности конкретного ученика разобраться в предмете.

Какими бы ни были причины низкого уровня интереса к химии со стороны обучающихся очевидно, что во время проведения лабораторных работ явно видно их стремление выполнить задание. К сожалению, количество лабораторных работ в соответствии с поурочно-тематическим планированием очень мало. Поэтому поддержать заинтересованность учащихся могут различные виды исследовательских и экспериментальных заданий, проводимых в домашних условиях.

Например, при изучении темы «Углеводы» можно дать задание провести в домашних условиях эксперимент с пищевыми продуктами и йодом. В ходе которого учащиеся должны взять небольшое количество (для твердых продуктов кусочек размером не более 1*1 см; для жидких продуктов — 1-2 капли) шести пищевых продуктов: два, относящихся к овощам и фруктам (один из них — обязательно картофель); два, относящихся к молочным продуктам или маслам; два, относящихся к мясным или рыбным продуктам. Положить каждый образец на блюдце или тарелку. Капнуть на образец 1 — 2 капли йода. Сфотографировать результат. Описать результат. Сделать вывод о наличии или отсутствии в образце исходного органического вещества. Оформить отчет. Такое задание позволит обучающимся не только осознать суть реакции, но и оценить качество пищевых продуктов.

При изучении темы «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты» полезной представляется исследовательская работа о составе предметов бытовой химии. В ходе которой учащиеся должны из домашних предметов бытовой химии (средство для мытья посуды, стиральный порошок, освежитель воздуха, средство для чистки обуви и т. п.) выбрать один предмет, на этикетке которого в разделе «Состав» указаны хотя бы два кислородсодержащих органических соединения. Сфотографировать выбранный предмет бытовой химии целиком, отдельно сфотографировать этикетку. Выписать названия тех кислородсодержащих составляющих. Найти информацию о составе и строении названных кислородсодержащих органических соединений, а также о влиянии на организм человека этих веществ. Сделать вывод правилах использования выбранных средств бытовой химии. Оформить отчет. Выполнение такого задания позволит учащимся оценить химические свойства кислородсодержащих органических соединений, а также разобраться с правилами применения бытовых химикатов.

При изучении темы «Физическая химия. Вязкость жидкостей» можно дать обучающимся экспериментальное задание, в котором они должны будут в три одинаковых емкости (желательно узких и высоких, но с прозрачными стенками) налить одинаковое количество жидкостей, например, воду, подсолнечное масло и глицерин. Взять три одинаковый металлических предмета (гайки, шайбы и т. д.). Поочередно опускать предмет в емкость и включать секундомер. Записать время опускания предмета до дна емкости. По полученным значениям времени сделать вывод о величинах вязкости. Подобное задание дает учащимся возможность наглядно убедиться во влиянии вязкости на физико-химические свойства жидкостей.

Также возможно чередование домашних экспериментов с исследовательскими работами, более привычными учащимся. Такими, как написание рефератов, составление компьютерных презентаций, подготовка сообщений и докладов.

Представляется, что самостоятельное выполнение экспериментальных и исследовательских заданий в домашних условиях более заинтересовывает обучающихся, чем теоретическое обучение. При этом у молодых людей не только происходит закрепление материала, но и приходит осознание реальной связи учебного предмета «Химия» с повседневными бытовыми явлениями, с которыми человек сталкивается ежедневно.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.